Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста;
2. изучить критерии и уровни нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста;
3. выявить и экспериментально обосновать методы и приемы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста..docx

— 107.42 Кб (Скачать)

Таким образом, в младшем  школьном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это  находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе  и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые  формы активности, занятий. Они стараются  по началу вести себя так, как принято  в этой группе, подчиняясь законам  и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству  среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий  язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений  в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися  у ребенка в течение первых пяти лет его жизни.

Дети стремятся к совершенствованию  навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся  в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение  в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение  очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию  получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок  участвует в новых деловых  отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и  ребенок просто вынужден учиться  развивать свои способности и  качества.[Волков, 2000: 313]

1.2 Сущность понятий  «нравственное воспитание» и  «нравственные ценности»

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/–  мораль. «Нравы» – это те эталоны  и нормы, которыми руководствуются  люди в своем поведении, в своих  повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся  силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.[Харламов, 2003: 53]

Абстрактный слой морали отражается в понятии "нравственной ценности". Обобщенные представления о чем-то предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и  принципы, подчиняющие поведение  человека.

В педагогической классификации  общечеловеческие ценности выступают  как детерминанты учебно-воспитательного  процесса, как системообразующие  линии воспитательной работы в образовательных учреждениях. Для обозначения предметов и их свойств, как объектов потребностей ребенка, традиционно употребляется понятие "благо". В этом понятии отражается нечто полезное, а в понятии "ценность" - смысл того, что эти качества в благах люди ценят и реализуют в практической деятельности. В связи с этим ценности можно подразделить на предметные (природные) и социально-культурные явления, актуальные и потенциальные предметы человеческой деятельности, субъективные критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок и закрепляются в общественном сознании как идеи, идеалы, принципы, цели деятельности и служат её ориентациями.

Ценности приобретают  личностный смысл для индивида, коллектива, социальной группы, как идеал человеческой деятельности, как свойство объекта, удовлетворяющего потребность и  т.д. Именно ценностные смыслы определяют позиции личности, её цели и содержание жизнедеятельности. Приобретение ребенком осознаваемых смыслов, позволяет ему  изменять свой облик, продвигаться в  личностном саморазвитии и самосовершенствовании.

Ценности формируются  в процессе переживания и осознания  младшим школьником значимости некоторых  внешних факторов, предметов или  явлений, с которыми он вступает во взаимодействие.

Становление системы ценностей  — это последовательный и длительный процесс, при котором ценности подвергаются метаморфозам, проходят определённые состояния: из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольные, из неосознаваемых в сознательные, что в свою очередь предъявляет  особые требования не только к содержанию, технологиям, методикам, но и к логике образовательного процесса.

Нравственность состоит  в осознании выполняемых личностью  тех или иных моральных норм и  требований на основе внутренней потребности  и способности следовать им в  каждый данный момент своей жизни  и деятельности. Нравственность есть усвоенная и принятая личностью  мораль.

Нравственность определяется сферой поступков по отношению к  другим людям, отражая практически - деятельностную позицию человека. При этом нравственность не является врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения  с людьми. Чем раньше начнется приобщение ребенка к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся  как черты личности, составляя  моральный облик человека.

Нравственность младшего школьника - это совокупность его  сознания, навыков и привычек, связанных  с соблюдением моральных норм и требований. Правила и требования морали только тогда станут нравственными  характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и  неуклонно соблюдаться.

Нравственный человек, тот, для которого нормы, правила и  требования морали выступают как  его собственные взгляды и  убеждения, как глубоко осмысленные  и привычные формы поведения, не имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями. Это  то, как ведет себя ученик в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля извне. Выработка таких взглядов, убеждений и соответствующих  им привычек составляет цель нравственного  воспитания.

Выделение нравственности как  образующего личность начала правомерно, поскольку человек всегда оценивается  с точки зрения морали, ценностей, норм и эталонов, принятых в социуме. Так, И.С. Якиманская видит важнейшей  целью воспитания ориентацию школьника, прежде всего, «на ценности, чем на конечные цели (главным становится вопрос «каким быть», а не «кем быть»)».

Успешность воспитательного  процесса зависит от многих психолого-педагогических факторов, но в первую очередь от мотивации воспитанников.

Нравственные ценности –  высшие ценности человека, главными категориями  их определяющими являются категория  добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного  поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как  добрые, благие, справедливые.

Общей категорией для обозначения  нравственных ценностей является категория  добра (блага), которая охватывает всю  неопределенную совокупность действий, принципов и норм нравственного.

Нравственные ценности являются генетически производными от ценностей  общества и выступают как внутренние носители социальной регуляции, устойчивые мотивационные образования, которые  проявляются, с одной стороны, в  стремлении человека к отношениям и  поступкам, соответствующим моральным  нормам, с другой стороны, в осознании  себя свободной, совестливой и ответственной  личностью.

Следует подчеркнуть, что  обогащение мира нравственных ценностей  является нравственное совершенствование  личности.[Божович, 2000: 173]

Вместе с тем моральные  требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений  о том, как надо человеку жить, вести  себя в обществе и т.д.

Воспитание – процесс  целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое  и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей  целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание»  всеобъемлюще. Оно пронизывает все  стороны жизнедеятельности человека.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое  воздействие на сознание, чувства  и поведение воспитанников с  целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям  общественной морали.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как  целостный педагогический процесс.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно  цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи  с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение  нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения  как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и  социальные явления.[Каиров, 1999: 103]

Основные задачи нравственного  воспитания:

1. формирование нравственного  сознания;

2. воспитание и развитие  нравственных чувств;

3. выработка умений и  привычек нравственного поведения.

Итак, нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое  воздействие на сознание, чувства  и поведение воспитанников с  целью формирования у них нравственных ценностей, соответствующих требованиям  общественной морали.

Важнейшим средством нравственного  воспитания является использование  созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного  поведения, к которому стремится  человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы  взглядов и убеждений, в которой  человек выражает свое отношение  к окружающей его природной и  социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение  человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и  оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими  людьми.

1.3 Критерии и  уровни диагностики нравственной  воспитанности детей младшего  школьного возраста

Нравственная воспитанность  характеризуется уровнем знаний сущности и пониманием нравственных качеств, норм, правил, осознанным принятием  общечеловеческих ценностей и ориентированностью на них в любой, в том числе  эстетической, творчески направленной деятельности, а также характером и уровнем эмоциональных проявлений.

Выделим критерии нравственной воспитанности детей младшего школьного  возраста:

1) когнитивный критерий, его  показатель: полнота и объем нравственных  представлений и понятий;

2) эмоционально-ценностный  критерий, его показатели:

а) убеждение в необходимости  ценностного отношения к людям;

б) способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений;

3) поведенческий критерий, его показатели:

а) способность дать нравственную оценку поведению своему и окружающих;

б) наличие практического  опыта готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в  поведении;

в) степень самостоятельности в нравственном выборе в ходе преодоления проблем (трудностей, препятствий), руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения.[Колдунов, 2007: 91]

Система деятельности по диагностике  и целенаправленному повышению  психологической культуры учащихся – относительно недавно возникшее  направление психолого-педагогической деятельности.

Развитие психологической  культуры личности – это приобретение ребятами таких знаний, умений, которые  помогали бы им познавать свой внутренний мир, строить свою жизнь, выбирать жизненный  путь. Большое значение при этом оказывает то, какие воспитательные методы и приемы применяет педагог  в работе с ребенком.

Воспитание нравственности, целеустремленности, культуры общения, ценностных ориентаций личности –  таким задачам, как правило, отдают приоритет педагоги на сегодняшний  день. Ведь ценностные ориентации, в  отличие от норматива, предполагают выбор личности (от отдельного поступка до жизненного пути), и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются смыслообразующие мотивы. При этом ценность может выполнять  функцию мотива, т.е. побуждать и  направлять реальное поведение человека. Между ценностью и нормой может  возникнуть внутренний конфликт, определяемый как расхождение между долгом и желанием, понимаемым и реально  действующим, желаемым и доступным. Способность к выбору, сложившемуся на основе сложившихся ценностей  – одна из сущностных характеристик  человека. Ценностно-смысловой компонент  составляет «ядро» структуры личности и характеризует её направленность.

Нацеленность современного образования на становление базиса личностной культуры учащихся, частью которой является психологическая  культура, приводит к необходимости  разработки её диагностики.

Существует ряд методик  выявляющих уровень нравственной воспитанности  обучающихся.

Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста