Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста;
2. изучить критерии и уровни нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста;
3. выявить и экспериментально обосновать методы и приемы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста..docx

— 107.42 Кб (Скачать)

Воспитание нравственных ценностей младших школьников может  способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая  развитие нравственных качеств личности.

И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.

 

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Практическая  психология [Текст]/Г.С. Абрамова. - Москва, 2004.- 471с.

2. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]/ Ю.К. Бабанский. – Москва, 1999.-374с.

3. Богданова, О.С. Этические  беседы с школьниками [Текст]/О.С.Богданова.  – Москва, 2007.-310с.

4. Божович, Л.И., Нравственное  формирование личности школьника  в коллективе [Текст]/Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468с.

5. Волков, Б.С., Детская психология  развития [Текст]/Б.С. Волков. - Москва, 2000.-576с.

6. Григорович, Л.А. Педагогика  и психология [Текст]/Л.А.Григорович. - Минск, 2004.-312с.

7. Каиров, И.А. Азбука нравственного  воспитания [Текст]/И. А. Каиров. –  Москва, 2006.- 201с.

8. Каиров, И.А. Нравственное  развитие младших школьников  в процессе воспитания [Текст]/ И.А.  Каиров. - Москва, 2005.-213с.

9. Калюжный, А.А. Роль учителя  в нравственном воспитании школьников [Текст]/ А.А. Калюжный. – Москва, 2008.-205с.

10. Колдунов, Я.И. Нравственное  воспитание личности школьника  [Текст]/Я.И.Колдунова. - Калуга, 2007.-197с.

11. Кузнецова, Л. В. Гармоническое  развитие личности младшего школьника  [Текст]/Л.В.Кузнецова. – Москва, 2008.-241с.

12. Лихачёв, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т. Лихачев. – Москва, 2006.-601с.

13. Маклаков, А.Г. Общая  психология [Текст]/А.Г.Малков. - СПб., 2004.-318с.

14. Малиночкин, Э.Т. Педагогика [Текст]/Э. Т. Малиночкин. – Москва, 2002.-430с.

15. Марьенко, И.С. Нравственное  становление личности [Текст]/И.С.  Марьенко. - Москва, 2005.219с.

16. Натанзон, Э.Ш. Психологический  анализ поступков ученика [Текст]/Э.Ш.  Натанзон. – Москва, 2001.-349с.

17. Немов, Р. С. Психология [Текст]/Р.С.Немов – Москва, 2000.-691с.

18. Щукина, Г.И. Педагогика  школы [Текст]/ Г.И.Щукина. – Москва, 1998.-291с.

19. Подласый, П.И. Педагогика [Тест] / П.И. Подласый. – Москва, 2001.-437с.

20. Рахимов, А.З. Роль  нравственного воспитания в формировании  личности [Текст] / А.З. Рахимов. - СПб., 2008-169с.

21. Реан, А.А., Психология и  педагогика [Текст] / А.А. Реан.– СПб., 2000.-263с.

22. Рожков, М. И. Организация  воспитательного процесса в школе  [Текст]/И.И.Рожков. – Москва, 2000.-309с.

23. Рубинштейн, С. Л. Психолого–педагогические  проблемы нравственного воспитания  школьников [Текст]/С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1996.-350с.

24. Сенько, В. Г. Воспитание  у младших школьников норм  поведения [Текст] / В.Г.Сенько. –  Минск, 2006.-190с.

25. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]/В.А.Сластенин. - Москва, 2002.-405с.

26. Толкачёва, Л. Всех  выше должно стоять образование  нравственное [Текст]/ Л.Толкачева.- Минск, - 2002.-291с.

27. Трофимова, Н. М. Нравственные  ориентиры младшего школьника  [Текст]/Н.М. Трофимова. – СПб., 2007. -266с.

28. Урумбасарова, Э. А. Проблема  нравственного воспитания в исторических  трудах педагогической науки  [Текст]/Э.А. Урумбасарова. – Алмата, 1999.-364с.

29. Филонова, Г.Н. Формирование  личности: проблемы комплексного  подхода в процессе воспитания  школьника [Текст]/ Г.Н.Филонова. –  Москва, 2003.-382с.

30. Фридман, Л. М. Психологический  справочник учителя [Текст]/Л.М.  Фридман. – Москва, 2001.-173с.

31. Харламов, И.Ф. Нравственное  воспитание школьников: Пособие  для клас. Руководителей [Текст]/И.Ф.  Харламов. – Москва, 2003.-415с.

32. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]/И.Ф. Харламов. – Москва, - 2002.-386с.

33. Шилова, М.И. Проблема  ценностей и цели воспитания [Текст] / М.И. Шилова. - Москва, - 2001.-329с.

34 Щуркова, Н.Е. Классное  руководство: теория, методика, технология [Текст]/Н.Е.Щуркова. – Москва, 2001.-257с.

35. Яновская, М.Г. Нравственное  воспитание и эмоциональная сфера  личности [Текст]/М.Г.Яновская. – СПб., - 2003.-413с.

 

Приложение

Таблица 1

Уровни нравственной воспитанности (методика М.И. Шиловой)

Основные отношения

Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся  качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу,  побуждает к бережному отношению  других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности  по охране природы под руководством  учителя;

0 - природу не ценит и не  бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим  прошлым Отечества, рассказывает  об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим  прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим  прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу  малому Отечеству и организует  других;

2 - находит дела на службу  малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу  малому Отечеству при организации  и поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в  делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса  и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свою  школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует  при побуждении;

0 - в делах класса не участвует,  гордости за свою школу не  испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает,  обсуждает с друзьями узнанное;

2 - сам много читает;

1 - читает при побуждении взрослых, учителей

0 - читает недостаточно, на побуждения  учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои  интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно  лучше, помогает другим;

2 - стремится учиться как можно  лучше

1 - учиться при наличии контроля;

0 - плохо учится даже при наличии  контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение,  к которому привлекает товарищей;

2 - есть любимое полезное увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во  внеурочной познавательной деятельности  участвует при наличии побуждения  со стороны учителя;

0 - во внеурочной деятельности  не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее  задания выполняет внимательно,  аккуратно, помогает товарищам;

2 - работу на уроке и домашнее  задания выполняет внимательно,  аккуратно

1- Работу на уроке и домашнее  задания выполняет под контролем;

0 - на уроках невнимателен, домашнее  задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество  в труде

3 - находит полезные дела в  классе, школе и организует товарищей  на творческий труд;

2 - находит полезные дела в  классе, школе, выполняет их с  интересом;

1 - участвует в полезных делах  в классе, в школе, организованных  другими;

0 - в полезных делах не участвует,  позитивную инициативу и творчество  не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля  со стороны старших и побуждает  к этому товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к  труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии контроля;

0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам  труда

3 - бережет личное и общественное  имущество, стимулирует других;

2 - бережет личное и общественное  имущество;

1 - требует контроля в отношении  к личному и общественному имуществу;

0 - небережлив, допускает порчу  личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам  находит работу по своим силам  и помогает товарищам;

2 - осознает значение труда, сам  находит работу по своим силам;

1 - не имеет четкого представления  о значимости труда; при выполнении  работ по силам нуждается в  руководстве;

0 - не осознает значимости труда,  не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к  старшим

3 - уважает старших, не терпит  неуважительного отношения к  ним со стороны сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 - не уважает старших, допускает  грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким,  дружелюбно относится к сверстникам,  осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким  и сверстникам;

1 - проявляет дружелюбие, нуждается  в побуждении со стороны товарищей  и старших;

0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает  на это других;

2 - сочувствует и помогает слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным при  условии поручения, наличия контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с  товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами  и взрослыми, не терпит проявления  лжи и обмана со стороны  других

2 - честен в отношениях с товарищами  и взрослыми;

1 - не всегда честен;

0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17. Самообладание и сила воли

3 - проявляет самообладание и  силу воли в добрых поступках,  стремится развивать ее, побуждает  к этому других; 2 – сам проявляет  добрую волю, стремится развивать  ее, но безразличен к безволию  своих товарищей;

1 - развивает волю в организованных  взрослыми ситуациях, нередко  подчиняясь воле других;

0 - силой волей не обладает  и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил  культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила  культуры поведения, требует этого  от других;

2 - добровольно соблюдает правила  культуры поведения, не заботится  о других;

1 - нормы, правила поведения соблюдает  при наличии контроля;

0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно  выполняет любое дело, требует  этого от других;

2 - своевременно и качественно  выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел и заданий  нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам,  стремится проявить себя в  хороших делах и поступках;

2 - требователен к себе, стремится  проявить себя в хороших делах  и поступках;

1 - не всегда требователен, не  стремится проявить себя в  хороших делах и поступках;

0 - к себе не требователен, проявляет  себя в негативных поступках.


 

Инструкция к  таблице «сводный лист» 

 

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий  уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

 

Таблица 2

Сводный лист диагностики  изучения УНВ младших школьников (контрольный)

ФИО ученика

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Всего баллов

УНВ

Мишин М.

3 «А»

2

2

1

1

2

2

1

2

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

1

11

1

Молева Н.

 

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

1

2

3

2

2

17,5

2

Савин Д.

 

2

3

2

2

3

2

2

2

1

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

19

2

Широва Л.

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

2

Вейс В.

 

3

2

2

3

2

3

2

2

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

26

3

Демидова Н.

 

3

2

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

28

3

Салиев Д.

 

2

2

2

1

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

1

17

2

Панчук Д.

 

2

2

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

19,5

2

Морозова В.

 

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

16,5

2

Оленберг А.

 

2

2

2

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

19

2

Калинина В.

 

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

29

3

Носорев А.

 

1

0

1

1

1

0

0

0

0

1

2

1

2

1

1

1

0

2

1

1

8,5

1

Леонов Н.

 

3

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

2

27,5

3

Кротова П.

 

2

2

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

21,5

2

Кечин С.

 

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

10

1

Чернова Н.

 

2

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

1

10,5

2

Архипов С.

 

3

3

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

14

1

Кузнецова М.

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

20,5

2

Фальтина Н.

 

2

2

2

2

2

3

2

3

3

3

2

2

2

2

2

2

3

3

3

2

23,5

2

                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               

Таблица 3

Сводный лист диагностики  изучения УНВ младших школьников

ФИО ученика

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Всего баллов

УНВ

Мишин М.

3 «А»

2

2

2

1

2

2

2

2

1

2

2

1

2

2

2

1

2

2

1

2

17,5

2

Молева Н.

 

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

19,5

2

Савин Д.

 

2

3

2

2

3

7

7

7

7

7

7

7

3

2

3

2

3

2

2

3

23

2

Широва Л.

 

2

2

3

2

3

2

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

3

2

24,5

2

Вейс В.

 

3

2

2

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

27,5

3

Демидова Н.

 

3

2

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

29

3

Салиев Д.

 

2

2

2

2

3

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

20,5

2

Панчук Д.

 

2

2

3

1

2

2

2

2

2

2

3

2

3

2

2

2

3

2

2

2

22

2

Морозова В.

 

2

2

2

2

2

2

3

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

22,5

2

Оленберг А.

 

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

3

2

3

2

3

3

22,5

2

Калинина В.

 

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

29

3

Носорев А.

 

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

1

2

1

1

15,5

2

Леонов Н.

 

3

3

3

2

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

2

28

3

Кротова П.

 

2

2

2

3

2

3

3

2

2

3

3

2

3

2

3

3

3

2

2

2

24,5

2

Кечин С.

 

2

2

2

2

1

2

1

1

1

2

2

1

2

2

1

2

2

1

2

1

16

2

Чернова Н.

 

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

19,5

2

Архипов С.

 

3

3

2

2

3

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

21

2

Кузнецова М.

 

3

2

3

2

2

3

2

2

3

3

2

2

3

3

2

3

2

3

2

3

20

2

Фальтина Н.

 

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

3

3

3

3

28

3

                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               


Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста