Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста;
2. изучить критерии и уровни нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста;
3. выявить и экспериментально обосновать методы и приемы воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста..docx

— 107.42 Кб (Скачать)

Основной методикой, позволяющей изучить и проанализировать уровень воспитанности современных  школьников, является методика М.И. Шиловой. Это доступная диагностическая программа, содержащая критерии или по Далю – «приметы» для распознавания. Такой приметой для распознавания продвижения детей в нравственном развитии, проявления личностных качеств, принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении некоторых первых признаков гражданственности.

Нравственный мир личности младшего школьника характеризуется  тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень:

- глубокие и полные  знания о нравственных ценностях,  то есть умение выделить их  основные и наиболее существенные  характеристики, творчески применять  полученные знания для организации  и анализа своего поведения  и поведения окружающих людей,  умение устанавливать тесную  связь нравственных знаний с  поведением;

- эмоциональная окраска  полученных знаний;

- наличие собственных  оценочных суждений;

- чувства устойчивы, глубоки,  осознанны, действенны, проявляется  сочувствие;

- устойчивая позиция по  отношению к нравственным ценностям;

- устойчивая тенденция  нравственного поведения.

Средний уровень:

- наличие определенного  объема знаний о нравственных  ценностях, умение выделить их  существенные признаки, приводить  примеры их проявления на практике;

- эмоциональная окраска  знаний;

- наличие собственных,  но иногда зависящих от ситуации  оценочных суждений;

- устойчивая позиция по  отношению к нравственным ценностям;

- чувства осознанны, глубоки,  проявляется сочувствие, но иногда  и безразличие в зависимости  от ситуации;

- устойчивая тенденция  положительного поведения.

Низкий уровень:

- знания отрывисты, не  всегда проявляется умение связать  их с реальными проявлениями  в жизни;

- эмоционально слабо окрашены;

- редки оценочные суждения  о своем поведении и поведении  окружающих людей, а иногда  вообще отсутствуют в зависимости  от внешних факторов;

- проявляется сочувствие  на уровне намерения;

- нет устойчивой позиции  по отношению к нравственным  ценностям;

- имеются случаи частого  проявления отрицательного поведения.[Яновская, 2003:204]

Таким образом, основными  критериями нравственности человека могут  являться его убеждения, моральные  принципы, ценностные ориентации, а  также поступки по отношению к  близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует  считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные  взгляды и убеждения (мотивы), как  привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют  многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать  всегда так, как нужно.

Выводы по 1 главе  

 

Проблема нравственного  воспитания была актуальной всегда. Для  разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни  на первый план выступают разные ценности и цели.

В настоящее время воспитание анализируется с точки зрения того, что все поступки человека выступают как реальное изменение  условий жизни других людей. Воспитание предполагает осознание воспитуемым  конкретных явлений как ценностей  или не ценностей, определенное его  к ним отношение.

Ценностные ориентации формируются  в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в  котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего  мира и самого себя.

С поступлением в школу  наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни  и ценностей становится иными. У  младшего школьника происходит интенсивное  формирование качеств личности, обусловливающих  возможность новых устремлений  и необходимого уровня отношений  к действительности.

Главным психологическим  новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого  отношения к действительности, умения ориентироваться в различных  формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.

Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к  нравственным общечеловеческим ценностям.  

 

Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей  у детей младшего школьного возраста

2.1 Использование  метода этической беседы как  средства воспитания нравственных  ценностей

Этическая беседа – метод  систематического и последовательного  обсуждения знаний, предполагающий участие  обеих сторон – воспитателя и  воспитанников. Воспитатель выслушивает  и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения  с ними на принципах равноправия  и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом  чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.[Подласый, 2001: 157]

Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление  знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа – метод  привлечения воспитанников к  выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и  значение.

Особенность проведения этических  бесед в начальных классах  в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической  беседе должен преобладать живой  обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей.

Эффективность этической  беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

- Беседа должна носить  проблемный характер. Воспитатель  должен стимулировать нестандартные  вопросы, помогать школьникам  самим находить на них ответы.

- Нельзя допускать, чтобы  этическая беседа развивалась  по заранее составленному сценарию  с заучиванием готовых или  подсказанных взрослыми ответов.  Нужно детей с уважением относиться  к мнениям других, терпеливо и  аргументировано вырабатывать правильную  точку зрения.

- Нельзя допускать также,  чтобы беседа превращалась в  лекцию: воспитатель говорит, воспитанники  слушают. Лишь откровенно высказанные  мнения и сомнения позволяют  воспитателю направить беседу  так, чтобы ребята сами пришли  к правильному пониманию сущности  обсуждаемого вопроса. Успех зависит  от того, насколько теплым будет  характер беседы, раскроют ли  в ней воспитанники свою душу.

Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут  быть успешными.

В ходе беседы важно выявить  и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения.

Правильное руководство  этической беседой заключается  в том, чтобы помочь воспитанникам  самостоятельно прийти к правильному  выводу. Для этого воспитателю  нужно уметь смотреть на события  или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные  с ней чувства.

Высокопрофессиональные  учителя проводят беседы не часто  и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и  их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение  наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление  их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных  понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.[Богданова, 2007:90]

В школе первой ступени  этическая беседа имеет более  простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и  самостоятельного вывода.

Проведение этических  бесед включает в себя:

·           подготовительный этап;

·           проведение беседы;

·           организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Опыт проведения этических  бесед показывает, что целесообразно  проводить их во внеурочное время  дважды в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-8 дней.

Подготовительный этап, самый  длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные  варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем  следующий:

1. В зависимости от уровня  развития детского коллектива  и нравственных проблем определяется  тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение  определенных норм, понятий, которые  должны уяснить учащиеся; те практические  выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического  материала, где рассказывается, как  нужно поступать, что нужно  делать.

4. Продумываются вопросы  беседы.

5. Подготовка учащихся  к беседе:

а) заранее объявляется  тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над  которыми следует подумать, подобрать  примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку  это психологически настраивает  учащихся на самоанализ поведения, и  они убеждаются в необходимости  его улучшения;

в) определяются групповые  задания.

Проведение беседы требует  большого мастерства от учителя. Главное  требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который  проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь  задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать  ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению  морального правила, которому надо следовать  при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При  постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять  внимание детей на нравственную  сторону жизни, поступков, явлений,  скрытых за предметными действиями  людей.

2. Вопрос должен заставлять  ребенка задуматься над мотивами  поступка, увидеть сложную взаимосвязь  мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять  детей увидеть нравственные последствия  любого поступка для других  людей.

4. Вопрос должен привлечь  внимание школьников к внутренним  переживаниям людей, научить ребенка  по внешним признакам узнавать  о состоянии человека, понимать  это состояние и, следовательно,  сопереживать.

Очень важны вопросы, которые  помогли бы школьникам связать прочитанное  с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего  характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В этических беседах с  младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого  в содержание бесед целесообразно  включать различные ситуации, которые  содержат моральную проблему. Очень  важно, чтобы объектом общественного  мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью  и дисциплиной. Развитие общественного  мнения происходит за счет введения новых  и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев  нравственной оценки.

Возможны различные варианты последовательности проведения этических  бесед:

1. Определение темы беседы  и возбуждение у школьников  интереса к восприятию и усвоению  материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы  на примере жизни и деятельности  выдающихся людей, а также на  материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел  в классе в связи с обсуждаемой  проблемой и определение конкретных  задач (советов, рекомендаций) по  улучшению работы и поведению  учащихся.

5. Обобщение итогов беседы  и краткий опрос учащихся по  основным положениям изложенного  материала.

Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста