Развитие воображения у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста и предложить программу по развитию воображения в данном возрасте.
Гипотеза: предполагаем, что у учащихся младших классов есть специфические особенности воображения: у каждого ребёнка репродуктивное воображение будет преобладать над продуктивным.

Оглавление

Введение
Глава I Теоретические основы особенностей воображения младших школьников
1.1 Воображение, как высшая психическая функция
1.2 Психологические особенности младших школьников
1.3 Особенности воображения младших школьников
Глава II Практическая экспериментальная работа по выявлению особенностей воображения младших школьников
2.1 Диагностическая программа исследования особенностей воображения младших школьников
2.2 Анализ результатов исследования особенностей воображения в младшем школьном возрасте
2.3 Программа развития воображения у младших школьников
Заключение
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

елене леонидовне.docx

— 51.28 Кб (Скачать)

Курсовая работа

Развитие воображения  у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение

Глава I Теоретические основы особенностей воображения младших школьников

1.1 Воображение, как высшая психическая  функция

1.2 Психологические особенности  младших школьников

1.3 Особенности воображения младших  школьников

Глава II Практическая экспериментальная  работа по выявлению особенностей воображения  младших школьников

2.1 Диагностическая программа исследования  особенностей воображения младших  школьников

2.2 Анализ результатов исследования  особенностей воображения в младшем  школьном возрасте

2.3 Программа развития воображения  у младших школьников

Заключение

Список используемых источников.

Приложение

Введение

Актуальность данной курсовой работы состоит том, что исследования по проблеме изучения особенностей развития творческих способностей, в частности, воображения, у детей младшего школьного  возраста заключается в том, что  в современных социокультурных  условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения  всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески  решать поставленные задачи, проектировать  предполагаемый конечный результат  приобретают особую значимость.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее  преодолевать трудности, намечать новые  цели, обеспечивать себе большую свободу  выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.

Предпосылки к дальнейшему творческому  развитию и саморазвитию личности закладываются  в детстве. В этой связи возросшие  требования предъявляются к начальным  этапам становления личности ребенка, особенно к начальному школьному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.

Проблемы творчества и воображения  широко разрабатывались в отечественной  психологии. В настоящее время  исследователи ведут поиск интегрального  показателя, характеризующего творческую личность. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие.

Объект исследования - воображение  как высшая психическая функция.

Предмет исследования - особенности  воображения детей младшего школьного  возраста.

Цель исследования - выявить особенности  воображения детей младшего школьного  возраста и предложить программу  по развитию воображения в данном возрасте.

Гипотеза: предполагаем, что у учащихся младших классов есть специфические  особенности воображения: у каждого  ребёнка репродуктивное воображение  будет преобладать над продуктивным.

Задачи:

- провести аналитический обзор  литературы по теме исследования,

- раскрыть понятие воображения  и изучить закономерности его  развития,

- составить и реализовать диагностическую  программу по изучению особенностей  воображения младших школьников,

- провести анализ полученных  результатов исследования особенностей воображения младших школьников,

- разработать программу на развитие  воображения младших школьников.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ научной  литературы по проблеме. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности (творчества). Метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов  исследования. Представление результатов  исследования: рисунки, таблицы.

База исследования. Школа №52 г. Тулы (Зареченский район, ул. Октябрьская, 199), учащиеся 2-го класса в количестве 14 человек.

Глава I. Теоретические основы особенностей воображения младших школьников

1.1 Воображение, как высшая психическая  функция

Экспериментальное изучение воображения  стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения - построение и  создание образов - была признана важнейшей  человеческой способностью. Её роль в  творческом процессе приравнивалась к  роли знания и суждения. В 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта.

Определение воображения и выявление  специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что "Традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной науке". [2, с.64]

С.Л. Рубинштейн подчеркивал: "Воображение - особая форма психики, которая может  быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое". [4, с.90]

Обладая богатым воображением, человек  может жить в разном времени, что  не может себе позволить никакое  другое живое существо в мире. Прошлое  зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. С.Л. Рубинштейн пишет: "Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов". [5, с.90]

Л.С. Выготский считает, что "Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением". [6, с.67]

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфика этой формы  психического процесса состоит в  том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических  процессов и состояний. [10, с.85]

В учебнике "Общая психология" А.Г. Маклакова приводится следующее определение воображения: "Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. [5, с.284]

В учебнике "Общая психология" В.М. Козубовского содержится следующее определение. Воображение - психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть:

[8, с. 197] образ конечного результата  реальной предметной деятельности;

картина собственного поведения в  условиях полной информационной неопределенности;

образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.

Воображение включается в познавательную деятельность субъекта, которая с  необходимостью имеет свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что "Предмет  деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий  деятельность субъекта, вторично - как  образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое  осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться  не может". [7, с.84].

Выделение в предмете его определенных, нужных для решения задачи свойств  определяет такую характеристику образа как его пристрастность, т.е. зависимость  восприятия, представлений, мышления, от того, что человеку нужно - от его  потребностей, мотивов, установок, эмоций. "Очень важно при этом подчеркнуть, что такая "пристрастность" сама объективно детерминирована и выражается не в адекватности образа (хотя и может в ней выражаться), но что она позволяет активно проникать в реальность". [11, с.37]

Совмещение в воображении предметных содержаний образов двух объектов связано, как правило, со сменой форм репрезентации  реальности. Отталкиваясь от свойств  действительности, воображение познает  их, раскрывает существенные их характеристики через перенос их на другие объекты, которые и фиксируют работу продуктивного  воображения. Это выражается в метафоричности, символичности, характеризующих воображение.

По мнению Э.В. Ильенкова, "Сущность воображения заключается в умении "схватывать" целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ". [12, с.78] "Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлёт от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий". [12, с.89]

Воображение - это необходимый элемент  творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы  поведения в тех случаях, когда  проблемная ситуация характеризуется  также неопределённостью. В зависимости  от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так  и с помощью мышления.

Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том  этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и всё-таки представить  себе конечный результат.

Процессы воображения имеют  аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счёте, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это  отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных  сочетаниях и связях.

Итак, воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению.

Воображение и мышление переплетаются  так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в  любой творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже  имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение  их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать  новые знания. Отсюда видно: "... круг замыкается... Познание (мышление) стимулирует  воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется  и уточняется мышлением" - пишет  А.Д. Дудецкий. [14, с.78]

Согласно Л.Д. Столяренко, можно  выделить несколько видов воображения, основные среди которых - пассивное  и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. [13; с.146]

Воображение может быть четырех  основных видов: [7, с.82]

Активное воображение - характеризуется  тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие  образы.

Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.

Пассивное воображение заключается  в том, что его образы возникают  спонтанно, помимо воли и желания  человека. Пассивное воображение  может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение  возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической  деятельности, в полудремотном и  сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек  произвольно формирует образы ухода  от действительности-грёзы.

Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся  надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует  о глубоком внутриличностном конфликте.

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в  том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент  фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти  реализм.

Информация о работе Развитие воображения у детей младшего школьного возраста