Развитие воображения у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста и предложить программу по развитию воображения в данном возрасте.
Гипотеза: предполагаем, что у учащихся младших классов есть специфические особенности воображения: у каждого ребёнка репродуктивное воображение будет преобладать над продуктивным.

Оглавление

Введение
Глава I Теоретические основы особенностей воображения младших школьников
1.1 Воображение, как высшая психическая функция
1.2 Психологические особенности младших школьников
1.3 Особенности воображения младших школьников
Глава II Практическая экспериментальная работа по выявлению особенностей воображения младших школьников
2.1 Диагностическая программа исследования особенностей воображения младших школьников
2.2 Анализ результатов исследования особенностей воображения в младшем школьном возрасте
2.3 Программа развития воображения у младших школьников
Заключение
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

елене леонидовне.docx

— 51.28 Кб (Скачать)

2.2 Анализ результатов исследования  особенностей воображения в младшем  школьном возрасте

Методика №1. методика исследования индивидуальных особенностей воображения (по Торренсу).

Данные диагностики младших  школьников по первой методике приведены  в таблице №1. Далее проведём анализ результатов диагностики по первой методике, составим процентное распределение  по уровням развития воображения  по результатам первой методики:

Таблица №1. Процентное распределение  детей по уровням развития воображения  по результатам первой методики

 

Показатели

Уровень развития воображения

 
 

1

2

3

4

5

6

 

Кол-во человек

0

6

5

2

1

0

 

%

0%

42.84%

35.7%

14.3%

7.14%

0%

 
               

По данным таблицы №1 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития воображения в данной группе детей.

Итак, по результатам данной методики большая часть испытуемых была отнесена ко второму (6 ч-к) и третьему (5 ч-к) уровням развития воображения, что соответствует 42,84% и 35,7%.

Работы детей, отнесённых ко 2-му уровню развития воображения характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами. Для рисунков детей 3-его уровня характерно возникновение вокруг основного изображения "поля вещей", т.е. предметной оформленности окружающей среды.

Двое детей или 14,3% отнесены к 4-му уровню развития воображения. В работах  отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют  к рисунку все новые и новые  элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. И, наконец, один испытуемый был отнесён к 5-му уровню, для работ характерно многократное использование заданной фигуры при  построении единой смысловой композиции. К первому и шестому уровням  не был отнесён ни один ребёнок.

Методика №2 «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда).

Данные диагностики младших  школьников по второй методике приведены  в таблице №2. Далее проведём анализ результатов диагностики по второй методике, составим процентное распределение  по уровням развития творческого  мышления по результатам второй методики: 

Таблица №2 Процентное распределение  детей по уровням развития творческого  мышления по результатам второй методики.

 

Показатели

Уровень развития

 
 

Высокий

Средний

Низкий

 

Кол-во ч-к

2

4

8

 

%

14.3%

28.6%

57.12%

 
         

По данным таблицы №2 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития творческого мышления в  данной группе детей.

Итак, по результатам данной методики большая часть испытуемых (8 человек) была отнесена к низкому уровню развития творческого мышления, что соответствует 57.12%. К среднему уровню отнеслись 4 ребёнка  или 28.6%, и, соответственно 2-е учеников достигли высокого уровня развития творческого  мышления (14.3%).

Методика №3 «Решение необычных  проблем»

Данные диагностики младших  школьников по третьей методике приведены  в таблице №3. Далее проведём анализ результатов диагностики по третьей  методике, составим процентное распределение  по уровням развития воображения  по результатам третьей методике:

Таблица 3 Процентное распределение  детей по уровням развития воображения  по результатам третьей методики.

 

Показатель

Уровень развития

 
 

Высокий

Средний

Низкий

 

Кол-во человек

10

2

2

 

%

71.4%

14.3%

14.3%

 
         

По данным таблицы №3 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития воображения в данной группе детей.

Итак, по результатам данной методики большая часть испытуемых (10 человек) была отнесена к высокому уровню развития воображения, что соответствует 71.4%. к среднему и низкому отнеслись  по 2 человека или по 14.3%.

Методика №4 “Четыре скрепки”(О.И. Мотков)

Данные диагностики младших  школьников по четвёртой методике приведены  в таблице №4. Далее проведём анализ результатов диагностики по четвёртой  методике, составим процентное распределение  по уровням развития воображения  по результатам:

Таблица №4 Процентное распределение  детей по уровням развития воображения  по результатам четвёртой методике.

 

Показатель

Уровень развития

 
 

высокий

средний

низкий

 

Кол-во ч-к

2

10

2

 

%

14.3%

71.4%

14.3%

 
         

По данным таблицы №4 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития воображения в данной группе детей.

Итак, по результатам данной методики большая часть испытуемых (10 человек  или 71.4%) отнесена к среднему уровню развития воображения. По два ученика  попали в первый и третий уровень.

Выводы по результатам исследования.

Итак, особенности воображения  детей младшего школьного возраста заключаются в следующем:

- исходя из результатов теста  Е.Торренса, мы видим, что дети младшего школьного возраста достигают 4-го уровня развития воображения (2 человека): в продуктах творческой деятельности младших школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету; а также 5-го уровня развития воображения достиг один ребёнок: в продуктах творческой деятельности уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов;

- исходя из результатов теста  Гилфорда, мы выяснили, что у детей в данном возрасте дивергентное мышление ещё не сформировано - из общей выборки (14 человек) не справились с заданием 8 учеников.

- исходя из полученных результатов  по четвёртой методике (4 скрепки), мы выяснили, что образное воображение  на высоком уровне развито  у двух человек и у двух  человек оно развито на низком  уровне. Большая часть выборки,  по результатам проведения методики, соответствует среднему уровню  развития образного воображения.

Исходя из результатов, полученных по результатам методики «решение необычных  проблем», мы приходим к выводу, что  у детей данной группы уровень  воображения на высоком уровне развит у 10 человек, что составляет 71.4% от общей  выборки. По два человека отнеслись  к высокому и низкому уровням.

2.3 Комплекс игр и упражнений, направленных на развитие воображения  у детей младшего школьного  возраста

Цель программы: развитие воображения  у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

Формы и методы проведения: упражнения, игры, задания

 

Название занятия (номер  занятия)

Цель занятия

Время, отведенное на каждое занятие

 

1.упражнение «НЛО»

развитие воображения, активизация  внимания, мышления и речи.

15-20 минут на рисование

 

2.упражнение «смешной  рисунок»

Сплочение коллектива, раскрепощение  эмоций, развитие воображения.

Не ограничено

 

3.упражнение «изобрази  животное»

Коррекция замкнутости, развитие воображения

Не ограничено

 

4.упражнение «взгляд в  будущее»

развитие воображения, изобразительных  навыков, активизация мышления и  речи.

Не ограничено

 

5.задание «рисунок того, чего не может быть»

развитие воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей.

Не ограничено

 

6.игра «море и небо»

развитие воображения, обучение детей выражению эмоций

20-30 минут

 

7.игра «что будет, если …»

развитие воображения

Не ограничено

 

8.игра «автопортрет»

в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями, развитие воображения

От 20 минут

 

9.игра «скульптура»

Развитие воображения, научить  детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение

От 20 минут

 

10.игра «что делал зайчик?»

развитие эмоциональной  сферы.

15 минут

 

11.игра «конкурс хвастунов»

Развитие воображения, повышение  сплочённости коллектива

20 минут

 
       

Рекомендации.

Данная курсовая работа может использоваться педагогами, как методический материал для изучения особенностей воображения  детей. Если педагог будет знать  особенности воображения и творческого  мышления, будет знать в какой период происходит интенсивное развитие, то сможет влиять на правильное развитие этих процессов.

Большое значение для развития творческого  воображения имеют кружки: художественные, литературные, технические. Но работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результаты своего труда.

У младших школьников воображение  развивается интенсивнее, чем у  дошкольников и важно не упустить этот момент. Важно играть с ними в развивающие воображение игры, водить в кружки и помогать развивать  творческое мышление.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее  преодолевать трудности, намечать новые  цели, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленным перед ним обществом.

Заключение

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов  и вместе с тем занимающей промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается  в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и  странным образом связано с деятельностью  организма, будучи в то же самое время  самым "психическим" из всех психических  процессов и состояний. Воображение  представляет собой особую форму  отражения, которая заключается  в создании новых образов и  идей путем переработки имеющихся  представлений и понятий.

 


Информация о работе Развитие воображения у детей младшего школьного возраста