Развитие воображения у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить особенности воображения детей младшего школьного возраста и предложить программу по развитию воображения в данном возрасте.
Гипотеза: предполагаем, что у учащихся младших классов есть специфические особенности воображения: у каждого ребёнка репродуктивное воображение будет преобладать над продуктивным.

Оглавление

Введение
Глава I Теоретические основы особенностей воображения младших школьников
1.1 Воображение, как высшая психическая функция
1.2 Психологические особенности младших школьников
1.3 Особенности воображения младших школьников
Глава II Практическая экспериментальная работа по выявлению особенностей воображения младших школьников
2.1 Диагностическая программа исследования особенностей воображения младших школьников
2.2 Анализ результатов исследования особенностей воображения в младшем школьном возрасте
2.3 Программа развития воображения у младших школьников
Заключение
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

елене леонидовне.docx

— 51.28 Кб (Скачать)

В младшем школьном возрасте, кроме  того, происходит активное развитие воссоздающего  воображения.

У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и  творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в  соответствии с замыслом). [6, с.94]

Основная тенденция, возникающая  в развитии детского воображения - это  переход ко всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом ("чтоб крылья были и пропеллер"). Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом ("чтоб совсем как настоящий был и летал бы").

Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится  изобразить правдиво, как бывает в  жизни. Во многих случаях изменение  действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно  изобразить события жизни. Реализм  воображения младшего школьника  особенно ярко проявляется в подборе  атрибутов игры. У младшего дошкольника  в игре все может быть всем. У  старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам  внешнего сходства.

Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с  точки зрения ребенка, этого материала  к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним  настоящие действия.

Обязательным и главным действующим  лицом игры у школьников 1-2 классов  является кукла. С ней можно производить  любые необходимые "настоящие" действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще  лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно  уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.

Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим  образам воображаемые черты, все  более и более приближающие их к реальной действительности.

А.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе  с действительностью, что характерно еще в большей степени и  для школьников (случаи детской лжи  и пр). "Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности". [5, с.90]

В сознании младшего школьника мирно  уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения  усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения  младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально  иной.

Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

Воображение младшего школьника характеризуется  также другой чертой: наличием элементов  репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.

Однако с возрастом элементов  репродуктивного, простого воспроизведения  в воображении младшего школьника  становится все меньше и меньше и  все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, "культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

В.С. Мухина отмечает, что в младшем  школьном возрасте ребенок в своем  воображении уже может создавать  разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов  другими, воображение переходит  и в другие виды деятельности. [11, с.103]

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах  от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень  развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В младшем школьном возрасте впервые  происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит  ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально  оцениваемого результата. Это разграничение  игры и труда, в том числе и  учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение воображения в младшем  школьном возрасте является высшей и  необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность  нуждается в особой заботе в плане  развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции [13, с.70].

Вместе с уменьшением способности  человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности  творческого мышления, гаснет интерес  к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть  своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с  увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней  также является творческое

воображение. Когда в процессе учебы  дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и  им требуются аналогии, опоры при  общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции  воображения в психическом развитии велико.

Однако, фантазия, как и любая  форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему  познанию окружающего мира самораскрытию  и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную  мечтательность, замену реальной жизни  грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир [15, с.89].

Таким образом, нельзя не согласиться  с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических  процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного  возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

Вывод по главе: итак, мы рассмотрели  понятие воображения, виды и особенности  его развития в младшем школьном возрасте. В связи с этим можно  сделать следующие выводы:

Определение воображения и выявление  специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью.

Воображение может быть четырех  основных видов:

Активное воображение - характеризуется  тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие  образы.

Пассивное воображение заключается  в том, что его образы возникают  спонтанно, помимо воли и желания  человека. Пассивное воображение  может быть непреднамеренным и преднамеренным.

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

Диагностика детей младшего школьного  возраста показала, что уровень развития воображения можно разделить  на три уровня: высокий, средний и  низкий.

 

Глава II. Практическая экспериментальная  работа по выявлению особенностей воображения  младших школьников

2.1 Диагностическая программа исследования  особенностей воображения младших  школьников

Цель экспериментального исследования - практическим путем выявить особенности  развития воображения младших школьников.

В исследовании приняли участие  младшие школьники - учащиеся 2-го класса средней общеобразовательной школы  №52 г. Тулы. Количество участников - 14 человек. Среди них 7 мальчиков и 7 девочек, в возрасте от 7 до 9 лет.

В исследовании были задействованы  следующие методы: наблюдение, тестирование и анализ продуктов творческой деятельности детей.

В исследовании были задействованы  следующие методики.

Методика №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса "Неполные фигуры".

Цель: диагностика развития воображения  у детей.

Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого  воображения детей и проследить специфику этого процесса. С точки  зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующими элементами, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков.

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребёнок воспринимает предлагаемые тест фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Методика №2. «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда).

Цель: определение уровня развития дивергентного мышления.

Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Детям предлагается задание, в котором надо найти применение обыкновенному кирпичу и консервной банке. Оценке подлежит не просто общее количество предложенных вариантов, а только варианты, принципиально различные по функции или по используемому свойству. Например, в случае с кирпичом - построить жилой дои, школу, сложить печку, возвести крепостную стену, заделать дыру и все аналогичные ответы, сколько бы их ни было, относятся к одной категории и получают один балл. Необходимо, чтобы в ответах использовались различные свойства кирпича. Кирпич - это не только строительный материал. Он имеет вес, может нагреваться и хранить тепло или предохранять от нагревания, обладает красящими свойствами и многими другими. Все предложения использовать консервные банки, чтобы переносить воду, хранить мелкие предметы, кормить кошек, держать червей для рыбалки и пр., где банка используется как ёмкость, тоже относятся к одной функции и оцениваются в один балл. Баллы начисляются именно за разнообразие используемых свойств и функций.

Методика №3. «Решение необычных  проблем».

Цель: определение уровня развития воображения.

Данная методика направлена на активизацию  преднамеренного пассивного воображения, т.к. детям предлагается описать  предложенную ситуацию.

Методика №4. “Четыре скрепки”(О.И. Мотков)

Цель: определить уровень развития образного воображения.

Данная методика предназначена  для изучения процессов воображения. Детям предлагается задание, в котором  они должны при помощи четырёх  скрепок создать фигуру или какую-либо композицию, а затем изобразить её на чистом листе (А4). Каждый рисунок необходимо подписать.

Диагностическая программа:

 

Название методики, автор

Цель методики

Исследуемый критерий

 

1. Методика исследования  особенностей воображения на  основе теста Торренса "Неполные фигуры"

диагностика развития воображения  у детей

Творческое воображение

 

2. «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда).

изучение креативности, творческого мышления

Креативность, творческое мышление

 

3. «Решение необычных  проблем».

Определить уровень развития творческого воображения

Творческое воображение

 

4. Четыре скрепки”(О.И. Мотков)

определить уровень развития образного воображения

Образное воображение

 
       

Информация о работе Развитие воображения у детей младшего школьного возраста