Формирование у детей дошкольного возраста представлений о форме

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:45, реферат

Краткое описание

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т.е. собственно геометрического материала. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Оглавление

Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур.
Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста.
Анализ работы по развитию представлений о форме у детей конкретной группы.

Файлы: 1 файл

формирование представлений о форме.docx

— 41.43 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  у детей дошкольного возраста представлений о форме

 

 

План 

 

  1. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур.
  2. Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста.
  3. Анализ работы по развитию представлений о форме у детей конкретной группы.

 

 

 

1. Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей.

Проблему знакомства детей с  геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования  их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в  смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей  в их построении, т.е. собственно геометрического  материала. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Чтобы знать, чему и как обучать  детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в  том числе и фигуры, а затем  пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного  геометрического мышления и, далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому  осознанию.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с  ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком.

Специфические зрительные реакции  прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей  с предметами на разных этапах различны.

Малыши стремятся, прежде всего, захватить  предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметами. Возникает особый интерес к восприятию формы (перцептивные действия). Однако значение практических действий остается главным.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению  и способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов.

Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких  пар: квадрат и полукруг, прямоугольник  и треугольник. Но различать прямоугольник  и квадрат, квадрат и треугольник  дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор  же по образцу фигур более сложной  формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной  фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни. Вначале  дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя  их именами этих предметов:

- цилиндр - стаканом, столбиком,

- овал - яичком,

- треугольник - парусом или крышей,

- прямоугольник - окошечком и т.п.

Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети старшего дошкольного  возраста уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр - как стакан, треугольник - как крыша и т.п. И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых  познание структуры предмета, его  формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той  или иной формы зрением, но и путем  активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения  словом.

Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости  от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в  восприятии предмета и определении  его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами  с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается  весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они  ограничиваются беглым зрительным восприятием  и поэтому не различают близкие  по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник  и квадрат, разные треугольники).

В перцептивной деятельности детей  осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное  их восприятие, но и позволяет ощутить  их особенности (характер, направления  линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины), ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ  в целом и его части. Это  дает возможность в дальнейшем сосредоточить  внимание ребенка на осмысленном  анализе фигуры, сознательно выделяя  в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины). Дети уже осознанно  начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и  др., понимать, как образуются вершины, углы и т.д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят  уже общность между ними («У куба есть квадраты», «У бруса - прямоугольники, у цилиндра - круги» и т.д.).

Сравнение фигуры с формой того или  иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или  их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения  формы предметов.

В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о форме предмета. При помощи взрослых усваивает, что  одна и та же форма может варьироваться  по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов  в пространстве, дети накапливают  в процессе игр и практической деятельности, они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют  среди других свойств их форму.

К 6-7 годам многие дошкольники правильно  показывают предметы, имеющие форму  шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения  этих понятий ещё невысок: дети могут  не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в  их опыте. Ребёнка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие  размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют названиями предметов.

Поэтому задача первого этапа обучения (детей 3-4 лет) - это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур. Второй этап обучения детей 5-6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления». «Геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте.

 

2. Для реализации программных задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера.

Еще до проведения систематических занятий педагог  организует игры детей со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления  о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название.

На занятиях детей  учат различать и правильно называть геометрические фигуры круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении  с другой.

На первом занятии  первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур  осязательно-двигательным путем под  контролем зрения и усвоению их названий.

Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять  в руки такую же. Затем педагог  организует действия детей с данными  фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет  ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого  цвета и размера.

В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание  и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что  в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску  положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т.п.).

На последующих  занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей  умений различать и правильно  называть геометрические фигуры:

а) упражнения на выбор  по образцу: «Дай (принеси, покажи, положи) такую же». Применение образца может быть вариативным: акцентируется только форма фигуры, не обращается внимание на ее цвет и размер; рассматриваются фигуры определенного цвета, определенного размера и фигура определенного цвета и размера;

б) упражнения на выбор  по словам: «Дай (принеси, покажи, положи, собери) круги» и т.п.; в вариантах  упражнений могут содержаться указания на выбор фигуры определенного цвета  и размера;

в) упражнения в  форме дидактических и подвижных  игр: «Что это?», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Найди свой домик» и др.

У детей пятого года жизни нужно, прежде всего, закрепить  умение различать и правильно  называть круг и квадрат, а затем  и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.

Чтобы уточнить представления  детей о том, что геометрические фигуры бывают разного размера, им показывают (на таблице, фланелеграфе или наборном полотне) известные геометрические фигуры. К каждой из них дети подбирают аналогичную фигуру, как большего, так и меньшего размера. Сравнив величину фигур (визуально или приемом наложения), дети устанавливают, что фигуры одинаковы по форме, но различны по размеру. В следующем упражнении дети раскладывают по три фигуры разного размера в возрастающем или убывающем порядке.

Затем можно предложить детям рассмотреть фигуры, лежащие  в индивидуальных конвертах, разложить  одинаковой формы рядами и предложить рассказать, у кого каких сколько.

На следующем  занятии дети получают уже неодинаковые наборы фигур. Они, разбирая свои комплекты, сообщают, у кого какие фигуры и  сколько их. При этом целесообразно  упражнять детей и в сравнении  количества фигур: «Каких фигур у  тебя больше, а каких меньше? Поровну  ли у вас квадратов и треугольников?»  и т.п. В зависимости от того, как  скомплектованы геометрические фигуры в индивидуальных конвертах, между  их количеством может быть установлено  равенство или неравенство.

Выполняя это  задание, ребенок сравнивает количество фигур, устанавливая между ними взаимно  однозначное соответствие. Приемы при  этом могут быть разные: фигуры в  каждой группе располагаются рядами, точно одна под другой, или располагаются  парами, или накладываются друг на друга. Так или иначе, устанавливается  соответствие между элементами фигур  двух групп и на этой основе определяется их равенство или неравенство.

Подобным же образом  организуются упражнения на группировку  и сравнение фигур по цвету, а  затем по цвету и размеру одновременно. Таким образом, постоянно меняя  наглядный материал, получаем возможность  упражнять детей в выделении  существенных и несущественных для  данного объекта признаков. Аналогичные  занятия можно повторить по мере того, как дети будут узнавать новые  фигуры.

С новыми геометрическими  фигурами детей знакомят путем сравнения  с уже известными:

-прямоугольник  с квадратом,

-шар с кругом, а затем с кубом,

-куб с квадратом,  а затем с шаром,

-цилиндр с прямоугольником  и кругом, а затем с шаром  и кубом.

Рассматривание  и сравнение фигур проводят в  определенной последовательности:

а) взаимное наложение  или приложение фигур; этот прием  позволяет четче воспринять особенности  фигур, сходство и различие, выделить их элементы;

б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем  и выделение некоторых элементов  и признаков фигуры; эффект обследования фигуры в значительной мере зависит  от того, направляет ли воспитатель  своим словом наблюдения детей, указывает  ли, на что следует смотреть, что  узнать (направление линий, их связь, пропорции отдельных частей, наличие  углов, вершин, их количество, цвет, размер фигуры одной и той же формы  и др.); дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру;

в) организация разнообразных  действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные  свойства. Например, дети пробуют по-разному  ставить шар и цилиндр и  обнаруживают, что цилиндр может  стоять, может лежать, может и  катиться, а шар «всегда катится»;

г) организация упражнений по группировке фигур в порядке  увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку» и др.);

д) организация дидактических  игр и игровых упражнений для  закрепления умений детей различать  и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару»  и др.).

Информация о работе Формирование у детей дошкольного возраста представлений о форме