Формирование у детей дошкольного возраста представлений о форме

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:45, реферат

Краткое описание

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т.е. собственно геометрического материала. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Оглавление

Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур.
Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста.
Анализ работы по развитию представлений о форме у детей конкретной группы.

Файлы: 1 файл

формирование представлений о форме.docx

— 41.43 Кб (Скачать)

Таким образом, обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур.

Как уже отмечалось, основной задачей обучения детей 5-6 лет является формирование системы  знаний о геометрических фигурах. Первоначальным звеном этой системы являются представления  о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих  признаков.

Детям даются известные  им фигуры, и предлагают руками обследовать  границы квадрата и круга, прямоугольника и овала и подумать, чем эти  фигуры отличаются друг от друга и  что в них одинаковое. Они устанавливают, что у квадрата и прямоугольника есть «уголки», а у круга и овала  их нет. Воспитатель, обводя фигуру пальцем, объясняет и показывает на прямоугольнике и квадрате углы, вершины, стороны  фигуры.

Вершина – это  та точка, в которой соединяются  стороны фигуры.

Стороны и вершины  образуют границу фигуры, а граница  вместе с ее внутренней областью –  саму фигуру.

На разных фигурах  дети показывают ее внутреннюю область  и ее границу – стороны, вершины  и углы как часть внутренней области  фигуры.

Угол (плоский) –  геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами), выходящими из одной точки (вершины).

Можно предложить детям  заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим карандашом обвести ее границу, стороны. Дети не только показывают отдельные элементы фигуры, но и считают вершины, стороны, углы у разных фигур. Сравнивая квадрат  с кругом, они выясняют, что у круга нет вершин и углов, есть лишь граница круга – окружность.

В дальнейшем дети приучаются различать внутреннюю область  любой фигуры и ее границу, считать  число сторон, вершин, углов. Обследуя треугольник, они приходят к выводу, что у него три вершины, три  угла и три стороны. Очень часто  дети сами говорят, почему эта фигура в отличие от прямоугольника и  квадрата называется треугольником.

Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами проанализированных фигур, воспитатель предлагает те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их, дети подсчитывают вершины, углы и  стороны у квадратов, прямоугольников, трапеций, ромбов и приходят к общему выводу, что все эти фигуры независимо от размера имеют по четыре вершины, четыре угла и четыре стороны, а у  всех треугольников ровно три  вершины, три угла и три стороны.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусматривается  познакомить старших дошкольников с четырехугольниками. Для этого  детям показывают множество фигур  с четырьмя углами и предлагают самостоятельно придумать название данной группе.

Предложения детей  «четырехсторонние», «четырехугольные»  нужно одобрить и уточнить, что  эти фигуры называются четырехугольниками. Такой путь знакомства детей с  четырехугольником способствует формированию обобщения. Группировка фигур по признаку количества углов, вершин, сторон абстрагирует мысль детей от других, несущественных признаков. Дети подводятся к выводу, что одно понятие включается в другое, более общее. Такой путь усвоения наиболее целесообразен для  умственного развития дошкольников.

В дальнейшем закрепление  представлений детей о четырехугольниках  может идти путем организации  упражнений по классификации фигур  разного размера и цвета, зарисовке  четырехугольников разного вида на бумаге, разлинованной в клетку, и др.

Таким образом, для  развития у ребенка представлений  формы надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как: наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование.

После освоения практических действий ребенок может узнать любую  фигуру, выполняя эти же действия в  уме. За весь дошкольный период ребенок  осваивает шесть основных форм: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник  и трапеция. Можно обследовать  предмет более подробно, не только общую форму, но и ее отличительные  детали (углы, длину сторон), наклон фигуры.

 

3. Представления детей о форме предметов имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов.

Немаловажная роль в развитии у детей подготовительной к школе группы представлений о форме предметов принадлежит задачам-головоломкам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач-головоломок в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе решения задач-головоломок дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Поэтому целью нашего формирующего эксперимента стало проведение целенаправленной систематической  работы по использованию задач-головоломок как средство развития у детей представлений о форме предметов.

Использование задач-головоломок  мы рассматривали как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь  работы воспитателя на занятиях и  вне их. Такой материал мы включали в основную часть занятия или  использовали в конце его, когда  наблюдалось снижение умственной активности детей. Задачи-головоломки целесообразны  при закреплении представлений  о геометрических фигурах, их преобразовании.

Так как задачи-головоломки  можно объединить в 3 группы (по способу  перестроения фигур, степени сложности).

1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в  перекладывании палочек с целью  видоизменения, преобразования заданной  фигуры, мы разработали программу  по использованию задач-головоломок  с детьми экспериментальной группы. В программе представлена система  из задач-головоломок. Данная  система составлена с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей дошкольников.

Свою работу мы начали с закрепления имеющихся знаний детей о форме предметов. Для этого мы определили форму окружающих предметов (тарелка имеет форму круга. Мяч – форму шара). Мы попросили детей найти три предмета, имеющих форму круга или треугольника. Постепенно задачу усложняли, и ребенок в окружающем его пространстве должен найти три предмета одной формы и одного цвета или несколько предметов одинаковой формы, но один другого меньше.

В ходе использования  задач-головоломок, с целью руководства  поисковой деятельностью детей  мы пользовались различными приемами, способствующими воспитанию у них положительного отношения к длительному настойчивому поиску, но в то же время быстроты реакции, отказа от выработанного пути поисков. Интерес детей поддерживался желанием достичь успеха.

В процессе использования  задач-головоломок дети активно  включались не только в практический поиск решения, но и в умственный. Об этом свидетельствовали их высказывания, рассуждения о путях решения. Так, детям была дана фигура из 5 квадратов; надо убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата. Отвечая на вопрос воспитателя о том, как будут  решать задачу, одни отвечают: "Я  беру вот эти палочки и эту. (Показывает) Что же тогда получится? (Задумывается.) Нет, не знаю как". Другие рассуждают: "Я думаю, что убрать надо 2 угловые палочки и еще  где-то посмотреть надо". "Я догадалась. Посмотрела и догадалась: если эти  убрать (показывает), то будет 3 квадрата: один, два, три".

Постепенно, в работе с детьми мы усложняли характер задач на преобразование фигур. Решались они путем сочетания практических и мысленных проб или только в плане умственного действия - в уме, с обоснованием, выражением в речи хода решения.

Многие дети целенаправленно  анализировали задачи на смекалку и  обнаруживали простые рациональные способы их решения. Так, в задаче по преобразованию, дети осмысленно объясняли  возможные преобразования. Например, рассуждают: "Я вот так переложу палочки: эту сюда, эту и эту  тоже вниз, чтобы получились треугольники, а эту... сейчас подумаю, куда ее положить... Вниз можно или сюда, и должно получиться 4 треугольника».

В ходе обучения время  поиска детьми решения задачи сокращалось, менялся характер проб, обдумывание  решения начинало занимать все большее  место. Поэтому на определенном этапе  предложенную задачу дети смогли решить, анализируя ее на основе только графического изображения. Практическое составление  и видоизменение фигур служило  здесь средством проверки.

Особое место  мы отвели задачам-головоломкам на составление  плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных  наборов геометрических фигур. Одним  из таких наборов является набор  «Танграм». Фигуры в этом наборе подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекал результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включались в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

На первом этапе  освоения игры "Танграм" проводились упражнения, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Дети составляли новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им предлагалось выполнить задание в плане представления, а затем - практически: "Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте".

Второй этап работы с детьми являлся наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления  фигур. Для успешного воссоздания  фигур-силуэтов необходимо умение зрительно  анализировать форму плоскостной  фигуры и ее частей. Кроме этого, при воссоздании фигуры на плоскости  очень важно умение мысленно представить  изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. Способ составления (расположения составных частей) фигуры-силуэта  из геометрических фигур играющий вынужден искать, опираясь на данные анализа, в  процессе апробирования различных  намеченных вариантов составления.

Для развития представлений  детей о форме предметов мы также использовали магнитные конструкторы, которые отлично развивают не только наглядно-образное мышление, но и мелкую моторику.

С помощью мозаик и планшетов совершенствовали умение собирать схемы предметов из точечных элементов и целых геометрических фигур.

В результате регулярно  организуемых педагогом занятий, упражнений по решению задач-головоломок дети приобретали способность подходить  к каждой нестандартной задаче творчески, с позиции поиска нового пути решения, а не использования уже известного им. Характер поисковых действий при  этом постепенно меняется: от практических ("проб и ошибок") - к целенаправленным практическим действиям (с целью  намеченного преобразования), и от них - к мысленным пробам через  предугадывание пути решения.

От решения задач-головоломок  с помощью воспитателя (на основе частичных подсказок, использования  наводящих вопросов, подтверждения  частичного решения) дети переходили к  полностью самостоятельному быстрому решению задач.

 

 

Список литературы

 

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
  2. Гербова В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.- Изд.: Мозаика-Синтез, 2005.-344с.
  3. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников. - М: «Сфера», 2003.
  4. Репина Г.А. Диагностика логико-математического развития детей с помощью материалов для математического моделирования / Г.А.Репина // Дошкольная педагогика. - 2009. - №4. - С.16-21.
  5. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И.Щербакова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.

 


Информация о работе Формирование у детей дошкольного возраста представлений о форме