Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………..2
Глава 1. История формирования органов местного самоуправления в России……………………………………………………………………
§1. Система местного самоуправления в дореволюционный период……….............
§2. Система местного самоуправления в советский период…………………………………
§3. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России…...……………….………………………………………………………………
§4. Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе……………………………………………………………………………………………
Глава 2. Место органов местного самоуправления в системе управления государством……
§1. Понятие и сущность органов местного самоуправления …………………..…...
§2. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местным
самоуправлением………………………………………………………………………….…..….
§3. Органы и должностные лица местного самоуправления …………………………………
Глава 3. Компетенция органов местного самоуправления………………
§1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления…………………………………
§2. Функции и вопросы местного самоуправления………………………………………
§3. Организационные формы осуществления местного самоуправления…………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БОЛЬШАЯ.docx

— 134.63 Кб (Скачать)

 Для  обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан, осуществления подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления создаются избирательные комиссии: а) избирательные комиссии муниципальных образований; б) окружные избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии. Полномочия, состав и порядок деятельности этих комиссий устанавливаются законами и уставами муниципальных образований. Избирательные комиссии проводят всю подготовительную работу на избирательном участке, готовят списки избирателей и бюллетени для голосования, подводят итоги голосования. Соответствующая комиссия вправе признать выборы несостоявшимися, если:

-в выборах приняло участие меньше 20% от общего числа зарегистрированных избирателей;

-число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше чем количество голосов поданных против всех кандидатов и в других случаях, установленных в законе.    

 Законом  субъекта Федерации минимальное  количество голосов для признания  выборов несостоявшимися может  не устанавливаться.    

 На  сегодняшний день правовую основу  муниципальных выборов составляют: Закон об общих принципах организации  местного самоуправления, Закон  об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации, законы о выборах  в органы местного самоуправления  субъектов Федерации и уставы  муниципальных образований.     

Собрание (сход) граждан является одной из массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступным средством их самоорганизации. Собрания (сходы) граждан играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения населения муниципального образования к осуществлению самых разнообразных управленческих функций и решению многих вопросов местного значения.     

 Вопрос  о детальном регулировании порядка  созыва и проведения собраний (сходов) граждан в настоящее время  находится в ведении органов  государственной власти субъектов  Федерации и органов местного  самоуправления.    

 Общие  собрания (сходы) созываются главой  местного самоуправления соответствующей  территории, старостами, органами территориального  общественного самоуправления или  по инициативе не менее 10% граждан,  проживающих на данной территории  и обладающих избирательным правом. Общие собрания созываются по  мере необходимости, но не реже  одного раза в год.

      Отзыв депутатов,  выборного должностного  лица и их отчеты  перед населением  также является одной из форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления и формой взаимодействия указанных лиц с населением муниципального образования. Необходимость использования этих форм обусловлена природой местного самоуправления как самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения.

      Депутаты, выборные должностные  лица местного самоуправления  в своей деятельности используют  такие формы взаимодействия с  населением, как:

   › встречи с избирателями;

   › работа с обращениями граждан;

   › информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов депутата, выборного должностного лица местного самоуправления;

   › участие в организации и проведении собраний (сходов), конференций граждан;

   › участие в организации территориального общественного самоуправления.

       Отзыв депутата, выборного должностного  лица местного самоуправления  как институт непосредственной  демократии представляет собой  форму ответственности депутата, выборного должностного лица  перед населением, содержанием которой  является возможность досрочного  прекращения полномочий указанных  лиц по воле избирателей. Использование  института отзыва в системе  местного самоуправления зависит  от муниципальных образований  (ст. 18 Закона об общих принципах  организации местного самоуправления). Отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется с соблюдением требований и процедур установленных законодательством и напоминает собой проведение выборов.

     Народная правотворческая инициатива – это новый демократический институт, которого не было в старом законодательстве о местных органах власти. Правотворческая инициатива населения предусмотрена Законом об общих принципах организации местного самоуправления. Суть правотворческой инициативы – в разработке самими гражданами проектов правовых актов по вопросам местного значения и внесения их на рассмотрение органов местного самоуправления.

        Законодательство предусматривает  гарантии реализации этого права:

   a) обязательность рассмотрения органами местного самоуправления проектов правовых актов внесенных населением;

   b) гласность рассмотрения (на открытом заседании);

   c) официальное опубликование (обнародование) результатов рассмотрения.

        Народная правотворческая инициатива  позволяет гражданам активно  участвовать в местном самоуправлении  и влиять на выработку и  определение направлений деятельности  органов местного самоуправления, предлагать свои варианты разрешения  вопросов местного значения, определять  приоритет в деятельности представительных  и выборных органов местного  самоуправления.

Народная  правотворческая инициатива является воплощением на практике конституционного права граждан (ст.33) обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

        Под обращениями принято понимать изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения граждан.

       Предложение – обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, вне зависимости от организационно-правовой формы, в решении вопросов экономической, социально-культурной и других сфер местной жизни.

       Заявление – обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, законами РФ и её субъектов.

       Жалоба – обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений.

       Ходатайство – письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов их подтверждающих.

       Коллективное обращение – это обращение двух и более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение, имеющее общественный характер, принятое на митинге, собрании и подписанное их организаторами и (или) участниками.

       Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Являясь частью общей системы местного самоуправления, система территориального общественного  самоуправления включает в себя общее  собрание (сход), конференции, обращения  граждан и другие формы непосредственной демократии, а также советы или  комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий.

Органы  территориального общественного самоуправления объединяют население не на основе членства, связанного с каким-либо условием (уплата взносов, соблюдение устава партии и т.п.), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в  области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и законных интересов.

Порядок организации и осуществления  территориального общественного самоуправления определяется уставом и нормативно-правовыми  актами органов муниципального образования.

Заключение

     В настоящее время Россия находится  в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

     На  современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в  России созданы реальные возможности  для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной  экономической ситуацией, не устоявшейся  системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских  традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием  «ощущения» стабильности непосредственного  участника формирования органов  местного самоуправления - населения.

     Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних  взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

     Модель  современной организации местного самоуправления имеет следующие  организационные формы для ее осуществления:

     1.Путем  референдума, выборов и др. форм  прямого волеизъявления граждан;

     2. Через выборные и др. органы  местного самоуправления;

     3. Через территориальное общественное  самоуправление;

     4. Через созданные союзы и ассоциации  органов местного самоуправления  и органы территориального общественного  самоуправления.

     Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных  форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

     Принципиальным  отличием современной модели от советской  является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в  систему государственной власти, и муниципальные образования  не подчиняются друг другу. Этот принцип  предопределяет отношения между  муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных  образований между собой. Органам  местного самоуправления предоставляется  экономическая и финансовая самостоятельность  в соответствии с предметом ведения  этих органов. Уставами муниципальных  образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

     Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих  функций:

  • решением вопросов административно-территориального деления;
  • полномочий в области экономики и финансов;
  • решение вопросов социального развития территории;
  • развитие культуры и искусства,

     Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость  развития муниципальной демократии, более действенных условий для  самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки  инициатив и самодеятельности граждан.

     Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности  за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.  Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

Информация о работе Местное самоуправление