Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:40, доклад
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
В Европейской хартии местного самоуправления закреплены признаки:
- различие в характере власти. Местное самоуправление - власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;
- разграничение сфер компетенции. Речь идет об отграничении круга дел, предоставленных местному самоуправлению;
- самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства для осуществления своих задач;
- территориально ограниченный выборный принцип.
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
В Европейской хартии местного самоуправления закреплены признаки:
- различие в характере
власти. Местное самоуправление - власть
подзаконная, действующая в
- разграничение сфер компетенции. Речь
идет об отграничении круга дел, предоставленных
местному самоуправлению;
- самостоятельные источники средств.
Нельзя говорить о местном самоуправлении
как об особом субъекте прав, если ему
не предоставлены те или иные определенные
и отграниченные средства для осуществления
своих задач;
- территориально ограниченный выборный
принцип.
Общими принципами формирования
органов местного самоуправления являются:
1) обязательность наличия выборных органов;
2) самостоятельность органов местного
самоуправления, отделение их от системы
органов государственной власти, невозможность
осуществления местного самоуправления
органами государственной власти и государственными
должностными лицами, невозможность со
стороны органов государственной власти
образовывать органы и назначать должностных
лиц местного самоуправления;
3) самостоятельность населения муниципального
образования в определении структуры
органов местного самоуправления;
4) наделение органов местного самоуправления
в соответствии с уставами муниципальных
образований собственной компетенцией
в решении вопросов местного значения.
Европейская хартия о местном самоуправлении была принята в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления. Хартия является международным договором, следовательно, она имеет приоритет по отношению к национальному законодательству каждого из государств, ее подписавших и ратифицировавших.
Сегодня во всех демократических государствах местное самоуправление рассматривается в качестве важнейшей составной части общественного управления, необходимого дополнения и противовеса управлению из центра, как свидетельство демократического здоровья общества. Наличие местных органов власти, обладающих определенной степенью автономии, способствует определенной фрагментации государственной власти, является практическим осуществлением принципа разделения властей, отражением существования в обществе плюрализма.
Итак,
по своей роли в обществе местное
самоуправление уникально. Однако реальных
достижений в этой сфере в современной
России оказалось меньше, чем преград.
Одной из главных проблем, сдерживающих
развитие местного самоуправления в России,
является слабость гражданского общества,
низкий уровень социальной активности,
низкая правовая культура населения, дефицит
знаний о сущности и возможностях самоуправления.
В обществе, которое столетиями жило в
условиях тоталитаризма, не имея глубоких
демократических традиций, идеи местного
самоуправления воспринимаются далеко
не всеми. Для того чтобы граждане их восприняли,
необходима огромная разъяснительная
работа.
Другой проблемой является сопротивление
бюрократии всех уровней, которая видит
в местном самоуправлении угрозу своему
благополучию, привычным методам управления.
Отдельные политики вообще считают, что
это равносильно развалу России. Они аргументируют
свою позицию тем, что местное самоуправление
разрушает вертикаль государственной
власти и становится невозможно проводить
в жизнь государственную политику. Они
исходят из того, что реализовать властные
полномочия можно только методами прямого
административного подчинения всех территориальных
образований.
Серьезной проблемой является также финансовая
слабость местного самоуправления, разрыв
между возлагаемыми на него обязанностями
и ресурсным обеспечением. Невозможность
по финансовым соображениям выполнять
свои обязательства перед населением
подрывает авторитет местной власти, зачастую
дестабилизируя обстановку на местах.
Еще одна немаловажная проблема - дефицит
квалифицированных кадров в системе самоуправления,
особенно в сельской местности. Их подготовка
требует длительного времени. Местное
самоуправление в России еще нетвердо
стоит на ногах и нуждается в государственной
поддержке. Его укрепление имеет огромное
политическое, экономическое и социальное
значение, является ключевым условием
устойчивого социально-экономического
развития России.