Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………..2
Глава 1. История формирования органов местного самоуправления в России……………………………………………………………………
§1. Система местного самоуправления в дореволюционный период……….............
§2. Система местного самоуправления в советский период…………………………………
§3. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России…...……………….………………………………………………………………
§4. Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе……………………………………………………………………………………………
Глава 2. Место органов местного самоуправления в системе управления государством……
§1. Понятие и сущность органов местного самоуправления …………………..…...
§2. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местным
самоуправлением………………………………………………………………………….…..….
§3. Органы и должностные лица местного самоуправления …………………………………
Глава 3. Компетенция органов местного самоуправления………………
§1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления…………………………………
§2. Функции и вопросы местного самоуправления………………………………………
§3. Организационные формы осуществления местного самоуправления…………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БОЛЬШАЯ.docx

— 134.63 Кб (Скачать)

     В соответствии с Федеральным Законом " О муниципальной службе" в  органах местного самоуправления осуществляется организация муниципальной службы. Это исполнение на профессиональной, постоянно оплачиваемой основе обязанностей на штатных муниципальных должностях в городской администрации по обеспечению в интересах населения муниципального образования реализации целей, функций, прав, полномочий мэра города, органов местного самоуправления в порядке, установленном Уставом, Законом о муниципальной службе, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с областным, федеральным законодательством. Уставом города предусмотрены категории должностей муниципальной службы, а также порядок поступления, прохождения, увольнения муниципальных служащих. Согласно Уставу муниципальные должности в Администрации города в зависимости от характера выполнения должностных полномочий и порядка замещения подразделяются на:

  • Должности категории "А" (непосредственное выполнение полномочий органов местного самоуправления) - Мэр города. Это выборная должность и не является муниципальным служащим органов городского самоуправления.
  • Должности категории "Б" (утверждаемые Мэром города для исполнения полномочий органов городского самоуправления и лица, замещающего должность "А").
  • Должность категории "В" (Утверждаемые Мэром города для обеспечения исполнения деятельности органов городского самоуправления). Категории "Б", "В" относятся к муниципальным служащим.

    Рассмотрев  правовое положение органов городского самоуправления, можно

прийти  к выводу, что представительный и  исполнительный органы должны иметь  собственную компетенцию, при этом деятельность администрации как исполнительно —распорядительного органа должна быть подотчетна представительному органу и он должен участвовать в ее формировании. Глава города может возглавлять деятельность по осуществлению местного самоуправления на всей территории города, но при этом он должен отчитываться как перед населением, его избравшим, так и перед представительным органом.

Глава 3. Компетенция органов  местного самоуправления

§1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это право и действительная способность местных сообществ  самостоятельно и под свою ответственность  через формируемые (создаваемые) ими  органы осуществлять контроль и управление переданной в их ведение государством частью общественных дел на благо  населения при частом и широком  участии этого населения.

     Местное самоуправление можно рассматривать  в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.

     Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации  и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и  мест, центральных и местных органов.

     В местном самоуправлении сочетаются два начала — как государственное, так и общественное; иными словами, общественное самоуправление выполняет определенные государственные полномочия. При этом государство, в соответствии со ст. 8 Европейской Хартии местного самоуправления, может устанавливать любой административный надзор за местными властями, если это предусмотрено конституцией или законом. Он должен быть направлен на обеспечение соответствия праву и конституционным принципам и осуществляться при целесообразности, властями высшего уровня в отношении задач, выполнение которых делегировано местным властям. Вмешательство контролирующих властей проводится соответственно важности интересов, которые они намерены защитить.

     Местное самоуправление не отделено от государства, несмотря на наличие нормы, в соответствии с которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данная норма означает гарантию самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий.

     Это подтверждается и тем, что данный институт предусматривается Конституцией (государственно — правовым актом). Его модель закреплена в Конституции РФ, в которой ему посвящена специальная глава.

     Она закрепляет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, как самостоятельную форму  осуществления народом принадлежащей  ему власти. При этом в ней есть норма, в соответствии с которой  органы местного самоуправления обязаны  соблюдать законы. А принятие законов  — это прерогатива именно государства, т.е. речь идет о самостоятельности местного самоуправления в пределах закона и предоставленных прав.

     Наделение органов местного самоуправления властными  полномочиями проявляется в том, что их решения носят обязательный характер. Носителем власти является народ, а представительные органы и  государственной власти, и местного самоуправления формируются на одних  и тех же принципах. Государство  олицетворяет государственную власть, местное самоуправление — общественную, несмотря на то, что в основном регулируется нормами права, т.е. государством.

     Государство гарантирует местное самоуправление. Решения органов местного самоуправления могут быть защищены в судебном порядке. Граждане также вправе обращаться в судебные органы с жалобами на действия или бездействие органов местного самоуправления. Таким образом, в этом отношении местное самоуправление является элементом государственной организации.

     Итак, местное самоуправление — это особый элемент государственного устройства, закрепленный Конституцией.

     Конституция РФ урегулировала основные вопросы  организации местного самоуправления, его соотношение с государственной  властью, роль населения в осуществлении  функций и полномочий местного самоуправления и определении структуры его  органов, наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями и гарантиями. Положения Конституции, действуя непосредственно, в то же время  развиваются в других правовых актах. Основополагающим среди них является Федеральный закон "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа  1995 г. В нем заложены правовые нормы, позволяющие на базе основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, принципов федеративного устройства Российского государства обеспечить самостоятельное решение гражданами России вопросов местного значения.

    Правовые  основы местного самоуправления закреплены в Конституции Российской Федерации  и в Федеральном законе от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в числе основных принципов организации местного самоуправления можно выделить следующие:

  • Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ).
  • Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч.1 ст. 131 Конституции РФ).
  • Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч.1 ст.132 Конституции РФ).
  • Обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий сходом граждан (ч.1 ст.34 и ч.3 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ).
  • Депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (ч.1 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ).
  • Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч.3 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ)10.

    Органы  и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед  населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами (ст.70 Федерального закона № 131-ФЗ).

§2. Функции и вопросы  местного самоуправления

Для реализации задач и функций городского самоуправления государство признает за ним определенную совокупность полномочий.

     Полномочия  местного самоуправления — закрепленные федеральным законодательством, а  также правовыми актами субъектов  РФ и органов местного самоуправления за населением, выборными и иными  органами местного самоуправления права  и обязанности, связанные с реализацией  задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории.

     В соответствии со статьей 132 Конституции  РФ органы местного самоуправления могут  наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств. Из этого следует, что полномочия органов местного самоуправления двоякие: собственные  полномочия и государственные полномочия.

     Вопросы имеют местное значение лишь в том плане, что решаются на конкретной территории и данным субъектом местного самоуправления, а так они являются частью вопросов государственного значения. В ведении центральной власти находятся общегосударственные дела, а дела местного значения решает непосредственно само население, проживающее на данной территории, образуемые им органы местного самоуправления, Уставы городов также не обошли вниманием данное положение.

     Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями вытекает из концепции  децентрализации государственной  власти, которая заключается в  необходимости передачи федеральными органами части своих полномочий органам субъектов РФ и предоставление государственным органам права  на передачу отдельных своих полномочий органам местного самоуправления. В то же время не следует забывать о самостоятельности местных органов, их независимости от органов государственной власти, возможности самостоятельного самоопределения. При наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями государственные органы не вправе вторгаться в компетенцию самих органов местного самоуправления.

     Наделение государственными полномочиями может  осуществляться в форме их передачи или делегирования. Передача представляет собой способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при  котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции  и включается в компетенцию органов  самоуправления. Делегирование —  это предоставление государственным  органом принадлежащего ему права  решения какого—либо вопроса  органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или  бессрочно.

     Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" разграничил полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной  власти субъектов РФ по отношению  к местному самоуправлению и определил  предметы ведения местного самоуправления.

     Статья 4 данного Закона, конкретизируя  п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в которой закрепляется, что в совместном ведении Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации местного самоуправления, содержит полный перечень полномочий органов государственной власти РФ в области местного самоуправления. Данные полномочия можно разделить на несколько групп:

     а) Нормативное регулирование. Принятие федерального закона об общих принципах местного самоуправления и федеральных программ развития местного самоуправления. Проверка их реализации. Обеспечение соответствия законодательства субъектов о местном самоуправлении федеральному законодательству. Принятие федеральных законов "Об особенностях организации и деятельности местного самоуправления в приграничных территориях", "О закрытых административно-территориальных образованиях" и "Об основах муниципальной службы".

     б) Собственность. Регулирование порядка передачи объектов федеральной государственной собственности в муниципальную. Для этого необходимо принять специальный закон.

     в) Делегирование полномочий. Федерация может напрямую наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

     г) Бюджетно-финансовая сфера. Регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными, а также финансовой отчетности. Установление государственных минимальных социальных стандартов. Обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления. На уровне Федерации должен быть установлен консолидированный бюджет.

     д) Гарантии. Обеспечение компенсаций местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти. Регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления. Установление федеральных гарантий избирательных прав граждан. Регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов.

     е) Судебная защита. Установление порядка судебной защиты.

Информация о работе Местное самоуправление