Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа
Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:
Введение………………………………………………………….……………..2
Глава 1. История формирования органов местного самоуправления в России……………………………………………………………………
§1. Система местного самоуправления в дореволюционный период……….............
§2. Система местного самоуправления в советский период…………………………………
§3. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России…...……………….………………………………………………………………
§4. Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе……………………………………………………………………………………………
Глава 2. Место органов местного самоуправления в системе управления государством……
§1. Понятие и сущность органов местного самоуправления …………………..…...
§2. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местным
самоуправлением………………………………………………………………………….…..….
§3. Органы и должностные лица местного самоуправления …………………………………
Глава 3. Компетенция органов местного самоуправления………………
§1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления…………………………………
§2. Функции и вопросы местного самоуправления………………………………………
§3. Организационные формы осуществления местного самоуправления…………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Литература…………………………………
ж) Надзор. Осуществление прокурорского надзора над органами местного самоуправления.
В
статье 5 дан полный перечень полномочий
органов государственной власти
субъектов РФ, к ним относятся
нормативное регулирование
Различие полномочий Федерации и субъектов заключается в том, что Федерация определяет стратегию местного самоуправления, а субъекты детально регулируют систему и всю организацию местного самоуправления. При этом каждый субъект должен иметь свою муниципальную систему с учетом исторических и иных местных традиций.
Можно выделить несколько групп полномочий городского самоуправления:
1. Сфера бюджета и финансов.
2. Сфера управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями
3. Сфера земельных отношений и охраны окружающей природной среды.
4.
Сфера строительства,
5.
Сфера социально-культурного
6.
Сфера охраны общественного
Полномочия местного самоуправления – это строго очерченный и закрепленный нормами права (Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Все
полномочия органов местного самоуправления,
которые связаны с
К вопросам местного значения относятся:
1)
принятие и изменение уставов
муниципальных образований,
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3)
местные финансы, формирование, утверждение
и исполнение местного бюджета,
4)
комплексное социально - экономическое
развитие муниципального
5)
содержание и использование
6)
организация, содержание и
7)
организация, содержание и
8)
охрана общественного порядка,
организация и содержание
9)
регулирование планировки и
10)
создание условий для
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12)
регулирование использования
13)
организация, содержание и
14)
организация снабжения
15)
муниципальное дорожное
16)
благоустройство и озеленение
территории муниципального
17)
организация утилизации и
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19)
организация и содержание
20)
организация транспортного
21)
создание условий для
22)
создание условий для
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24)
организация и содержание
25)
создание условий для
26)
создание условий для
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28)
обеспечение социальной
29)
участие в охране окружающей
среды на территории
30)
обеспечение противопожарной
В
ведении муниципальных
а) в области регистрации актов гражданского состояния – регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования,
б) в области статистики – ведение статистического учета на территории муниципального образования,
в) в области градостроительной деятельности, государственного архитектурно-строительного контроля – организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга градостроительной деятельности и др.,
г) в области природоохранной деятельности – ведение государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий, находящихся в границах территории муниципального образования, и др.,
д) в области землепользования – ведение земельного кадастра и мониторинга земель муниципального образования и др.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и в иных сферах государственной деятельности.
§3. Организационные формы осуществления местного самоуправления
В
связи со сказанным представляется
весьма актуальным изучение вопросов
городского самоуправления. Это предопределяется,
в частности, и тем, что именно
в городах в настоящее время
проживает большинство
Законодательно закреплено несколько форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в России. Эти формы условно можно разбить на три группы.
Первая группа представлена формами непосредственной демократии, осуществляемой посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих на территории муниципального образования. Непосредственная демократия играет особую роль в реализации местного самоуправления, которая определяется прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания и сходы населения и других, обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления – его органов. Некоторые формы непосредственной демократии (местный референдум, собрание, сход и др.) входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.
Вторую группу составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.
Органы местного
› децентрализовать и демократизировать аппарат управления и решать вопросы местного значения с большей эффективностью в сравнении с централизованной системой управления;
› обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики;
› оптимально сочетать интересы и права человека и интересы региона и государства в целом.
В третью группу входят формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в территории муниципального образования в пределах улицы, дома и т.п., центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения, различных его групп.
Местный референдум – голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления.
Он является высшим
Согласно
общим принципам проведения
- граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично, голосование за других лиц не допускается;
- участие в референдуме является добровольным;
- никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдуме;
- голосование осуществляется тайно;
- граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания;
- каждый гражданин имеет один голос;
- референдум проводится на основе гласности.
Референдум
назначается только на
Муниципальные выборы – наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления. Муниципальные выборы являются обязательными и периодическими. Посредством выборов образуются представительные органы местного самоуправления, через которые местное население осуществляет местное самоуправление, а также могут получать свои полномочия главы муниципальных образований, другие выборные должностные лица местного самоуправления. Срок, на который могут избираться органы местного самоуправления, не может быть меньше 2 лет и не более 5 лет. Значение муниципальных выборов также в том, что в ходе избирательной компании граждане посредством критической оценки работы органов местного самоуправления направляют их деятельность и оказывают влияние на них.