Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………..2
Глава 1. История формирования органов местного самоуправления в России……………………………………………………………………
§1. Система местного самоуправления в дореволюционный период……….............
§2. Система местного самоуправления в советский период…………………………………
§3. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России…...……………….………………………………………………………………
§4. Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе……………………………………………………………………………………………
Глава 2. Место органов местного самоуправления в системе управления государством……
§1. Понятие и сущность органов местного самоуправления …………………..…...
§2. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местным
самоуправлением………………………………………………………………………….…..….
§3. Органы и должностные лица местного самоуправления …………………………………
Глава 3. Компетенция органов местного самоуправления………………
§1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления…………………………………
§2. Функции и вопросы местного самоуправления………………………………………
§3. Организационные формы осуществления местного самоуправления…………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БОЛЬШАЯ.docx

— 134.63 Кб (Скачать)

     ж) Надзор. Осуществление прокурорского надзора над органами местного самоуправления.

     В статье 5 дан полный перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ, к ним относятся  нормативное регулирование местного самоуправления, регулирование бюджетно-финансовых отношений и муниципальной собственности, определение территории, на которой  действует местное самоуправление, делегация полномочий, контроль, гарантии.

     Различие полномочий Федерации и субъектов заключается в том, что Федерация определяет стратегию местного самоуправления, а субъекты детально регулируют систему и всю организацию местного самоуправления. При этом каждый субъект должен иметь свою муниципальную систему с учетом исторических и иных местных традиций.

     Можно выделить несколько групп полномочий городского самоуправления:

     1. Сфера бюджета и финансов.

     2. Сфера управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями

     3. Сфера земельных отношений и охраны окружающей природной среды.

     4. Сфера строительства, жилищного  хозяйства, коммунального, бытового  и торгового обслуживания населения,  транспорта и связи.

     5. Сфера социально-культурного обслуживания  населения»

     6. Сфера охраны общественного порядка,  прав и свобод граждан.

    Полномочия  местного самоуправления – это строго очерченный и закрепленный нормами  права (Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, правовыми  актами субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления) за населением, выборными и иными  органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

    Все полномочия органов местного самоуправления, которые связаны с предоставлением  публичных услуг гражданину, должны быть максимально приближены к населению  с тем, чтобы граждане могли максимально  контролировать их предоставление. Вопросы  социальной политики, оказание социальной поддержки, где прежде всего требуется выделение финансовых средств и нет необходимости ежедневно опекать гражданина – это вопросы субъектов Российской Федерации.

    К вопросам местного значения относятся:

    1) принятие и изменение уставов  муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

    2) владение, пользование и распоряжение  муниципальной собственностью;

    3) местные финансы, формирование, утверждение  и исполнение местного бюджета,  установление местных налогов  и сборов, решение других финансовых  вопросов местного значения;

    4) комплексное социально - экономическое  развитие муниципального образования;

    5) содержание и использование муниципальных  жилищного фонда и нежилых  помещений;

    6) организация, содержание и развитие  муниципальных учреждений дошкольного,  основного общего и профессионального  образования;

    7) организация, содержание и развитие  муниципальных учреждений здравоохранения,  обеспечение санитарного благополучия  населения;

    8) охрана общественного порядка,  организация и содержание муниципальных  органов охраны общественного  порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

    9) регулирование планировки и застройки  территорий муниципальных образований;

    10) создание условий для жилищного  и социально - культурного строительства;

    11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

    12) регулирование использования водных  объектов местного значения, месторождений  общераспространенных полезных  ископаемых, также недр для строительства  подземных сооружений местного  значения;

    13) организация, содержание и развитие  муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

    14) организация снабжения населения  и муниципальных учреждений топливом;

    15) муниципальное дорожное строительство  и содержание дорог местного  значения;

    16) благоустройство и озеленение  территории муниципального образования;

    17) организация утилизации и переработки  бытовых отходов;

    18) организация ритуальных услуг  и содержание мест захоронения;

    19) организация и содержание муниципальных  архивов;

    20) организация транспортного обслуживания  населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами  связи;

    21) создание условий для обеспечения  населения услугами торговли, общественного  питания и бытового обслуживания;

    22) создание условий для деятельности  учреждений культуры в муниципальном  образовании;

    23) сохранение памятников истории  и культуры, находящихся в муниципальной  собственности;

    24) организация и содержание муниципальной  информационной службы;

    25) создание условий для деятельности  средств массовой информации  муниципального образования;

    26) создание условий для организации  зрелищных мероприятий;

    27) создание условий для развития  физической культуры и спорта  в муниципальном образовании;

    28) обеспечение социальной поддержки  и содействие занятости населения;

    29) участие в охране окружающей  среды на территории муниципального  образования;

    30) обеспечение противопожарной безопасности  в муниципальном образовании,  организация муниципальной пожарной  службы.

    В ведении муниципальных образований  могут находиться также отдельные  государственные полномочия:

    а) в области регистрации актов гражданского состояния – регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования,

    б) в области статистики – ведение статистического учета на территории муниципального образования,

    в) в области градостроительной деятельности, государственного архитектурно-строительного контроля – организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга градостроительной деятельности и др.,

    г) в области природоохранной деятельности – ведение государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий, находящихся в границах территории муниципального образования, и др.,

    д) в области землепользования – ведение земельного кадастра и мониторинга земель муниципального образования и др.

    Органы  местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и в иных сферах государственной  деятельности.

§3. Организационные  формы осуществления  местного самоуправления

     В связи со сказанным представляется весьма актуальным изучение вопросов городского самоуправления. Это предопределяется, в частности, и тем, что именно в городах в настоящее время  проживает большинство населения  России, сосредоточена большая часть  производственно-экономического, культурного  и научного потенциала. Следовательно, от состояния местного самоуправления  в данных  муниципальных образованиях зависит жизнь большей части граждан Российского государства,

     Законодательно закреплено несколько форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в России. Эти формы условно можно разбить на три группы.    

       Первая группа представлена формами непосредственной демократии, осуществляемой посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих на территории муниципального образования. Непосредственная демократия играет особую роль в реализации местного самоуправления, которая определяется прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания и сходы населения и других, обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления – его органов. Некоторые формы непосредственной демократии (местный референдум, собрание, сход и др.) входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.    

       Вторую группу составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.    

       Органы местного самоуправления  выступают одной из основ демократической  системы управления обществом,  позволяющей:   

       › децентрализовать и демократизировать аппарат управления и решать вопросы местного значения с большей эффективностью в сравнении с централизованной системой управления;   

       › обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики;  

       › оптимально сочетать интересы и права человека и интересы региона и государства в целом.    

       В третью группу входят формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в территории муниципального образования в пределах улицы, дома и т.п., центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения, различных его групп.      

     Местный референдум – голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления.    

       Он является высшим непосредственным  выражением воли участвующих  в его проведении граждан и  способом непосредственного решения  населением наиболее важных вопросов  для муниципального образования.  Решение, принятое на местном  референдуме, не нуждается в  каком-либо последующем утверждении  и имеет силу прямого действия.     

 Согласно  общим принципам проведения местного  референдума:

- граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично, голосование за других лиц не допускается;

- участие в референдуме является добровольным;

- никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдуме;

- голосование осуществляется тайно;

- граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания;

- каждый гражданин имеет один голос;

- референдум проводится на основе гласности.    

 Референдум  назначается только на календарный  выходной день. Не допускается  назначение референдума на праздничный  день. Решение о проведении референдума  принимается не позднее, чем  за 55 дней до дня голосования  и должно быть опубликовано  в местных СМИ не менее чем  за 45 дней до дня голосования.     

Муниципальные выборы – наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления. Муниципальные выборы являются обязательными и периодическими. Посредством выборов образуются представительные органы местного самоуправления, через которые местное население осуществляет местное самоуправление, а также могут получать свои полномочия главы муниципальных образований, другие выборные должностные лица местного самоуправления. Срок, на который могут избираться органы местного самоуправления, не может быть меньше 2 лет и не более 5 лет. Значение муниципальных выборов также в том, что в ходе избирательной компании граждане посредством критической оценки работы органов местного самоуправления направляют их деятельность и оказывают влияние на них.    

Информация о работе Местное самоуправление