Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………..2
Глава 1. История формирования органов местного самоуправления в России……………………………………………………………………
§1. Система местного самоуправления в дореволюционный период……….............
§2. Система местного самоуправления в советский период…………………………………
§3. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России…...……………….………………………………………………………………
§4. Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе……………………………………………………………………………………………
Глава 2. Место органов местного самоуправления в системе управления государством……
§1. Понятие и сущность органов местного самоуправления …………………..…...
§2. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местным
самоуправлением………………………………………………………………………….…..….
§3. Органы и должностные лица местного самоуправления …………………………………
Глава 3. Компетенция органов местного самоуправления………………
§1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления…………………………………
§2. Функции и вопросы местного самоуправления………………………………………
§3. Организационные формы осуществления местного самоуправления…………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БОЛЬШАЯ.docx

— 134.63 Кб (Скачать)

     Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

     В силу сложившегося в современной  России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с  различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации  местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

     Становление местного самоуправления в современной  России является длительным и сложным  процессом, который требует учета  многих социальных, политических, экономических  условий, степени готовности общественного  сознания, темпов изменения менталитета  российских граждан. Этим объясняется  задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных  прав граждан. Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как  формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с  другой - ее решения являются обязательными  для всех структур, расположенных  на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную  природу. Требует совершенствования  система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения  пределов самостоятельности.

     Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей  и задач в обеспечении жизнедеятельности  населения муниципального образования, а не политической борьбы. Серьезной  проработки требует вопрос о регламентации  процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных  образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать  в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения  к решению этих дел.

     Реформирование  требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов, они должны стать  более четкими и эффективными, для оперативного решения местных  задач.

     Так же требует реформирования и система  взаимоотношений органов государственной  власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают  на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами. Проведенный анализ работы и организации  местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так  как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.

     Вступление 1 января 2009 года Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» в юридическую  силу в полном объеме — только один из этапов развития законодательства о местном самоуправлении. Очевидно, что развитие общества и государства  потребуют дальнейшего совершенствования  местного самоуправления. Вместе с  тем, самые активные действия руководителей  государства и отдельных регионов не смогут заменить заинтересованного  участия населения в жизни  своего муниципального образования, целенаправленной и последовательной работы их органов  и должностных лиц по реализации принимаемых решений в сфере  местного самоуправления.

     Говоря  о первых итогах реформы местного самоуправления, можно отметить, что  переходный период институализации местного самоуправления в России в целом завершен.

     На  федеральном, региональном и местном  уровнях в большей части сформирована необходимая нормативно-правовая база, создаются условия для поступательного  развития экономики и социальной сферы в муниципальных образованиях. В Российской Федерации построена  современная унифицированная модель территориальной организации местного самоуправления с разными видами муниципальных образований, которая  реализуется в городских и  сельских поселениях, муниципальных  районах, а также в городских  округах и на внутригородских  территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Проведено разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов  и местного самоуправления — с  одновременной передачей большей  части функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный  уровень, определены финансовая и материальная основа местного самоуправления, а  также единые принципы его функционирования, упорядочено территориальное и  бюджетное устройство.

     Вместе  с тем, практика реформирования местного самоуправления в России выявила  ряд проблем, требующих дальнейшего  совершенствования законодательства и иных решений.

     Имеется в виду, прежде всего, создание условий  для обеспечения самодостаточности  муниципальных образований. В современных  условиях важнейшей задачей становится, в этой связи, перераспределение  доходов между федеральным, региональным и местным уровнями власти путем  дальнейшего совершенствования  налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации. Необходимо создать  систему стимулирования муниципалитетов  к развитию своей доходной базы, реализации комплексных программ устойчивого  социально-экономического развития территорий. Установление долговременных критериев оценки и объективных индикаторов муниципального развития позволит повысить информационную открытость органов местного самоуправления, усилить их ответственность перед избирателями, успешно решать задачи распространения и популяризации положительного опыта и лучшей муниципальной практики. Следует вести целенаправленную работу по совершенствованию и корректированию федерального и регионального законодательств с целью разрешения содержащихся в них коллизий; предусмотреть возможность увеличения нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, что послужит повышению экономической самодостаточности муниципальных образований. Органы местного самоуправления должны принять дополнительные меры по развитию собственной экономики и расширению налогооблагаемой базы, по оптимизации расходов бюджетов, вовлечению населения в решение вопросов местного значения, стимулированию гражданской активности и инициативы. Дальнейшее развитие местного самоуправления нуждается также в содействии советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, должны способствовать активизации межмуниципального сотрудничества в первую очередь по информационно-методическим и инновационным вопросам и популяризации лучшей практики муниципального управления.

     Местное самоуправление несет большую функциональную нагрузку: укрепляет основы демократии, создает условия для обеспечения  жизненных интересов населения, стабилизирует политическую систему, является важным механизмом обеспечения  единства страны. Именно развитый институт местного самоуправления может стать  одним из наиболее надежных гарантий обеспечения эффективности системы  власти в России.

     Анализ  института местного самоуправления в теоретико-методологической плоскости  позволяет резюмировать, что создание эффективной системы местного самоуправления является необходимым условием для  развития правового государства  в России. Указанный институт представляет собой совокупность органов и  механизмов, с одной стороны, а  также принципов и методов, —  с другой, с помощью которых  граждане реализуют закрепленное Конституцией России право на управление на местном  уровне. Построение эффективной многоуровневой системы власти в современной  России невозможно без подлинно самостоятельного механизма управления в муниципальных  образованиях всех видов, основанного  на осознанном и ответственном участии  в нем граждан.

     Характерной чертой современного этапа развития многоуровневой системы власти в  Российской Федерации является также  поиск оптимальных путей централизации  и децентрализации системы управления. В этой связи, необходимость построения эффективных отношений между  государственной и местной властью  приобретает особое звучание. Сегодня  предпринимаются попытки найти  оптимальный баланс в отношениях федеральной, региональной власти и  органов местного самоуправления. Прежде всего, это касается разграничения  полномочий между уровнями власти. Несмотря на неоднократные попытки  регламентировать этот вопрос законодательно, он остается дискуссионным и в  настоящее время.

     Таким образом, реформирование местного самоуправления в Российской Федерации перешло  психологически важный рубеж, который  символизирует конец переходного  этапа реформы. За последнее время  в России удалось построить фундамент (и законодательный, и основанный на практическом опыте), который должен стать базой для поступательного  развития отечественного института  местного самоуправления.

     Дальнейшее  развитие института местного самоуправления видится как процесс, неотделимый  от совершенствования системы власти в России в целом, укрепления основ  российского федерализма и демократических  институтов. Поэтому становление  местного самоуправления — задача не только муниципальной, но и государственной  власти.

     Оптимизация института местного самоуправления в современной России требует  дальнейшего его научного исследования и, на этой основе, разработки действенных  эффективных механизмов его функционирования.

    Местное самоуправление как элемент политической системы общества свидетельствует  о том, что в России наряду с  интересами личности и государства  признаются и гарантируются местные  интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Местное самоуправление в Российской Федерации сегодня - единая система самоорганизации и деятельности населения, состоящая из институтов прямой и представительной демократии. Этот вывод основан на том, что в соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ "местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления". В развитие Конституции Федеральным законом "Об общих принципах:" предусмотрена обязательность наличия выборных органов местного самоуправления, в частности, представительного органа местного самоуправления, состоящего из депутатов, избираемых на основе общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 14, 15). Вышесказанное дает основание утверждать следующее: 
1. Принцип местного самоуправления признан Конституцией РФ и федеральным законодательством в качестве одной из основ конституционного строя, демократического института гражданского общества. 
2. Конституцией РФ и федеральным законодательством право граждан на местное самоуправление гарантируется, что означает закрепление стабильных принципов организации местного самоуправления, самоорганизацию, самостоятельность в решении вопросов местного значения, невхождение в систему органов государственной власти, установление компетенции преимущественно законом и запрет на ее ограничение, право на судебную защиту местного самоуправления.

3. Граждане  и органы местного самоуправления  наделены правом самостоятельно, т.е. не находясь в иерархических  связях с какими-либо структурами,  сообразуя свою деятельность  при принятии решений только  с законом, решать вопросы,  отнесенные к их компетенции. 
4. Местное самоуправление осуществляется под свою ответственность, что означает троякую ответственность - перед населением, перед физическими и юридическими лицами.

5. Деятельность  местного самоуправления исходит  из интересов населения соответствующего  муниципального образования. Речь  идет о гражданах, проживающих  на территории муниципального  образования и реализующих свое  право осуществления местного  самоуправления.

6. Граждане  осуществляют местное самоуправление  путем прямого волеизъявления  и через органы местного самоуправления, причем наличие выборных органов  является обязательным.

7. Эта  деятельность учитывает исторические  и иные местные традиции, что  позволяет строить местное самоуправление  в соответствии с местной спецификой  природно-географического, экономического  характера.

Литература

     1. Нормативные акты 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 Г.//СЗ РФ. 1995.№ 35, Ст. 3506.

3. Федеральный  закон «Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными  в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. с изменениями от 22 июня 1998 Г.//СЗРФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

4. Федеральный  закон "Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации" от 19 сентября1997 Г.//СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

5.Федеральный  закон "О финансовых основах  местного самоуправления Российском  Федерации" от 10 сентября 1997 г,//Российская газета от 30сентября f997 г.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 Г.//СЗ РФ.1998. № 3f. Ст. 3823.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть I.//C3 РФ. 1994. № 32.Ст. 3302.

8.Конституция  РСФСР 1918 г.

  1. Конституция СССР 1936 г.
  2. Конституция СССР 1977 г.
  3. Конституция РСФСР 1978 г.

Информация о работе Местное самоуправление