Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………..2
Глава 1. История формирования органов местного самоуправления в России……………………………………………………………………
§1. Система местного самоуправления в дореволюционный период……….............
§2. Система местного самоуправления в советский период…………………………………
§3. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России…...……………….………………………………………………………………
§4. Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе……………………………………………………………………………………………
Глава 2. Место органов местного самоуправления в системе управления государством……
§1. Понятие и сущность органов местного самоуправления …………………..…...
§2. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местным
самоуправлением………………………………………………………………………….…..….
§3. Органы и должностные лица местного самоуправления …………………………………
Глава 3. Компетенция органов местного самоуправления………………
§1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления…………………………………
§2. Функции и вопросы местного самоуправления………………………………………
§3. Организационные формы осуществления местного самоуправления…………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БОЛЬШАЯ.docx

— 134.63 Кб (Скачать)

     Право на правотворческую (гражданскую) инициативу имеют гражданин или группа граждан, обладающих активным избирательным  правом, а равно местное отделение  общероссийского или областного общественного объединения, городское  общественное объединение, устав которого предусматривает участие в городских (муниципальных) выборах и зарегистрирован  в органах юстиции в установленном порядке не позднее чем за шесть месяцев до обращения с гражданской инициативой, могут образовать инициативную группу граждан в количестве, предусмотренном уставом для организации сбора подписей в поддержку целей гражданской инициативы.

     Итак, формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно  осуществляют городское самоуправление, являются референдум, выборы, собрания, сходы, обсуждение населением вопросов местного значения, проектов решений  органов городского самоуправления, выявление путем опросов общественного  мнения, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы городского самоуправления.

     Формами представительной демократии выступают  выборные и другие органы местного самоуправления, через которые граждане осуществляют свою власть.

     §3. Органы и должностные  лица местного самоуправления

     Важной  составной частью системы городского самоуправления являются выборные и  другие органы местного самоуправления. Они образуются в соответствии с  Федеральными законами "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законами субъектов Федерации, уставами городов и другими нормативными гнетами, принимаемыми органами городского самоуправления.

     Городская Управа (мэрия) в своей деятельности подотчетна городской Думе. Городская Дума осуществляет контроль за деятельностью всех органов и должностных лиц городского самоуправления по вопросам выполнения бюджета города, планов и программ экономического и социального развития города, другим вопросам в пределах ее компетенции, а также за выполнением предприятиями, организациями, учреждениями различных форм собственности, находящихся на территории города, правил о создании или преобразовании предприятий и иных объектов рыночной структуры, их размещения на подведомственной территории, соблюдением правил пользования природными ресурсами, экологических, санитарных и строительных норм, договорных обязательств о проведении мероприятий связанных с деятельностью городского самоуправления, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия. Таким образом, городская дума обладает достаточно широкими полномочиями, чтобы контролировать деятельность всех предприятий, учреждений и организаций на территории города.

     Предусматривается должность секретаря городской  Думы, который избирается ею из числа  депутатов. По статусу секретарь  городской Думы  является заместителем городского Главы и выполняет функции по организации работы городской Думы, Городской Глава (мэр города) — высшее должностное лицо городского самоуправления. Он избирается населением города на 4—летний срок из числа его жителей. Городской Глава руководит исполнительной городской Управой (мэрией) на принципах единоначалия, но в этой работе он подотчетен городской Думе.

     Органами  городской Управы являются структурные  подразделения городской Управы (департаменты, комитеты, управления, отделы). Они самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению, руководят  подчиненными им предприятиями, организациями  и учреждениями при соблюдении установленных  законодательством гарантий самостоятельности  этих предприятий, учреждений, организаций.

     В городах России используются такие  модели местного самоуправления:

     - глава города, избираемый населением, входящий в состав представительного органа местного самоуправления и являющийся его председателем;

     - глава города, избранный представительным органом городского самоуправления из числа депутатов и являющийся одновременно председателем представительного органа;

     - глава города, избранный населением, входящий в состав представительного органа местного самоуправления, но не являющийся его председателем: последний избирается депутатами в качестве самостоятельного лица, действующего на освобожденной либо не освобожденной основе;

     - глава города, избранный из числа депутатов представительного органа местного самоуправления, но не являющийся председателем представительного органа, последний избирается представительным органом;

     - глава города, избранный населением, и назначаемый глава городской администрации.

     В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" органы самоуправления могут  формироваться путем выборов  и назначения, при этом наличие выборных органов является обязательным (ст. 14).

     Представительные  органы состоят из депутатов, избранных  непосредственно населением города на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании, выражают волю всего  населения города и осуществляют от его имени власть. Выборные представительные органы являются не просто составной  частью системы городского самоуправления, они занимают в ней ведущее  место, им подконтрольна деятельность всех других органов и должностных  лиц городского самоуправления. Они  обладают правом представлять интересы населения города и принимать  от его имени решения, действующие  на территории города. Численный состав представительных органов различен. Он зависит от размера города, количества жителей, объема работы данного представительного  органа и т.д.

     Городской представительный орган является постоянно  действующим органом городского самоуправления. В его функции  входит обеспечение участия населения  в решении вопросов местного значения; управление муниципальной собственностью; обслуживание и социальная защита населения; защита прав и свобод граждан, обеспечение  законности и правопорядка; защита интересов и прав городского самоуправления.

     Полномочия  представительного органа условно  можно разделить на две группы:

     1) полномочия по закреплению его статуса и депутатов. К ним относятся утверждение регламента, внесение в него изменений и дополнений; избрание и освобождение от должности председателя, заслушивание отчетов о его работе; образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий (комитетов); утверждение структуры, штатов и оплаты труда аппарата и т.п.;

     2) полномочия по решению вопросов  местного значения.

     В городах в зависимости от численности  и компетенции представительного  органа обычно создаются следующие  постоянные комиссии или комитеты: по регламенту, по законности, по бюджету  и налогам, по делам молодежи, по вопросам социальной политики и культуры, по образованию и здравоохранению, по промышленности, транспорту и связи, по вопросам дорожного хозяйства  и благоустройства, наблюдательные и т.д.

     Наряду  с постоянными комиссиями, представительный орган вправе создавать временные  комиссии. Временные комиссии действуют  по мере необходимости решения тех  или иных вопросов временного характера, по завершению своих обязанностей они  упраздняются решением представительного  органа городского самоуправления, создавшего эти комиссии.

     Депутат представительного органа городского самоуправления преимущественно должен работать на общественных началах, на непостоянной основе.

     В законодательстве закрепляется возможность  императивного мандата, который  проявляется в наказах (поручениях) депутата и в возможности отзыва населением. Необходимо обеспечивать реальную связь депутатов с населением, для чего и нужен институт отзыва. Тогда избиратели смогут не только контролировать деятельность депутатов, но и реализовать свое право, закрепленное в ст. 3 Конституции РФ — осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

     Для организационного, правового, информационного  и хозяйственного обеспечения деятельности представительного органа создается  аппарат, структура и штатная  численность которого устанавливается  им непосредственно по предложению  ее председателя и с учетом мнений постоянных комитетов (комиссий).

     Глава города наделяется собственной компетенцией. Он обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов управления городом, по руководству администрацией и осуществлению контроля, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий представительного органа. Он подотчетен как населению города непосредственно, так и представительному органу и несет ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей. При этом он возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на всей территории города.

     Глава города осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и в  пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые  вступают в силу с момента их опубликования.

     В целях обеспечения взаимодействия представительного и исполнительного  органов городского самоуправления глава города может назначать  своих представителей в представительный орган.

     Ещё один орган городского самоуправления — это администрация. Он является исполнительно—распорядительным органом, формируемым по профессиональному признаку, для осуществления функций управления социально — экономическими процессами развития города.

     Глава города, являясь высшим должностным  лицом городского самоуправления, возглавляет  администрацию и, следовательно, несет  ответственность за ее деятельность перед городским представительным органом и городским сообществом  в целом. Он определяет структуру, штаты  и фонд оплаты труда администрации  в пределах средств, предусмотренных  городским бюджетом на эти цели.

     Структура городской администрации и штатное расписание определяется главой самоуправления города в пределах утвержденных Думой бюджетных средств"159.

     Согласно Конституции РФ население вправе самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, в частности и администрации города, исходя из этого, предполагается и участие представительного органа в формировании администрации путем утверждения ее структуры. С другой стороны, если администрация города подотчетна населению города и представительному органу в пределах его компетенции, то значит, они должны принимать непосредственное участие в ее формировании.

     Деятельность  администрации, помимо устава, регулируется регламентом и специальным положением.

     В составе администрации создаются  территориальные, отраслевые и функциональные структурные подразделения в  форме управлений, комитетов и  отделов. Структура каждого подразделения, его функции и задачи регламентируются отдельным Положением.

     Функциональные  структурные подразделения (комитеты, отделы) образуются с целью обеспечения  деятельности администрации в целом, в том числе для экономического и правового обеспечения управления городским хозяйством. Их деятельность возглавляют соответственно председатели и заведующие.

     Администрация города по предмету своей деятельности может издавать правовые акты, которые  не должны противоречить Конституции  РФ, федеральным законам и законам субъекта РФ, уставу города и правовым нормативным актам представительного органа. Субъектами этого права являются глава города и руководители структурных подразделений.

     Глава города принимает правовые акты нормативного характера — постановления, правовые акты ненормативного характера —  распоряжения, и акты, регулирующие трудовые отношения — приказы. Руководители территориальных и отраслевых структурных  подразделений администрации в  пределах своей компетенции издают распоряжения — правовые акты по вопросам деятельности подразделения и подведомственных предприятий и учреждений, и приказы  — акты, регулирующие трудовые правоотношения. Руководители функциональных структурных  подразделений администрации по всем вопросам своей деятельности издают приказы.

     Глава города вправе отменить правовые акты руководителей структурных подразделений, а также правовые акты, подписанные  им ранее, в случаях: нарушения действующего законодательства, Устава города и  решений городского представительного  органа; противоречий ранее принятым правовым актам; отсутствия материального  или финансового обеспечения  для выполнения правового акта.

     Итак, администрация как исполнительно—распорядительный орган города осуществляет управление муниципальным хозяйством, имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает проекты плана  социально — экономического развития и бюджета города, проект схемы  управления городом, структуру органов  городской администрации и положений  о них, выполняет другие функции. По вопросам своей деятельности издает правовые акты.

     В состав городской администрации  входят: мэр города, первый заместитель  главы администрации, заместители  главы администрации, начальник  аппарата, комитеты, Территориальные  подразделения администрации (далее  ТПА), управления, отделы и их должностные  лица. Комитеты, управления, отделы являются структурными подразделениями администрации  и осуществляют исполнительные, распорядительные функции в конкретных сферах управления. ТПА осуществляют исполнительные и  распорядительные функции на соответствующих  территориях, установленных схемой управления городом в целях создания оптимальных условий жизнедеятельности  населения, а также управление данной территорией. В структуру комитетов  ТПА, управлений, отделов входят отделы, сектора, осуществляющие деятельность по отдельным направлениям деятельности структурных подразделений администрации.

Информация о работе Местное самоуправление