Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………..2
Глава 1. История формирования органов местного самоуправления в России……………………………………………………………………
§1. Система местного самоуправления в дореволюционный период……….............
§2. Система местного самоуправления в советский период…………………………………
§3. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России…...……………….………………………………………………………………
§4. Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе……………………………………………………………………………………………
Глава 2. Место органов местного самоуправления в системе управления государством……
§1. Понятие и сущность органов местного самоуправления …………………..…...
§2. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местным
самоуправлением………………………………………………………………………….…..….
§3. Органы и должностные лица местного самоуправления …………………………………
Глава 3. Компетенция органов местного самоуправления………………
§1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления…………………………………
§2. Функции и вопросы местного самоуправления………………………………………
§3. Организационные формы осуществления местного самоуправления…………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БОЛЬШАЯ.docx

— 134.63 Кб (Скачать)

     Этим  же целям должно послужить и совершенствование  механизмов судебной защиты местного самоуправления, в том числе через  упорядочение судебной практики и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления.

     В настоящее время эффективность решения проблем развития местного самоуправления на отдельной территории во многом зависит от эффективности управления конкретного муниципального образования. Муниципальные власти сегодня понимают, что повысить эту эффективность можно только применяя новейшие технологии муниципального управления. В целом реализация инновационных технологий муниципального менеджмента, адаптированных к конкретным условиям социально-экономического развития муниципального образования, сможет повысить эффективность муниципального управления в конкретном муниципальном образовании, поспособствует качественно более высокому уровню развития местного самоуправления во всей стране7.

    §4. Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном  этапе

    Исследование  проблем взаимоотношений органов  государственной власти с муниципальными органами актуально как в научном, так и в практическом планах, поскольку в конечном счете определяет не только сами перспективы развития местного самоуправления как институционального явления, но и судьбу демократических преобразований в России.

    Признавая местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной  формы осуществления народом  принадлежащей ему власти, закрепляя  организационную обособленность местного самоуправления, его органов в  системе управления обществом, государством, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство устанавливают  меру свободы муниципальных образований, предопределяют взаимоотношения органов  местного самоуправления и органов  государственной власти. Следовательно, всякие попытки урезать эту установленную  Конституцией и законом меру свободы, используя региональное законодательство, следует признавать как неправовые, антиконституционные.

    Болезнью  регионального законодательства является нечеткое установление полномочий государственных  органов и должностных лиц, за пределы которых они не вправе выходить под угрозой юридической  ничтожности принятых актов; слабая регламентация видов и форм юридической  ответственности за нарушение муниципального законодательства. Во взаимоотношениях органов государственной власти и муниципальных органов должны четко действовать две следующие  правовые аксиомы. В отношениях, когда  органы государственной власти и  муниципальные органы выступают  равными субъектами права, работает аксиома “разрешено все, что не запрещено  законом”, а в отношениях, основанных на методе повеления-подчинения, применяется  аксиома “вышестоящему субъекту запрещено все, что прямо не разрешено законом”.

    Взаимодействие  органов местного самоуправления с  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации не должно ограничиваться только принципами законности, самостоятельности, разграничения компетенции. Анализ нормативной базы позволяет выделить еще ряд принципов, на основе которых  строится взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной  власти субъектов Российской Федерации:

    - пропорциональность при распределении  финансовых потоков,

    - принцип организационной обособленности  органов местного самоуправления  от органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,

    - принцип взаимного согласования  принимаемых решений и действий, затрагивающих интересы друг  друга,

    - двусторонняя ответственность за  соблюдение договоров и соглашений,

    - принцип приоритетности интересов  населения, учет исторических  и иных местных традиций.

    В настоящее время некоторые полномочия поселений и субъектов РФ могут  передаваться на уровень муниципальных  районов, и наоборот.

    В целом по Российской Федерации на уровень муниципальных районов  наибольшее количество поселений передает следующие вопросы местного значения:

    - формирование и исполнение бюджетов поселений;

    - организация библиотечного обслуживания населения;

    - создание условий для организации  досуга;

    - обеспечение условий для развития  на территории поселений физической  культуры и массового спорта;

    - утверждение генеральных планов  поселений, правил землепользования  и застройки;

    - создание, содержание и организация  деятельности аварийно-спасательных  служб;

    - осуществление мероприятий по  мобилизационной подготовке;

    - организация и осуществление  мероприятий по работе с детьми  и молодежью.

    Вместе  с тем, такие вопросы как установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора городские и сельские поселения осуществляют самостоятельно.

    Анализ  опыта субъектов Российской Федерации  по делегированию отдельных государственных  полномочий органам местного самоуправления позволили выделить основные проблемы и предложить механизмы их решения:

    - необходимо определить номенклатуру  государственных полномочий фактически исполняемых органами местного самоуправления и обеспечить соответствие порядка их передачи условиям части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации;

    - целесообразно закрепить на федеральном  уровне процедуру передачи отдельных  государственных полномочий органам  местного самоуправления, общие  принципы реализации переданных  полномочий и порядок осуществления  государственного контроля за их реализацией. Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» посвятила наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями отдельную главу. И впервые на федеральном уровне достаточно подробно закреплено: какими нормативными актами передаются отдельные государственные полномочия, каким органам местного самоуправления, какие положения должен содержать соответствующий закон, а также финансовые гарантии, ответственность и государственный контроль. Но в то же время отсутствует закрепление оснований (реальная способность, экономическое обоснование) для наделения полномочиями и процедуры, предшествующей принятию соответствующего закона о наделении отдельными государственными полномочиями (кто выступает инициатором наделения полномочиями, в какой орган и какие именно подаются решения и документы);

    - следует разработать методику  по определению нормативов бюджетных ассигнований, необходимых для реализации переданных отдельных государственных полномочий, а также направляемых на обеспечение решений, принятых органами государственной власти, исполнение которых возложено на органы местного самоуправления;

    - требуется наделить муниципальные  образования правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на нарушения конституционных прав граждан.

    Что касается проблем поселений. На сегодняшний  день не решен вопрос обеспечения  финансирования тех функций органов  местного самоуправления, которые к  ним по закону не относятся, но которые  им решать необходимо (жилищные, земельные, градостроительные). К примеру, разработка генеральных планов, правил землепользования и застройки необходимы каждому  муниципалитету, но эта работа требует  больших финансовых затрат.

    Предстоит провести также работу по приведению границ муниципальных образований  в соответствие с требованиями земельного законодательства.

    Очень часто поднимается вопрос формирования налоговой базы. Сегодня местные  налоги составляют незначительную часть  в местном бюджете. Таким образом, софинансирование из вышестоящих бюджетов ограничивает органы местного самоуправления в реализации собственных финансовых программ. Главы органов местного самоуправления  предлагают пересмотреть нормативы отчисления от налогов в федеральный бюджет, в том числе НДФЛ.

    Таким образом, вопреки замыслам законодательной  реформы, самостоятельность и финансовая автономия муниципальных образований  не обеспечены, муниципальные образования  оказываются включенными в единую вертикаль исполнительной власти.

     На  современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в  России созданы реальные возможности  для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной  экономической ситуацией, не устоявшейся  системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских  традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием  «ощущения» стабильности непосредственного  участника формирования органов  местного самоуправления - населения.

     Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних  взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

     Модель  современной организации местного самоуправления имеет следующие  организационные формы для ее осуществления:

     1.Путем  референдума, выборов и др. форм  прямого волеизъявления граждан;

     2. Через выборные и др. органы  местного самоуправления;

     3. Через территориальное общественное  самоуправление;

     4. Через созданные союзы и ассоциации  органов местного самоуправления  и органы территориального общественного  самоуправления.

     Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных  форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

     Принципиальным  отличием современной модели от советской  является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в  систему государственной власти, и муниципальные образования  не подчиняются друг другу. Этот принцип  предопределяет отношения между  муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных  образований между собой. Органам  местного самоуправления предоставляется  экономическая и финансовая самостоятельность  в соответствии с предметом ведения  этих органов. Уставами муниципальных  образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

     Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих  функций:

  • решением вопросов административно-территориального деления;
  • полномочий в области экономики и финансов;
  • решение вопросов социального развития территории;
  • развитие культуры и искусства,

Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

В силу сложившегося в современной России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с  различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации  местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

Глава 2. Место органов  местного самоуправления в системе управления государством

    §1. Понятие и сущность органов местного самоуправления

    Конституция Российской Федерации определяет местное  самоуправление как одну из самостоятельных  форм осуществления власти народом. При этом Конституция различает  государственную власть и местное самоуправление (ст. 12) и соответственно их органы. Властные, самостоятельные в рамках их компетенции органы местного самоуправления образуют «в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций» (ст.131 Конституции) 8.

Информация о работе Местное самоуправление