Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа
Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:
Введение………………………………………………………….……………..2
Глава 1. История формирования органов местного самоуправления в России……………………………………………………………………
§1. Система местного самоуправления в дореволюционный период……….............
§2. Система местного самоуправления в советский период…………………………………
§3. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России…...……………….………………………………………………………………
§4. Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе……………………………………………………………………………………………
Глава 2. Место органов местного самоуправления в системе управления государством……
§1. Понятие и сущность органов местного самоуправления …………………..…...
§2. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местным
самоуправлением………………………………………………………………………….…..….
§3. Органы и должностные лица местного самоуправления …………………………………
Глава 3. Компетенция органов местного самоуправления………………
§1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления…………………………………
§2. Функции и вопросы местного самоуправления………………………………………
§3. Организационные формы осуществления местного самоуправления…………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Литература…………………………………
Этим же целям должно послужить и совершенствование механизмов судебной защиты местного самоуправления, в том числе через упорядочение судебной практики и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления.
В настоящее время эффективность решения проблем развития местного самоуправления на отдельной территории во многом зависит от эффективности управления конкретного муниципального образования. Муниципальные власти сегодня понимают, что повысить эту эффективность можно только применяя новейшие технологии муниципального управления. В целом реализация инновационных технологий муниципального менеджмента, адаптированных к конкретным условиям социально-экономического развития муниципального образования, сможет повысить эффективность муниципального управления в конкретном муниципальном образовании, поспособствует качественно более высокому уровню развития местного самоуправления во всей стране7.
§4. Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе
Исследование
проблем взаимоотношений
Признавая
местное самоуправление в качестве
самостоятельного уровня, самостоятельной
формы осуществления народом
принадлежащей ему власти, закрепляя
организационную обособленность местного
самоуправления, его органов в
системе управления обществом, государством,
Конституция Российской Федерации,
федеральное законодательство устанавливают
меру свободы муниципальных
Болезнью
регионального законодательства является
нечеткое установление полномочий государственных
органов и должностных лиц, за
пределы которых они не вправе
выходить под угрозой юридической
ничтожности принятых актов; слабая
регламентация видов и форм юридической
ответственности за нарушение муниципального
законодательства. Во взаимоотношениях
органов государственной власти
и муниципальных органов должны
четко действовать две
Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно ограничиваться только принципами законности, самостоятельности, разграничения компетенции. Анализ нормативной базы позволяет выделить еще ряд принципов, на основе которых строится взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
-
пропорциональность при
-
принцип организационной
-
принцип взаимного
-
двусторонняя ответственность
-
принцип приоритетности
В
настоящее время некоторые
В целом по Российской Федерации на уровень муниципальных районов наибольшее количество поселений передает следующие вопросы местного значения:
- формирование и исполнение бюджетов поселений;
- организация библиотечного обслуживания населения;
-
создание условий для
-
обеспечение условий для
-
утверждение генеральных
-
создание, содержание и организация
деятельности аварийно-
- осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке;
-
организация и осуществление
мероприятий по работе с
Вместе
с тем, такие вопросы как
Анализ
опыта субъектов Российской Федерации
по делегированию отдельных
-
необходимо определить
-
целесообразно закрепить на
-
следует разработать методику
по определению нормативов
-
требуется наделить
Что касается проблем поселений. На сегодняшний день не решен вопрос обеспечения финансирования тех функций органов местного самоуправления, которые к ним по закону не относятся, но которые им решать необходимо (жилищные, земельные, градостроительные). К примеру, разработка генеральных планов, правил землепользования и застройки необходимы каждому муниципалитету, но эта работа требует больших финансовых затрат.
Предстоит провести также работу по приведению границ муниципальных образований в соответствие с требованиями земельного законодательства.
Очень часто поднимается вопрос формирования налоговой базы. Сегодня местные налоги составляют незначительную часть в местном бюджете. Таким образом, софинансирование из вышестоящих бюджетов ограничивает органы местного самоуправления в реализации собственных финансовых программ. Главы органов местного самоуправления предлагают пересмотреть нормативы отчисления от налогов в федеральный бюджет, в том числе НДФЛ.
Таким
образом, вопреки замыслам законодательной
реформы, самостоятельность и финансовая
автономия муниципальных
На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.
Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Модель
современной организации
1.Путем
референдума, выборов и др. форм
прямого волеизъявления
2. Через выборные и др. органы местного самоуправления;
3.
Через территориальное
4.
Через созданные союзы и
Новая
современная модель при всем многообразии
территориальных и
Принципиальным
отличием современной модели от советской
является ее одноуровневый характер:
местное самоуправление не входит в
систему государственной
Современная
модель организации местного самоуправления
реализуется посредством
Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.
В силу
сложившегося в современной России
типа органов местного самоуправления,
их деятельность тесно связана с
различными формами прямого волеизъявления
граждан. Современная модель организации
местного самоуправления предполагает
оптимальное сочетание
Глава 2. Место органов местного самоуправления в системе управления государством
§1. Понятие и сущность органов местного самоуправления
Конституция Российской Федерации определяет местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом. При этом Конституция различает государственную власть и местное самоуправление (ст. 12) и соответственно их органы. Властные, самостоятельные в рамках их компетенции органы местного самоуправления образуют «в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций» (ст.131 Конституции) 8.