Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 06:46, курсовая работа

Краткое описание

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, с помощью федеральных законов, а в случаях, установленных федеральными законами, - законов субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решением населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Местное самоуправление как основа конституционного строя…….4
3. Понятие местного самоуправления …………………………………...5
- как основа конституционного строя
- право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.
- форма народовластия
4. Принципы местного самоуправления ………………………………….13
5. система местного самоуправления ……………………………………..16
6. Заключение………………………………………………………………..17
7. Использованная литература……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

маша муниц..docx

— 32.90 Кб (Скачать)

Введение.

   Местное самоуправление – комплексное  и многообразное явление, регулируемое  Конституцией  РФ 1993 г. Оно выступает  только как одна из основ  конституционного строя Российской  Федерации и форма народовластия,  но и как разновидность социального  управления, форма децентрализации  власти и самоорганизации местных  жителей, деятельность граждан  по самостоятельному разрешению  вопросов местного значения, форма публичной власти, взаимодействующая с государственной властью .

   Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, с помощью федеральных законов, а в случаях, установленных федеральными законами, - законов субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решением населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

   Местное самоуправление в этом качестве логически связанно с намерениями России быть демократическим и правовым государством (ч.1 ст. 1 Конституции РФ). Конституция Российской Федерации свидетельствует о понимании ценности местного самоуправления, обеспечивающего осуществление народом своей власти  ( ч.2 ст. 3 Конституции РФ), реализацию прав граждан на прав на участие в управлении делами государства ( ч. 1, 2 ст. 32) и ряда других основных прав ( ст. 24,33, 41, 43), позволяющего территориальному сообществу граждан иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ч. 2 ст. 8; ч. 2 ст. 9), создающего предпосылки к единению общества, человека и государства, укреплению федерации как целого, служащего формой решения

3

национальных  вопросов.

   Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и    многообразное явление, которое естественно, порождает различные подходы к его исследованию.

   Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:

а) основы конституционного строя;

б) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

в) формы  народовластия; 

       Местное самоуправление  как основа конституционного  строя. 

   Местное самоуправление согласно Европейской хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя. « Принцип местного самоуправления, - гласит ст.2 Хартии, - должен быть признан по внутренним законодательстве и, по возможности, в конституции государства».

   Конституция  Р.Ф., определяя Российское государство  как демократическое, закрепляет  важнейшие устои его демократизма, выраженные  исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Она признает и гарантирует местное самоуправление.  Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» констатирует:  «Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».

4

   Местное  самоуправление как одна из  основ конституционного строя  представляет собой основополагающий  принцип организации  и осуществления  власти в обществе и государстве,  который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

    Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

   Конституция  РФ, закрепляя местное самоуправление  в качестве одного из элементов  конституционного строя, гарантирует  организационную обособленность  местного самоуправления, его органов  в в системе управления обществом и государством.  В соответствие со ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления.

   Признавая  и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает,  что местное самоуправление в  пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением. Конституция не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.  Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общих принципах организации

5

местного  самоуправления, а также разграничения полномочия органовгосударственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов в области местного самоуправления.  

Местное самоуправление как  право населения  на самостоятельное              решение вопросов местного значения. 

   Статья 3 Европейской хартии местного самоуправления определяет местное самоуправление, как «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность, под свою ответственность и в интересах местного населения». Таким образом, связывая местное самоуправление с правом органов местного самоуправления на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, Хартия указывает прежде всего на роль местных органов в реализации местного самоуправления. 

   Российское законодательство признает  основным субъектом права на  самоуправление население муниципальных  образований (городских и сельских  поселений и др.). Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного  значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с тем Конституция исходит  из того, что право местного  самоуправления осуществляется  населением как через формы  прямого волеизъявления, так и  через выборные и другие органы  местного  самоуправления.   

6

 Население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления, ибо местное самоуправление, его осуществление населением – необходимый элемент конституционной организации власти народа: наличие его в системе публичной власти субъекта Федерации является конституционным требованием.

   Право на осуществление местного самоуправления реализуется населением в муниципальных образованиях, создаваемых в соответствии требованиями, установленными Конституцией РФ и Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.».

   Население осуществляет местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

   К формам участия населения в местном самоуправлении относится территориальное общественное самоуправление, под которым Закон понимает самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория сельского населенного пункта, не являющегося муниципальным образованием, и территории  микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных  инициатив в вопросах местного значения.

   Право населения на местное  самоуправление обеспечивается  правом каждого гражданина Российской  Федерации на осуществление местного  самоуправления. Оно закреплено  в ст. 3 Федерального закона об  общих принципах организации местного самоуправления, согласно которой граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей  независимо от пола,

7

расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения  к религии убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданам  гарантируется право избирать и  быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа  к муниципальной службе, право  обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

   Признавая право населения на местное самоуправление, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права.

     Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами собственности муниципальную собственность – экономическую основу реализации права населения на местное самоуправление, а также право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.

   Согласно Конституции Р.Ф. (ст.130) местное самоуправление гарантируется  правом на судебную защиту, запретом  на ограничение прав местного  самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации в соответствии  с законодательством о местном самоуправлении обе6спечивают иные государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления, создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права

8

на местное  самоуправление.

   Установленные Конституцией РФ и Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

                     Местное самоуправление – форма народовластия.

    Согласно ст. 3 Конституции Р.Ф. народ осуществляет свою власть:

а)  непосредственно (т.е. путем референдума, выборов);

б) через  органы государственной власти;

в) через  органы местного самоуправления.

   Таким образом, местное самоуправление  – это одна из форм реализации  народом принадлежащей ему власти.  Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму  народовластия, содержится в Федеральном  законе 2003 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации»: «  Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» (ст.1). Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное

9

самоуправление, его место в системе народовластия.

   1. Местное самоуправление имеет свой субъект. Им является население муниципального образования. Муниципальные образования – это городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения, в границах которых осуществляется местное самоуправление и имеются муниципальная собственность, местный бюджет, выборные и иные предусмотренные законом органы местного самоуправления, устав муниципального образования.

   Население муниципального  образования осуществляет  местное самоуправление  непосредственно  ( референдум, выборы, сходы  и т.д.) и через органы местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление