Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 06:46, курсовая работа
Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, с помощью федеральных законов, а в случаях, установленных федеральными законами, - законов субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решением населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
1. Введение………………………………………………………………..3
2. Местное самоуправление как основа конституционного строя…….4
3. Понятие местного самоуправления …………………………………...5
- как основа конституционного строя
- право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.
- форма народовластия
4. Принципы местного самоуправления ………………………………….13
5. система местного самоуправления ……………………………………..16
6. Заключение………………………………………………………………..17
7. Использованная литература……………………………………………...18
Введение.
Местное самоуправление –
Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, с помощью федеральных законов, а в случаях, установленных федеральными законами, - законов субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решением населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление в этом качестве логически связанно с намерениями России быть демократическим и правовым государством (ч.1 ст. 1 Конституции РФ). Конституция Российской Федерации свидетельствует о понимании ценности местного самоуправления, обеспечивающего осуществление народом своей власти ( ч.2 ст. 3 Конституции РФ), реализацию прав граждан на прав на участие в управлении делами государства ( ч. 1, 2 ст. 32) и ряда других основных прав ( ст. 24,33, 41, 43), позволяющего территориальному сообществу граждан иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ч. 2 ст. 8; ч. 2 ст. 9), создающего предпосылки к единению общества, человека и государства, укреплению федерации как целого, служащего формой решения
3
национальных вопросов.
Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое естественно, порождает различные подходы к его исследованию.
Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:
а) основы конституционного строя;
б) права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
в) формы
народовластия;
Местное самоуправление как основа конституционного строя.
Местное самоуправление согласно Европейской хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя. « Принцип местного самоуправления, - гласит ст.2 Хартии, - должен быть признан по внутренним законодательстве и, по возможности, в конституции государства».
Конституция
Р.Ф., определяя Российское
4
Местное
самоуправление как одна из
основ конституционного строя
представляет собой
Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Конституция
РФ, закрепляя местное
Признавая
и гарантируя местное
5
местного
самоуправления, а также разграничения
полномочия органовгосударственной власти
Российской Федерации и органов государственной
власти Российской Федерации и органов
государственной власти ее субъектов
в области местного самоуправления.
Местное
самоуправление как
право населения
на самостоятельное
решение вопросов местного
значения.
Статья 3 Европейской хартии местного самоуправления определяет местное самоуправление, как «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность, под свою ответственность и в интересах местного населения». Таким образом, связывая местное самоуправление с правом органов местного самоуправления на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, Хартия указывает прежде всего на роль местных органов в реализации местного самоуправления.
Российское законодательство
6
Население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления, ибо местное самоуправление, его осуществление населением – необходимый элемент конституционной организации власти народа: наличие его в системе публичной власти субъекта Федерации является конституционным требованием.
Право на осуществление местного самоуправления реализуется населением в муниципальных образованиях, создаваемых в соответствии требованиями, установленными Конституцией РФ и Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.».
Население осуществляет местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
К формам участия населения в местном самоуправлении относится территориальное общественное самоуправление, под которым Закон понимает самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория сельского населенного пункта, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Право населения на местное
самоуправление обеспечивается
правом каждого гражданина
7
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Признавая право населения на местное самоуправление, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права.
Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами собственности муниципальную собственность – экономическую основу реализации права населения на местное самоуправление, а также право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.
Согласно Конституции Р.Ф. (ст.130)
местное самоуправление
8
на местное самоуправление.
Установленные Конституцией РФ и Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Местное самоуправление – форма народовластия.
Согласно ст. 3 Конституции Р.Ф. народ осуществляет свою власть:
а) непосредственно (т.е. путем референдума, выборов);
б) через органы государственной власти;
в) через органы местного самоуправления.
Таким образом, местное
9
самоуправление,
его место в системе
1. Местное самоуправление имеет свой субъект. Им является население муниципального образования. Муниципальные образования – это городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения, в границах которых осуществляется местное самоуправление и имеются муниципальная собственность, местный бюджет, выборные и иные предусмотренные законом органы местного самоуправления, устав муниципального образования.
Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление непосредственно ( референдум, выборы, сходы и т.д.) и через органы местного самоуправления.