Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 06:46, курсовая работа
Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, с помощью федеральных законов, а в случаях, установленных федеральными законами, - законов субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решением населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
1. Введение………………………………………………………………..3
2. Местное самоуправление как основа конституционного строя…….4
3. Понятие местного самоуправления …………………………………...5
- как основа конституционного строя
- право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.
- форма народовластия
4. Принципы местного самоуправления ………………………………….13
5. система местного самоуправления ……………………………………..16
6. Заключение………………………………………………………………..17
7. Использованная литература……………………………………………...18
2. Местное самоуправление занимает особое место в демократическом
механизме управления обществом и государством. Как уже отмечалось, местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления, ибо они не входят в систему органов государственной власти. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных ч. 5 и 11 ст.37 Федерального закона 2003 г. В них идет речь о порядке проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации и об основаниях расторжения контракта с ним. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны – у них единый источник: власть народа. Органы государственной власти осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления в соответствии отдельных государственных
10
полномочий, а также за использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации.
3. Местное самоуправление имеет свой объект управления: вопросы местного значения, касающиеся жизнедеятельности населения муниципального образования дается в Законе 2003 г. Об общих принципах организации местного самоуправления. Муниципальные образования в праве принимать к своему усмотрению иные вопросы, не исключенные из их
введения
и не отнесенные к ведению других
муниципальных образований и
органов государственной
Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, участвуя тем самым в реализации некоторых государственных функций на местном уровне.
4. Самостоятельность местного самоуправления. Она гарантируется государством (ст.12 Конституции Р.Ф.). Это находит отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.
Важным проявлением
11
финансово-экономические
ресурсы, необходимые для осуществления
функций местного самоуправления.
Самостоятельное решение
5. Ответственность муниципальных образований. Муниципальная деятельность должна осуществляться с учетом интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением.
Закон предусматривает
6. Местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения. Это означает, что управление муниципальной собственностью и местными финансовыми ресурсами должно осуществляться в интересах населения муниципального образования, которое вправе осуществлять контроль за этой деятельностью, получать необходимую информацию о ней.
Данная особенность
В местном самоуправлении находят отражение исторические и иные
12
местные традиции. Это появляется прежде всего в особенностях организации местного самоуправления на территориях компактного проживания национальных групп особенностей, коренных малочисленных народов, отличающихся своеобразием своих исторических, культурных и иных местных традиций, обычаев.
Принципы местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления представляют собой руководящие идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, и обязательные для органов государственной и муниципальной власти. Выделяют три группы принципов:
- связанные
с общими условиями
- определяющие
самостоятельность местного
- закрепляющие
формы осуществления
Принципы, связанные с общими условиями осуществления местного самоуправления.
1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их соблюдение и защита – обязанность государства и муниципальных образований. Реализация этого принципа обеспечивается в процессе деятельности и муниципальных органов по решению вопросов местного значения.
В таких сферах местной жизни,
как здравоохранение,
13
2. Законность организации и деятельности местного самоуправления. Законность – это соблюдение законодательства, при котором неуклонно соблюдаются и исполняются законы и подзаконные правовые акты всеми государственными, муниципальными, общественными организациями, юридическими лицами любых форм собственности, должностными лицами и гражданами, соблюдаются права населения и иных субъектов местного самоуправления.
3. Государственное гарантирование местного самоуправления. Реализация данного принципа означает создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления, к которым относятся прежде всего признание государством местного самоуправления в качестве уровня местной публичной власти.
Принципы, определяющие самостоятельность местного самоуправления.
1. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством. Принцип непосредственно связан с децентрализацией как способом передачи полномочий из центра на периферию и укреплением политико-правовой самостоятельности мест.
Организационное обособление означает:
- самостоятельное
определение муниципальными
- недопустимость
образования и назначения
- запрет
на осуществление местного
14
государственной власти.
- обязательность
решений, принятых путем
2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Принцип связан с закреплением в законодательстве специфического статуса населения как коллективного субъекта местного самоуправления, наделенного наибольшим объемом властных полномочий по своевременному и полноценному решению вопросов местного значения.
3. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
Принципы, закрепляющие формы осуществления населением права на местное самоуправление.
1. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, связано с возможностью самого населения избирать ту или иную модель построения местной власти.
2. Сочетание представительной
3. Выборность органов и
4. Коллегиальность и единоналичие в деятельности местного самоуправления. Представительный орган принимает свои решения в коллегиальном порядке.
5. Гласность местного самоуправления. Реализация принципа гласности в
15
местном самоуправлении означает открытый характер деятельности его субъектов, систематическое информирование о ней населения.
6. Ответственность органов и
Система местного самоуправления.
Под системой местного самоуправления понимаются соответствующие виды и формы взаимодействия всех субъектов местного самоуправления между собой и с внешней средой.
Система местного самоуправления включает:
- непосредственные
формы осуществления
- осуществление
местного самоуправления
- формы
межмуниципального
16
Заключение.
Местное самоуправление обладает не только признаками публичной власти. Кроме этого, оно является разновидностью социальной власти. Помимо властных отношений местному самоуправлению присущи управленческие отношения, представляющие собой совокупность социальных связей, складывающихся в результате решения жителями задач местного значения. И жители связаны единой целью, решением задач местного значения.
Все стороны
деятельности субъектов местного самоуправления
«пронизаны элементами управленческой
деятельности», основанной на отношениях
властного характера, а также на отношениях
социального характера. Наличие термина
«власть» обуславливает наличие термина
«управление». Управление предполагает
воздействие на поведение людей, подчиненностью
воли одних людей воле других для получения
определенных результатов. Управление
как организационная деятельность базируется
на материальной основе - это процесс реализации,
функционирования власти... В свою очередь,
власть - это не просто рычаг или средство
управления, а его непременное условие.
Без власти нет управления. Следовательно,
термины власть местного населения и
«управление» взаимообусловлены. Управление,
как деятельность, существует только при
наличии власти у жителей, проживающих
в пределах муниципального образования.
Носителями власти являются все дееспособные
жители муниципального образования. Поэтому,
именно они, обладатели власти, осуществляют
управление в целях решения задач местного
значения. Власть эта дана жителям законом
и осуществляется в рамках закона.