Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Конституция РФ (ст. 130, п. 2) предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые органы местного самоуправления. Тем самым предусмотрены две основные группы форм осуществления населением местного самоуправления.

Оглавление

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……..2
2. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА…………………………………………………5
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ И ДРУГИХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ………………………………………………………………………….10
ЗАДАЧА 1…………………………………………………………………………..13
ЗАДАЧА 2…………………………………………..………………………………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….17

Файлы: 1 файл

муниципальное право.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

1. Организационные формы местного  самоуправления……..2

 

2. Муниципальная служба…………………………………………………5

 

3. Реализация полномочий местного  самоуправления в области использования  земли и других природных ресурсов………………………………………………………………………….10

 

Задача 1…………………………………………………………………………..13

 

Задача 2…………………………………………..………………………………15

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и литературы………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационные формы местного  самоуправления

 

Конституция РФ (ст. 130, п. 2) предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые органы местного самоуправления. Тем самым предусмотрены две основные группы форм осуществления населением местного самоуправления.

 Первая включает  формы непосредственной или прямой  демократии, когда сам гражданин  непосредственно принимает участие  в решении того или иного  вопроса. Вторую группу составляют  формы представительной демократии - выборные и другие органы местного самоуправления, когда участие граждан состоит в выборах своих представителей для решения вопросов местной жизни. В настоящем разделе рассматриваются формы непосредственной демократии. Вопрос об органах местного самоуправления рассматривается в разделе 1.9.

 Согласно  Федеральному закону 2003 года, формы  непосредственной демократии также  делятся на две группы.

 

"Рис. Формы участия  граждан в местном самоуправлении"

 

 Первая - формы  непосредственного осуществления  населением местного самоуправления путем принятия обязательных для исполнения решений. Вторая - формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на основе собственных инициатив. Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются:

- местные референдумы;

- муниципальные  выборы;

- голосования  по отзыву депутатов и выборных  должностных лиц местного самоуправления, по вопросам изменения границ  и преобразования муниципальных  образований;

- сходы граждан  в малых муниципальных образованиях.

 Ко второй группе относятся: участие граждан в опросах по различным вопросам местной жизни, собрания и конференции (собрания делегатов), публичные слушания, правотворческая инициатива граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, мирные массовые акции населения, а также разнообразные формы территориального общественного самоуправления.

 Согласно  Федеральному закону 2003 года, граждане  вправе участвовать в осуществлении  местного самоуправления и в  иных формах, не противоречащих  законодательству, т.е. перечень форм прямой демократии не ограничен. Участие граждан в местном самоуправлении основано на принципах законности и добровольности. Государственные органы и их должностные лица, а также органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в осуществлении им местного самоуправления и участии в его осуществлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Муниципальная служба

 

 

В соответствии с Федеральным закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).1

Нанимателем для  муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Важным моментом, является установление взаимосвязи  муниципальной службы и государственной  гражданской службы Российской Федерации, которой  в новом законе о муниципальной службе уделяется особое внимание.

Согласно ст. 5  указанного закона взаимосвязь  муниципальной службы и государственной  гражданской службы Российской Федерации  обеспечивается посредством:

1) единства основных  квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;

2) единства ограничений  и обязательств при прохождении  муниципальной службы и государственной  гражданской службы;

3) единства требований  к подготовке, переподготовке и  повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

4) учета стажа  муниципальной службы при исчислении  стажа государственной гражданской  службы и учета стажа государственной  гражданской службы при исчислении  стажа муниципальной службы;

5) соотносительности  основных условий оплаты труда  и социальных гарантий муниципальных  служащих и государственных гражданских  служащих;

6) соотносительности  основных условий государственного  пенсионного обеспечения граждан,  проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Принципы муниципальной  службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.

Принципы муниципальной  службы объективно отражают сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты, они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

Принципы муниципальной  службы – это субъективное понятие. Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Каждый в  отдельности принцип муниципальной  службы отражает не все объективные закономерности деятельности муниципальных служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны, то есть  соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов.

В систему принципов  входят принципы (ст. 4 ФЗ РФ о муниципальной  службе от 2007 года)2:

1) приоритет  прав и свобод человека и  гражданина;

2) равный доступ  граждан, владеющих государственным  языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм  и компетентность муниципальных  служащих;

4) стабильность  муниципальной службы;

5) доступность  информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие  с общественными объединениями  и гражданами;

7) единство основных  требований к муниципальной службе, а также учет исторических  и иных местных традиций при  прохождении муниципальной службы;

8) правовая и  социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность  муниципальных служащих за неисполнение  или ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанностей;

10) внепартийность  муниципальной службы.

Важным отличительным  признаком, которым обладает муниципальная служба, является то, что это деятельность по исполнению полномочий органов местного самоуправления, то есть деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования, а муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета. Отсюда следует, что муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации порядке, включенным в штат должностей, в структуре муниципальной администрации, и  имеющий квалификационный разряд (специальное звание, ранг, чин, степень, класс), заключивший с государственным органом трудовой договор, осуществляющий предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное содержание и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Муниципальных служащих соотносят с определением «муниципальная должность»

Как отмечается в научной литературе, можно выделить несколько теоретических подходов к соотношению понятий "служащий" и "должностное лицо".3 В соответствии с первым подходом, понятие "должностное лицо" приравнивается к понятию "служащий". В соответствии же с другим подходом, понятие "должностное лицо" рассматривается в качестве самостоятельного понятия, отличающегося по своему содержанию от понятия "муниципальный служащий". По нашему же мнению, в практических целях предпочтительнее различать указанные понятия.

Согласно ст. 6 нового федерального закона о муниципальной  службе, должность муниципальной  службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной  службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной  службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Аналогично  закону о государственной службе в ст. 8 Закона о муниципальной  службе установлен перечень должностей муниципальной службы.

Должности муниципальной  службы подразделяются на следующие  группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности  муниципальной службы;

3) ведущие должности  муниципальной службы;

4) старшие должности  муниципальной службы;

5) младшие должности  муниципальной службы.

Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Реализация полномочий местного  самоуправления в области использования  земли и других природных ресурсов

 

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Самостоятельность органов  самоуправления должна опираться на экономическую основу в виде земли  и природных ресурсов, муниципальных  предприятий, иных объектов местного хозяйства, создающих источники местных  доходов. Вместе с тем реформирование системы местного самоуправления на принципах самоорганизации, самообеспечения предполагает активную работу по расширению финансирования муниципальной экономики, поиску новых источников финансовой поддержки экономических программ муниципальных образований.

В п. 2 ст. 215 "Право муниципальной собственности" части первой ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 данного Кодекса. В соответствии же с п. 2 и 3 указанной ст. 125 ГК РФ: от имени муниципальных образований своими действиями могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Информация о работе Местное самоуправление