Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.
Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………..2
Глава 1. История формирования органов местного самоуправления в России……………………………………………………………………
§1. Система местного самоуправления в дореволюционный период……….............
§2. Система местного самоуправления в советский период…………………………………
§3. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России…...……………….………………………………………………………………
§4. Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе……………………………………………………………………………………………
Глава 2. Место органов местного самоуправления в системе управления государством……
§1. Понятие и сущность органов местного самоуправления …………………..…...
§2. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местным
самоуправлением………………………………………………………………………….…..….
§3. Органы и должностные лица местного самоуправления …………………………………
Глава 3. Компетенция органов местного самоуправления………………
§1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления…………………………………
§2. Функции и вопросы местного самоуправления………………………………………
§3. Организационные формы осуществления местного самоуправления…………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БОЛЬШАЯ.docx

— 134.63 Кб (Скачать)

Содержание. 

Введение………………………………………………………….……………..2

Глава 1. История формирования органов местного самоуправления в России……………………………………………………………………

  §1. Система местного самоуправления в дореволюционный период……….............

  §2. Система местного самоуправления в советский период…………………………………

  §3. Проблемы развития и пути оптимизации местного самоуправления в России…...……………….………………………………………………………………

  §4. Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе……………………………………………………………………………………………

Глава 2. Место органов местного самоуправления в системе управления государством……

  §1. Понятие и сущность органов местного самоуправления …………………..…...

  §2. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местным

  самоуправлением………………………………………………………………………….…..….

  §3. Органы и должностные лица местного самоуправления …………………………………

Глава 3. Компетенция органов местного самоуправления………………

  §1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления…………………………………

  §2. Функции и вопросы местного самоуправления………………………………………

  §3. Организационные формы осуществления местного самоуправления…………………………

Заключение……………………………………………………………………..

Литература………………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  темы исследования. В последнее время в науке и государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван политическими и экономическими процессами, которые происходят сегодня в обществе.

     Действующая Конституция нашей страны определила местное самоуправление как один из элементов основ конституционного строя, как самостоятельную форму  осуществления народом принадлежащей  ему власти. Кроме того, она закрепила  важное положение в отношении  местного самоуправления: в пределах своих полномочий оно самостоятельно, и его органы не входят в систему  органов государственной власти.

     В связи со сказанным представляется весьма актуальным изучение вопросов городского самоуправления. Это предопределяется, в частности, и тем, что именно в городах в настоящее время  проживает большинство населения  России, сосредоточена большая часть  производственно-экономического, культурного  и научного потенциала. Следовательно, от состояния местного самоуправления  в данных  муниципальных образованиях зависит жизнь большей части  граждан Российского государства,

     Анализ  законодательства субъектов РФ в  местном самоуправлении, уставов  городов, их реализации показывает своеобразие  нормативного регулирования городского самоуправления, особенностей его осуществления  на практике, которое уже достаточно обширно и разнообразно. Таким  образом, исследование теоретических  вопросов и практики нормативного регулирования  и организации городского самоуправления представляет значительный научный  интерес.

     Проблемы, связанные со становлением института  местного самоуправления в нашей  стране, включая городское самоуправление, уходят корнями в прошлое, без  изучения которого сложно их решать. В  связи с этим представляет интерес  исторический опыт земских учреждений и общественного управления в  городах России, начиная со времен Петра I, при разрешении данными органами социальных проблем, удовлетворении потребностей населения, развития благоустройства городов. Актуальными представляются и организация работы местных, в первую очередь городских Советов в советский период нашей истории.

     Таким образом, актуальность темы работы обусловлена: недостаточной теоретической разработанностью проблем городского самоуправления; важностью уяснения специфики городского самоуправления; потребностью совершенствования  законодательства, регламентирующего  деятельность городского самоуправления.

     Объектом  исследования выступает институт местного самоуправления в России.

     Цель  работы — исследование проблем, тенденций и перспектив развития института местного самоуправления, анализ итогов муниципального реформирования в современной России.

     Поставленная  цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:

     1) проследить становление и развитие  городского самоуправления на  основе изучения опыта общественного  управления городов в дореволюционной  России, городских Советов в советский  период, специфику перехода к  современному городскому самоуправлению  в РФ;

     2) рассмотреть конституционно-правовую основу местного самоуправления путем анализа норм Конституции РФ, федерального законодательства, законов о местном самоуправлении отдельных субъектов РФ и уставов городов;

  1. раскрыть содержание городского самоуправления;
  2. изучить полномочия городского самоуправления;

     5)проанализировать  систему и организацию городского  самоуправления;

     6) исследовать основные проблемы городского самоуправления в России.

     Методологической  основой исследования является совокупность общенаучных методов, таких как: институциональный, системный, структурный, функциональный, исторический, сравнительный, нормативный, статистический и других.

     Источниковой базой работы являются нормативные правовые акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.

     Степень изученности проблемы. В литературе имеются отдельные труды, касающиеся данной темы. Однако специальных работ, в которых исследовалось бы в целом городское самоуправление, его становление и развитие, пока нет.

     Можно воспользоваться делением отечественной  литературы по местному самоуправлению на три группы: дореволюционная литература, литература советского периода и  современные работы.

     Дореволюционная литература достаточно богатая и  охватывает широкий круг вопросов по местному самоуправлению. Так, деятельность земских и городских органов  общественного управления рассматривалась  в работах российских ученых и  государственных деятелей: В.П. Безобразова, А.В. Васильчикова, А.Д. Градовского, А.В. Дамашке, А.В. Ельчанинова, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского и других. Их работы представляют большой научный и практический интерес и в настоящее время, так как в них уделяется значительное внимание изучению и решению проблем местного самоуправления, которые не утратили своей актуальности и сегодня.

     В советское время проблемы местного самоуправления изучались в основном в аспекте советской государственности, в силу того, что идея местного самоуправления связывалась с Советами, которые  являлись органами государственной  власти на местах, а рядом ученых характеризовались также и как  органы общественного (народного) самоуправления. В работах ученых — юристов  С.А. Авакьяна, А.А. Аскерова, Г.В. Барабашева, В.И. Васильева, Л.А. Григоряна, М.А. Краснова и ряда других рассматривались вопросы организации и деятельности местных органов власти.

     С началом муниципальной реформы  в 80-х – 90-х годах отмечается повышенный научный интерес к местному самоуправлению. В трудах таких ученых - государствоведов, как С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, В.И. Васильев, М.А. Краснов, В.А. Кряжков и других рассматривались проблемы самоуправленческого характера статуса и компетенции органов местной власти. Эти ученые способствовали формированию отрасли современного муниципального права России. Однако в их трудах рассматривались лишь отдельные аспекты городского самоуправления.

     Хотя  сейчас имеется большое количество работ по местному самоуправлению, городское самоуправление остается еще мало изученным. До сих пор  нет специального монографического исследования, в той или иной мере охватывающего комплекс вопросов, связанных с городским самоуправлением.

    Работа  состоит из введения, трёх глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

    Глава 1. История формирования органов местного самоуправления в  дореволюционный  период.

    §1. Система местного самоуправления в  дореволюционный  период

    Необходимо  отметить, что вместо термина "самоуправление" в законодательстве того времени  использовался термин "общественное управление", под которым понималось выполнение обществом (общественными  силами) препорученных ему государством задач.

    Городское общественное управление отличается от сельского по общепринятом понятиям о городе и селе, эти две среды общественного быта признаются различными и уподобление им вовсе не допускается.

     Города  были выделены в особые единицы управления Петром I, который применил к ним начала самоуправления. В целях оказания содействия развитию промышленности и торговли он изменил систему городского управления, введя выборный элемент в органы управления. Однако, реальной власти выборные должностные лица не получили. Они только стали дополнением административного аппарата управления, обеспечивающего сбор подушной подати и других видов поборов с посадского населения, поставку рекрутов, выполнение государственных служб и повинностей. Городское управление с элементами самоуправления носило, так же как и дворянское, скорее сословный характер, а не территориальный. Оно было призвано удовлетворять общие интересы сословия, а не местности. В течение XVIII века созданные Петром I городские учреждения были полностью дезорганизованы.

     Первая  попытка установить в России городское  самоуправление была сделана в Городовом  положении 1785 г, по Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи Екатерины II, которая расширила и довольно подробно регламентировала организацию и деятельность органов городского самоуправления. Представители всех сословий, проживавших в городах и удовлетворявших имущественному и возрастному цензу, получили право выбирать органы городского самоуправления, которые, тем не менее были поставлены под контроль администрации. В силу того, что органы городского самоуправления не обладали достаточной самостоятельностью, реальная власть в городе принадлежала администрации, а они ведали в основном второстепенными вопросами, такими как благоустройство, продовольствие, санитарное состояние, развитие торговли и промышленности. Причем решение этих вопросов требовало, как правило, согласования с органами местной администрации и проходило под их контролем. Хозяйственная деятельность органов самоуправления не обеспечивалась достаточными финансовыми средствами. И, тем не менее, несмотря на все недостатки установленного общественного городского управления нельзя не отметить в нем "всесословности" активного избирательного права.

     Развитию  местного самоуправления в дореволюционной  России дали толчок земская и городская  реформы Александра II, которые преследовали две цели: децентрализацию управления и развитие начал местного самоуправления в России.

     В середине XIX века началась подготовка общей реформы городского самоуправления во всех городах России. Она имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими финансовую и торговую буржуазию. Разработка проекта нового городового положения затянулась на 8 лет. Для изучения местных особенностей и экономического положения были образованы в городах России особые комиссии из владельцев недвижимого имущества (являвшихся депутатами сословий), которые собрали обширный исторический, статистический и бытовой материал и высказали предложения по поводу будущего закона.

     Принципы  организации городского самоуправления, которые определило Городовое положение от 16 июня 1870 г., были основаны на опыте земского самоуправления.

     В марте 1859 г. специальная комиссия, созданная при Министерстве внутренних дел, пришла к выводу о необходимости передать ведение местных дел выборным учреждениям. 1 января 1864 г. Положение о губернских и уездных земских учреждениях было утверждено Александром II.

     Согласно  Положению 1864 г. земства являлись всесословными учреждениями и основывались на принципах выборности всех гласных, зависимости избирательного права от имущественного ценза, формального равенства и сменяемости гласных. К решению вопросов местного хозяйства привлекались широкие слои населения: представители дворян, торгово-промышленной буржуазии и крестьян.

     Круг деятельности земств был достаточно широк. По Положению 1864 г., они должны были заниматься "пользами и нуждами" губерний и уездов..

     В распоряжение земских учреждений передавались суммы губернского земского сбора. Министерство финансов предписало местным  Казенным палатам предоставить в  полное распоряжение земства "все  остатки наличных денег, недоимок и  оклада собственно губернского земского сбора в том количестве, в каком они окажутся по день передачи их в заведывание новых земских учреждений".

     Неполнота земской реформы заключалась  в том, что она вводилась главным  образом в европейской части  России, а также в том, что земские  органы учреждались только на уровне губерний и уездов. В самых мелких административных единицах — волостях — земства не предусматривались. Не предполагалось и создание общегосударственного органа, который объединил бы усилия всех земств.

Информация о работе Местное самоуправление