Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа
Возникновение, становление и развитие всякого государства берёт своё начало с древнейших родоплеменных отношений. Доисторические племена разных народов, имеющие много общих черт существования и жизнедеятельности, являются прообразами современного местного самоуправления. Так в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал: «Ещё почти триста лет спустя после основания Рима родовые узы были настолько прочны, что один патрицианский род, именно род Фабиев, мог с разрешения сената собственными силами предпринять военный поход против соседнего города Вейи»1
§1 Введение.
1. Историко-теоретические основы местного самоуправления.......................................2
2. Историко-правовые аспекты местного самоуправления
в дореволюционной России.............................................................................................7
3. Организация местного самоуправления в советский период.......................................8
4. Основные тенденции, становление и развитие местного
самоуправления в России на современном этапе.........................................................10
§2 Местное самоуправление.
1. Понятие местного самоуправления...............................................................................12
2. Основные принципы местного самоуправления..........................................................15
3. Функции местного самоуправления..............................................................................21
4. Органы местного самоуправления в системе народовластия.....................................26
5. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.....................................31
6. Основы местного самоуправления................................................................................34
7. Гарантии местного самоуправления.............................................................................38
§3 Заключение.......................................................................................
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Институт истории и права
Курсовая работа по теории государства и права
По теме: Местное самоуправление
Содержание
§1 Введение.
1. Историко-теоретические
основы местного
2. Историко-правовые
аспекты местного
в дореволюционной России........
3. Организация местного
самоуправления в советский
4. Основные тенденции,
становление и развитие
самоуправления в России
на современном этапе.............
§2 Местное самоуправление.
1. Понятие местного
самоуправления................
2. Основные принципы
местного самоуправления.......
3. Функции местного
самоуправления................
4. Органы местного
самоуправления в системе
5. Предметы ведения
и полномочия местного
6. Основы местного
самоуправления................
7. Гарантии местного
самоуправления................
§3 Заключение....................
Список литературы.............
§1. Введение.
1. Историко-теоретические
основы местного
Возникновение, становление
и развитие всякого государства
берёт своё начало с древнейших родоплеменных
отношений. Доисторические племена
разных народов, имеющие много общих
черт существования и
Развитие муниципального
права, его институтов неразрывно связано
с возникновением и эволюцией
местного самоуправления как децентрализованной
формы управления, разработкой теоретических
концепций местного самоуправления,
формированием
Основы правовых муниципальных систем большинства европейских стран, а также США, Японии и других государств были заложены в ходе муниципальных реформ в XIX веке, хотя традиции общинного, городского самоуправления, как уже говорилось выше, уходят своими корнями в глубину веков к первичным ячейкам общества: полисной демократии античного мира, городским и сельским общинам средневекового сословного государства.
Следовательно, муниципальные реформы XIX века основывались на фундаменте, который закладывался для них уже в средние века. Средневековые города с их административным, финансовым и судебным правлением, купленным или отвоеванным у феодалов, в условиях сословного самоуправления несли зародыш современного буржуазного муниципализма. Конституционное движение, толчок которому в европейских странах дала Великая французская революция, привело не только к появлению новых форм организации власти в сфере высшего государственного управления, но и с неизбежностью поставило задачу преобразования местного самоуправления по новому типу, свободного от сильной бюрократической опёки центральных органов власти.
Взаимоотношения личности и
государства, местных сообществ
и центральных органов власти
в условиях демократического, правового
государства принципиально
Так уже в первой половине этого века разрабатываются теоретические основы учения о местном самоуправлении. Одним из первых, кто привлёк внимание к этим проблемам, был А. Токвиль, французский государственный деятель, историк и литератор. В своей работе «Демократия в Америке» (1835 г.) он писал: «Общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки; они открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой, наслаждаться её мирным характером. Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свобод она так и не приобретёт»[1]. Значительный вклад в разработку теории местного самоуправления внесла германская юридическая школа.
Первоначально немецкие учёные, обосновывая природу и сущность местного, общинного самоуправления, выдвинули теорию свободной общины (теорию естественных прав общины), основы которой они заимствовали из французского и бельгийского права.
Теория свободной общины
доказывала, что право общины заведовать
своими делами имеет такой же естественный
и неотчуждаемый характер, как
и права и свободы человека,
ибо община исторически возникает
раньше государства, которое должно
уважать свободу общинного
Теория свободной общины
выдвигала следующие
а) избираемость органов местного самоуправления членами общины;
б) положение о разделении дел, которыми ведает община, на собственные дела и дела, препорученные ей государством;
в) местное самоуправление ¾ это управление собственными делами общин, отличными по своей природе от дел государственных;
г) органы местного самоуправления ¾ органы общин, а не государства;
д) государственные органы не вправе вмешиваться в собственную концепцию общины. Они должны лишь следить за тем, чтобы община не выходила из пределов своей компетенции.
Идея неотчуждаемости, неприкосновенности прав общин, характерная для теории свободной общины, была, однако, достаточно уязвима, ибо трудно обосновать неотчуждаемость прав, например крупных территориальных самоуправляющихся единиц (областей, регионов и др.), установленных государством, со ссылкой на их естественный характер.
На смену теории свободной
общины приходит общественная теория
самоуправления (или общественно-
Практика так же показала, что органы местного самоуправления осуществляли функции, носящие не только частноправовой, но и публично-правовой характер, свойственные органам публичной власти (принятие общеобязательных решений, сбор налогов, дорожное благоустройство, заведование образованием, культурой, здравоохранением и др.). Данные вопросы представляют интерес не только с точки зрения местного населения, но и государства.
На основе этих взглядов, критически оценивающих общественную теорию, получает своё развитие государственная теория самоуправления, основные положения которой были разработаны немецкими учёными XIX века Л. Штейном и Р. Гнейстом.
Согласно этой теории самоуправление
¾ это одна из форм организации
местного государственного управления.
Все полномочия в области местного
самоуправления даны государством, имеют
источником государственную власть.
Однако в отличие от центрального
государственного управления, местное
самоуправление осуществляется не правительственными
чиновниками, а при помощи местных
жителей, заинтересованных в результате
местного самоуправления. Передача некоторых
задач государственного управления
в ведение местных сообществ
с точки зрения государственной
теории обусловлена тем, чтобы обеспечить
более эффективное решение
Общественная и государственная теории местного самоуправления имели своих сторонников и в дореволюционной России, осуществившей в XIX веке земскую и городскую реформы. Основные начала общественной теории самоуправления получили своё обоснование в работах В.Н. Лешкова, А.И. Васильчикова. В.Н. Лешков, основываясь на идеях о самобытности русской общины и её неотъемлемых правах, выступал за независимость местного самоуправления от государства, за необходимость равного участия в выборах всех членов земств, потому что они связаны одинаковыми общественными, земскими интересами. А.И. Васильчиков, противопоставляя местное самоуправление бюрократическому государственному порядку управления, приходил к выводу, что местное самоуправление чуждо политике: оно имеет свою особую цель и особую деятельности.
Государственная теория самоуправления получила своё развитие в работах таких видных дореволюционных юристов, как А.Д. Градовский, В.П. Безобразов, Н.И. Лазаревский.
Н.И. Лазаревский определял местное самоуправление как систему децентрализованного государственного управления, где действительность децентрализации обеспечивается рядом юридических гарантий, которые, с одной стороны, ограждают самостоятельность органов местного самоуправления, а с другой стороны, обеспечивают тесную связь с данной местностью и её населением. Основные теоретические положения о природе и сущности местного самоуправления, выдвинутые и обоснованные в трудах Токвиля, Штейна, Гнейста и других учёных XIX столетия, лежат в основе современных воззрений на муниципальные органы, их место в демократической системе управления обществом.
Современные зарубежные учёные, как правило, трактуют муниципальное управление как относительно децентрализованную форму государственного управления на местах. Так, по мнению датских учёных, муниципалитеты не являются нерегулируемым «государством в государстве», но выступают в качестве местных политических единиц с относительно большой независимостью, которая вписывается в общую систему государства1. Финские учёные, подчёркивая связь местного самоуправления с государственной организацией, вместе с тем отмечают, что в правовой теории не нашлось общего мнения в том, как надо понимать положение муниципального самоуправления в государстве. Одни подчёркивают, что право коммун на самоуправление выдано государством в законодательстве, и коммуны, таким образом, не обладают суверенным правом на управление своей территорией как государство. Другие придерживаются той позиции, при которой коммуна и государство равноправны и существование их не зависит друг от друга. Фактом остаётся, что традиции местного самоуправления старше традиций государства. Следовательно, нецелесообразно подчёркивать положение государства как органа, который дал права на самоуправление, и представлять его как первоначальный субъект общественного правления.
Двойственный характер муниципальной деятельности ( самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определённых государственных функций на местном уровне) находит своё отражение в теории дуализма муниципального управления. Согласно этой теории муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации.
В основе теории социального обслуживания делается упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг своим жителям, организация обслуживания населения. Основной целью всей муниципальной деятельности данная теория называет благосостояние жителей коммуны.
Наряду с названными теориями существуют и социал-реформистские муниципальные концепции, которые исходят из возможности социалистической эволюции буржуазного местного самоуправления, как об одном из путей безреволюционной трансформации современного общества в социалистическое. Социал-реформистские взгляды на природу местного самоуправления были распространены в своё время и в России. Так профессор М.Д. Загряцков писал в 1917 г., что современные классовые буржуазные государства создают юридические формы, облегчающие переход к социалистическому порядку. Из этих юридических форм наиболее совершенной является самоуправление.
2. Историко-правовые аспекты местного самоуправления
в дореволюционной России.
Развитию местного самоуправления
в дореволюционной России дали толчок
земская и городская реформы
Александра II, которые преследовали
цель осуществить децентрализацию
управления и развить начала местного
самоуправления в России. Известный
дореволюционный юрист и
Земские и городские органы
самоуправления не были подчинены местной
правительственной
Таким образом, существовало две системы управления на местах:
1) государственное управление;
2) земское, городское