Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение, становление и развитие всякого государства берёт своё начало с древнейших родоплеменных отношений. Доисторические племена разных народов, имеющие много общих черт существования и жизнедеятельности, являются прообразами современного местного самоуправления. Так в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал: «Ещё почти триста лет спустя после основания Рима родовые узы были настолько прочны, что один патрицианский род, именно род Фабиев, мог с разрешения сената собственными силами предпринять военный поход против соседнего города Вейи»1

Оглавление

§1 Введение.

1. Историко-теоретические основы местного самоуправления.......................................2

2. Историко-правовые аспекты местного самоуправления

в дореволюционной России.............................................................................................7

3. Организация местного самоуправления в советский период.......................................8

4. Основные тенденции, становление и развитие местного

самоуправления в России на современном этапе.........................................................10


§2 Местное самоуправление.

1. Понятие местного самоуправления...............................................................................12

2. Основные принципы местного самоуправления..........................................................15

3. Функции местного самоуправления..............................................................................21

4. Органы местного самоуправления в системе народовластия.....................................26

5. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.....................................31

6. Основы местного самоуправления................................................................................34

7. Гарантии местного самоуправления.............................................................................38


§3 Заключение.......................................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.54 Кб (Скачать)

 

            7) законность в организации и  деятельности местного самоуправления. Конституция Российской Федерации  устанавливает запрет на ограничение  прав местного самоуправления, гарантированных  Конституцией и федеральными  законами (ст.133). В то же время  ст.15 Конституции РФ закрепляет: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, берёт на себя обязательство осуществлять контроль лишь за соблюдением местным самоуправлением или его органами правовых норм, а не за целесообразностью или качеством принимаемых местным самоуправлением и его органами решений по вопросам местной жизни.

 

            Соблюдение законности в деятельности  органов и должностных лиц  местного самоуправления обеспечивается прежде всего с помощью прокурорского надзора. Статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретизирует предмет прокурорского надзора в отношении местного самоуправления: прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления.

 

            Обеспечение законности в организации и деятельности местного самоуправления осуществляется также с помощью судебных органов, на основании решений которых органы государственной власти субъектов РФ могут принять решение о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст.79(п.5) и ст.81 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

 

            Необходимо также заметить, что  соблюдение законности в организации  и деятельности местного самоуправления  обеспечивается контролем представительного  органа местного самоуправления  за деятельностью органов местного  самоуправления и должностных  лиц, предусмотренных уставами  муниципальных образований (ст.26(п.6) закона «О местном самоуправлении  в Республике Хакасия»). В свою  очередь, уставы местного самоуправления  до своего вступления в силу  подлежат обязательной юридической  экспертизе и государственной  регистрации (ст.8, п.3-5).

 

            8) гласность деятельности местного  самоуправления.

 

            Реализация принципа гласности  в работе местного самоуправления, его органов и должностных  лиц означает открытый характер  их деятельности, систематическое  информирование о ней население  муниципального образования.

 

            Статья 3 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» и закона «О местном  самоуправлении в Республике  Хакасия» устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важного требования предполагает, во-первых, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления (ст.21 (п.3), ст.41 (п.11) и др. Закона РХ). Во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. И в третьих, устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информацией о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в своё время местными советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм должны получить своё правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. Это такие формы как: отчёты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями, выступления в средствах массовой информации и т.д.

 

            Гражданам гарантируется возможность  получения полной и достоверной  информации о деятельности органов  местного самоуправления, если иное  не предусмотрено законом РФ  «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.

 

            Осуществление принципа гласности  в деятельности органов местного  самоуправления создаёт необходимы предпосылки и условия для участия граждан в контроле за работой муниципальных органов, а также в решении вопросов местного значения. Так, реализация населением права на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, согласно ст.53 Закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», обязывает органы местного самоуправления рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесённые населением, на открытом заседании с участием представителей населения, и с обязательным официальным опубликованием (обнародованием) результатов рассмотрения. Устав муниципального образования также вступает в силу не только после его государственной регистрации, но и обязательного официального опубликования (обнародования).

 

            9) коллегиальность и единоначалие  в деятельности местного самоуправления.

 

            Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации», закрепляя коллегиальный  порядок деятельности представительного  органа местного самоуправления (ст.15), оставляет открытым вопрос  о принципах организации и  деятельности иных органов местного  самоуправления. Данный вопрос должен  регулироваться уставами муниципальных  образований, уставами и законами  субъектов РФ. Органы, осуществляющие  управление в системе местного  самоуправления, могут действовать  как на основе коллегиальности,  так и на основе принципа  единоначалия. В любом случае  данные органы в соответствии  с уставами муниципальных образований  или законами субъектов РФ  наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в уставах муниципальных образований и законах субъектов РФ. Так например, законодатель Республики Хакасия, дублируя Федеральный закон, определяет представительный орган местного самоуправления, Совет депутатов, как коллегиальный орган (ст.14, п.6 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»), и затем, вводит понятие исполнительного органа местного самоуправления - местной администрации (ст. 34), возглавляет которую глава местной администрации, наделённый при руководстве работой местной администрации и осуществлении своих полномочий принципом единоначалия (ст.35).

 

            Вместе с тем, принцип единоначалия, в деятельности исполнительных  органов управления в системе  местного самоуправления, допускает  использование и коллегиальных  начал, в частности, при подготовке  проектов актов этих органов,  выработке решений по наиболее  важным вопросам управления местной  жизнью. Так, практика местного  самоуправления показывает, что  единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при главе местной администрации в составе руководителей структурных подразделений местной администрации или ином составе и выполняет совещательные функции.

 

            10) государственная гарантия местного  самоуправления. 

 

            Осуществление рассматриваемого  принципа означает прежде всего создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления(ст.1, 2, 13(6), 61, 62, 63, 67-745 закона РХ «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»), принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти (ст. 49, 50, 75, 76). Помимо этого, государство в рамках Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления взяло на себя создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.

 

3. Функции местного самоуправления.

 

           

 

С учётом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, задач , решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:

 

            а) обеспечение участия населения  в решении вопросов местного  значения. Муниципальное право закрепляет  правовые гарантии участия населения  в осуществлении муниципальной  деятельности как через выборные  и другие органы местного самоуправления, так и непосредственно. В соответствии со статьёй 3 закона РХ «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» граждане имеют право участвовать в местных референдумах, сходах, выборах других формах прямого волеизъявления, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, равного доступа к муниципальной службе, обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления по вопросам местной жизни, получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, защищать свои права на участие в местном самоуправлении в судебном порядке. Статья 51 данного Закона предусматривает возможность осуществления полномочий представительных органов, контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Для принятия решений по наиболее важным вопросам местного значения либо для выявления общественного мнения, в порядке определяемым уставом муниципального образования, может проводиться местный референдум (ст.52), в котором имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории местного самоуправления. Институт муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав муниципального образования(ст.8) регулирует порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Статья 53 Республиканского закона закрепляет институт народной правотворческой инициативы Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе 1) вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать на открытых заседаниях с участием представителей населения; 2) вносить запросы в органы местного самоуправления, ответы на которые подлежат официальному опубликованию в местных средствах массовой информации. Кроме того законодатель РХ, не регламентирует уставом местного самоуправления право населения на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления, определяя жёсткий срок ответа (1 месяц) по существу обращений граждан (ст.54). И наконец Закон предусматривает реализацию права населения на участие в решении вопросов местной жизни через систему территориального общественного самоуправления (ст.55), которое в наибольшей степени отвечает требованию Европейской Хартии о местном самоуправлении: «...обеспечивает эффективное, и, одновременно, приближенное к гражданину управление».

 

            б) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного  самоуправления. 

 

            В соответствии с статьёй 4 закона РХ «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» каждое муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет. Права собственника в отношении имущества и местных финансов от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренном законом РХ (ст.51), населением непосредственно.

 

            Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке, они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности; устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования; образовывать целевые внебюджетные фонды, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; выпускать муниципальные займы и др. (ст. 29, 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

 

            Реализация этих и иных полномочий, связанных с осуществлением рассматриваемой  функции, должна осуществляться  в интересах населения муниципального  образования, служить удовлетворению  его потребностей. Это обеспечивается прежде всего деятельностью органов местного самоуправления, избираемых населением. Статья 26 республиканского закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» относит к исключительному ведению представительного органа местного самоуправления полномочия по утверждению местного бюджета и отчёта о его исполнении, установлению местных налогов и сборов; установлению порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

 

            в) обеспечение комплексного развития  территории муниципального образования. 

 

            Статья 7 закона «О местном самоуправлении  в Республике Хакасия» от носит к ведению местного самоуправления вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.

Информация о работе Местное самоуправление