7) законность в организации и
деятельности местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации
устанавливает запрет на ограничение
прав местного самоуправления, гарантированных
Конституцией и федеральными
законами (ст.133). В то же время
ст.15 Конституции РФ закрепляет: органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица, граждане
и их объединение обязаны соблюдать Конституцию
РФ и законы. Следовательно, принцип законности
требует, чтобы организация и деятельность
местного самоуправления осуществлялась
на основе закона и в рамках закона. Государство,
признавая и гарантируя местное самоуправление,
берёт на себя обязательство осуществлять
контроль лишь за соблюдением местным
самоуправлением или его органами правовых
норм, а не за целесообразностью или качеством
принимаемых местным самоуправлением
и его органами решений по вопросам местной
жизни.
Соблюдение законности в деятельности
органов и должностных лиц
местного самоуправления обеспечивается
прежде всего с помощью прокурорского
надзора. Статья 51 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
конкретизирует предмет прокурорского
надзора в отношении местного самоуправления:
прокуратура РФ осуществляет надзор за
исполнением федеральных законов, законов
субъектов РФ и уставов муниципальных
образований органами и должностными
лицами местного самоуправления.
Обеспечение законности в организации
и деятельности местного самоуправления
осуществляется также с помощью судебных
органов, на основании решений которых
органы государственной власти субъектов
РФ могут принять решение о прекращении
полномочий соответствующего органа местного
самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления (ст.79(п.5)
и ст.81 закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия»).
Необходимо также заметить, что
соблюдение законности в организации
и деятельности местного самоуправления
обеспечивается контролем представительного
органа местного самоуправления
за деятельностью органов местного
самоуправления и должностных
лиц, предусмотренных уставами
муниципальных образований (ст.26(п.6)
закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия»). В свою
очередь, уставы местного самоуправления
до своего вступления в силу
подлежат обязательной юридической
экспертизе и государственной
регистрации (ст.8, п.3-5).
8) гласность деятельности местного
самоуправления.
Реализация принципа гласности
в работе местного самоуправления,
его органов и должностных
лиц означает открытый характер
их деятельности, систематическое
информирование о ней население
муниципального образования.
Статья 3 Федерального закона «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» и закона «О местном
самоуправлении в Республике
Хакасия» устанавливает обязанность органов
местного самоуправления обеспечить получение
гражданами полной и достоверной информации
о своей работе. Осуществление этого важного
требования предполагает, во-первых, информирование
населения о заседаниях представительных
органов местного самоуправления, о вопросах,
решаемых выборными и другими органами
местного самоуправления (ст.21 (п.3), ст.41
(п.11) и др. Закона РХ). Во-вторых, органы
местного самоуправления должны доводить
до сведения граждан содержание решений,
принимаемых ими. И в третьих, устанавливаемая
Законом обязанность органов местного
самоуправления обеспечить получение
гражданами полной и достоверной информацией
о своей деятельности предполагает использование
традиционных организационно-массовых
форм работы с избирателями, используемых
в своё время местными советами и их исполнительными
комитетами. Многие из этих форм должны
получить своё правовое отражение в уставах
муниципальных образований, регламентах
представительных органов местного самоуправления,
других нормативных правовых актах, определяющих
статус депутатов, выборных должностных
лиц местного самоуправления. Это такие
формы как: отчёты депутатов и выборных
должностных лиц перед населением; их
встречи с избирателями, выступления в
средствах массовой информации и т.д.
Гражданам гарантируется возможность
получения полной и достоверной
информации о деятельности органов
местного самоуправления, если иное
не предусмотрено законом РФ
«О государственной тайне» от
21 июля 1993 г.
Осуществление принципа гласности
в деятельности органов местного
самоуправления создаёт необходимы
предпосылки и условия для участия граждан
в контроле за работой муниципальных органов,
а также в решении вопросов местного значения.
Так, реализация населением права на правотворческую
инициативу в вопросах местного значения,
согласно ст.53 Закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия», обязывает органы
местного самоуправления рассматривать
проекты правовых актов по вопросам местного
значения, внесённые населением, на открытом
заседании с участием представителей
населения, и с обязательным официальным
опубликованием (обнародованием) результатов
рассмотрения. Устав муниципального образования
также вступает в силу не только после
его государственной регистрации, но и
обязательного официального опубликования
(обнародования).
9) коллегиальность и единоначалие
в деятельности местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации», закрепляя коллегиальный
порядок деятельности представительного
органа местного самоуправления
(ст.15), оставляет открытым вопрос
о принципах организации и
деятельности иных органов местного
самоуправления. Данный вопрос должен
регулироваться уставами муниципальных
образований, уставами и законами
субъектов РФ. Органы, осуществляющие
управление в системе местного
самоуправления, могут действовать
как на основе коллегиальности,
так и на основе принципа
единоначалия. В любом случае
данные органы в соответствии
с уставами муниципальных образований
или законами субъектов РФ
наделяются собственной компетенцией
в решении вопросов местного значения
и несут ответственность в случаях и порядке,
установленных в уставах муниципальных
образований и законах субъектов РФ. Так
например, законодатель Республики Хакасия,
дублируя Федеральный закон, определяет
представительный орган местного самоуправления,
Совет депутатов, как коллегиальный орган
(ст.14, п.6 закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия»), и затем, вводит
понятие исполнительного органа местного
самоуправления - местной администрации
(ст. 34), возглавляет которую глава местной
администрации, наделённый при руководстве
работой местной администрации и осуществлении
своих полномочий принципом единоначалия
(ст.35).
Вместе с тем, принцип единоначалия,
в деятельности исполнительных
органов управления в системе
местного самоуправления, допускает
использование и коллегиальных
начал, в частности, при подготовке
проектов актов этих органов,
выработке решений по наиболее
важным вопросам управления местной
жизнью. Так, практика местного
самоуправления показывает, что
единоначальная деятельность главы местной
администрации может сочетаться с работой
коллегии, которая образуется при главе
местной администрации в составе руководителей
структурных подразделений местной администрации
или ином составе и выполняет совещательные
функции.
10) государственная гарантия местного
самоуправления.
Осуществление рассматриваемого
принципа означает прежде всего создание
системы правовых гарантий защиты прав
местного самоуправления. Государство
устанавливает правовые основы организации
и деятельности местного самоуправления,
правовые гарантии финансовой, экономической
и организационной самостоятельности
местного самоуправления(ст.1, 2, 13(6), 61,
62, 63, 67-745 закона РХ «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия»), принципы взаимодействия
органов местного самоуправления с органами
государственной власти (ст. 49, 50, 75, 76).
Помимо этого, государство в рамках Федеральной
программы государственной поддержки
местного самоуправления взяло на себя
создание системы подготовки и переподготовки
кадров для органов местного самоуправления.
3. Функции местного самоуправления.
С учётом роли местного самоуправления
в организации и осуществлении
власти народа, задач , решаемых в процессе
муниципальной деятельности и полномочий
местного самоуправления, можно выделить
следующие основные функции местного
самоуправления:
а) обеспечение участия населения
в решении вопросов местного
значения. Муниципальное право закрепляет
правовые гарантии участия населения
в осуществлении муниципальной
деятельности как через выборные
и другие органы местного самоуправления,
так и непосредственно. В соответствии
со статьёй 3 закона РХ «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия» граждане имеют
право участвовать в местных референдумах,
сходах, выборах других формах прямого
волеизъявления, избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления, равного
доступа к муниципальной службе, обращаться
в органы местного самоуправления и к
должностным лицам местного самоуправления
по вопросам местной жизни, получать полную
и объективную информацию о деятельности
органов местного самоуправления, знакомиться
с документами и материалами непосредственно
затрагивающими права и свободы человека
и гражданина, защищать свои права на участие
в местном самоуправлении в судебном порядке.
Статья 51 данного Закона предусматривает
возможность осуществления полномочий
представительных органов, контроля за
деятельностью органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления
собраниями (сходами) граждан. Для принятия
решений по наиболее важным вопросам местного
значения либо для выявления общественного
мнения, в порядке определяемым уставом
муниципального образования, может проводиться
местный референдум (ст.52), в котором имеют
право участвовать все граждане, проживающие
на территории местного самоуправления.
Институт муниципальной демократии обеспечивает
тесную связь выборных органов и должностных
лиц местного самоуправления с населением,
их подконтрольность населению. Устав
муниципального образования(ст.8) регулирует
порядок отзыва, выражения недоверия населением
или досрочного прекращения полномочий
выборных органов и выборных должностных
лиц местного самоуправления. Статья 53
Республиканского закона закрепляет институт
народной правотворческой инициативы
Население в соответствии с уставом муниципального
образования вправе 1) вносить проекты
правовых актов по вопросам местного значения
в органы местного самоуправления, которые
обязаны их рассматривать на открытых
заседаниях с участием представителей
населения; 2) вносить запросы в органы
местного самоуправления, ответы на которые
подлежат официальному опубликованию
в местных средствах массовой информации.
Кроме того законодатель РХ, не регламентирует
уставом местного самоуправления право
населения на индивидуальные и коллективные
обращения в органы и к должностным лицам
местного самоуправления, определяя жёсткий
срок ответа (1 месяц) по существу обращений
граждан (ст.54). И наконец Закон предусматривает
реализацию права населения на участие
в решении вопросов местной жизни через
систему территориального общественного
самоуправления (ст.55), которое в наибольшей
степени отвечает требованию Европейской
Хартии о местном самоуправлении: «...обеспечивает
эффективное, и, одновременно, приближенное
к гражданину управление».
б) управление муниципальной собственностью,
финансовыми средствами местного
самоуправления.
В соответствии с статьёй 4 закона
РХ «О местном самоуправлении в Республике
Хакасия» каждое муниципальное образование
имеет муниципальную собственность и
местный бюджет. Права собственника в
отношении имущества и местных финансов
от имени муниципального образования
осуществляют органы местного самоуправления,
а в случаях, предусмотренном законом
РХ (ст.51), населением непосредственно.
Органы местного самоуправления в соответствии
с законом вправе передавать объекты муниципальной
собственности во временное пользование
физическим и юридическим лицам, сдавать
в аренду, а также отчуждать в установленном
порядке, они также вправе совершать с
муниципальным имуществом и иные сделки,
определять в договорах и соглашениях
условия использования приватизируемых
или передаваемых в пользование объектов
муниципальной собственности; устанавливать
условия использования земель, находящихся
в границах муниципального образования;
образовывать целевые внебюджетные фонды,
муниципальные банки и другие финансово-кредитные
организации; выпускать муниципальные
займы и др. (ст. 29, 39 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»).
Реализация этих и иных полномочий,
связанных с осуществлением рассматриваемой
функции, должна осуществляться
в интересах населения муниципального
образования, служить удовлетворению
его потребностей. Это обеспечивается
прежде всего деятельностью органов местного
самоуправления, избираемых населением.
Статья 26 республиканского закона «О местном
самоуправлении в Республике Хакасия»
относит к исключительному ведению представительного
органа местного самоуправления полномочия
по утверждению местного бюджета и отчёта
о его исполнении, установлению местных
налогов и сборов; установлению порядка
управления и распоряжения муниципальной
собственностью.
в) обеспечение комплексного развития
территории муниципального образования.
Статья 7 закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия» от носит
к ведению местного самоуправления вопросы
комплексного социально-экономического
развития муниципального образования.
Комплексное развитие муниципального
образования призвано обеспечить повышение
эффективности местного хозяйства, решение
социально-культурных, экологических
задач, а также рациональное использование
трудовых, природных и других местных
ресурсов, создание необходимых условий
жизни и отдыха граждан.