Признание местного самоуправления
в качестве одной из основ
конституционного строя предполагает
установление децентрализованной
системы управления, закрепление
иных основ взаимоотношений федеральных
органов государственной власти,
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьёй
12 Конституции РФ органы местного
самоуправления не входят в
систему органов государственной
власти. Следовательно, они не
могут рассматриваться как структурное
подразделение государственной
системы управления. Федеральный
закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» определяет
предметы ведения местного самоуправления,
затем разграничивает полномочия
органов государственной власти
РФ (ст.4) и органов государственной
власти субъектов РФ (ст.5) в области
местного самоуправления. В свою
очередь закон Республики Хакасия
( как субъекта РФ) от 17 ноября 1998 г. «О местном
самоуправлении в Республике Хакасия»,
аналогично определяет предметы ведения
местного самоуправления (ст.7), а также
разграничивает полномочия органов государственной
власти РХ (ст.5) и территориальных органов
государственной власти районов (ст.6)
в области местного самоуправления.
Статьи 32(п.2) и 130 Конституции РФ
определяют местное самоуправление
как право населения на самостоятельное
решение вопросов местного значения
путём формирование органов местного
самоуправления и через прямое
участие(референдумы, выборы и другие
формы волеизъявления) граждан в интересах
всего населения. Российское законодательство
признаёт основным субъектом права на
самоуправление население городских и
сельских поселений. Федеральный закон
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
закрепил: «Население городского, сельского
поселения независимо от его численности
не может быть лишено права на осуществление
местного самоуправления» (ст.12).
Право населения на местное
самоуправление обеспечивается
правом каждого гражданина РФ
на осуществление местного самоуправления.
Это право закреплено в статье
3 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации» и закона Республики
Хакасия «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия». Согласно
данной статье Закона граждане
имеют равные права на осуществление
местного самоуправления как
непосредственно, так и через
своих представителей независимо
от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и
должностного положения, отношения
к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям.
Гражданам гарантируется право
избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления,
право равного доступа к муниципальной
службе (ст.3 закона РХ «О муниципальной
службе в Республике Хакасия»
от 22 февраля 2000 г.), право обращаться
в органы местного самоуправления
и к должностным лицам местного
самоуправления и др.
Право населения на осуществление
местного самоуправления предполагает
также и другие формы его
реализации. Это прежде всего территориальное
общественное самоуправление, под которым
закон понимает самоорганизацию граждан
по месту жительства на части территории
муниципального образования (это может
быть и территория поселения, не являющегося
муниципальным образованием, и территории
микрорайонов, кварталов, улиц, дворов)
для самостоятельного и под свою ответственность
осуществления собственных инициатив
в вопросах местного значения (глава Х
закона «О местном самоуправлении в Республике
Хакасия»).
И наконец, согласно статье 3 Конституции
РФ народ осуществляет свою
власть: а) непосредственно (т.е.
путём референдумов, выборов); б)
через органы государственной
власти; в) через органы местного
самоуправления. Таким образом, местное
самоуправление ¾ это одна
из форм реализации народом
принадлежащей ему власти.
Определение местного самоуправления,
характеризующее его как форму
народовластия, содержится в Федеральном
законе «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации». Статья
2 данного Закона гласит: «Местное
самоуправление в Российской Федерации
¾ признаваемая и гарантируемая Конституцией
Российской Федерации самостоятельная
и под свою ответственность деятельность
населения по решению непосредственно
или через органы местного самоуправления
вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических
и иных местных традиций». В статье 1 закона
Республики Хакасия «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия» прямо указывается,
что местное самоуправление в Хакасии
¾ признаваемая и гарантируемая Конституциями
РФ и РХ форма народовластия.
Хотя законодатель констатирует
тот факт, что местное самоуправление
автономно не только в решении
вопросов местного значения, но
и в несении ответственности
за свои действия, следует отметить,
что местное самоуправление не
является замкнутым для государства
образованием, как бы «государством
в государстве». В соответствии
со статьёй 132 Конституции РФ
органы местного самоуправления
могут наделяться отдельными
государственными полномочиями, участвовать
в осуществлении государственных
функций. Государственные органы
вправе в этом случае осуществлять
контроль за их реализацией, а также осуществлять
контроль за соответствием Конституции,
законодательству РФ, субъектов РФ действий
местного самоуправления и их органов
при решении ими различных вопросов местного
значения. Однако Федеральный закон и
закон РХ (ст.13, п.6) запрещает осуществление
местного самоуправления органами государственной
власти и государственными должностными
лицами. Значит местное самоуправление
не может быть отнесено исключительно
к институтам гражданского общества, ибо
местное самоуправление ¾ это не просто
форма самоорганизации населения для
решения местных вопросов. Это и форма
осуществления публичной власти, власти
народа. Следовательно, муниципальная
власть и власть государственная ¾ это
две формы власти народа.
Итак, местное самоуправление как
форма народовластия имеет следующие
основные признаки:
1) местное самоуправление
имеет особый субъект: население
муниципального образования;
2) местное самоуправление ¾ особая
форма демократического механизма
управления обществом и государством;
3) местное самоуправление имеет
особый объект управления: вопросы
местного значения;
4) местное самоуправление имеет
особую форму организации и
осуществления власти: самостоятельность;
5) местное самоуправление осуществляет
свою деятельность под собственную
ответственность.
2. Основные принципы местного
самоуправления.
Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации», соответствующие законы
субъектов Российской Федерации,
основываясь на положениях Европейской
Хартии о местном самоуправлении,
закрепляют общие принципы местного
самоуправления, присущие всей системе
местного самоуправления в РФ.
К общим принципам местного
самоуправления относятся:
1) самостоятельность решения
населением вопросов местного
значения. Самостоятельное решение
населением вопросов местного
значения осуществляется путём
местного референдума, муниципальных
выборов, сходов, других форм волеизъявления,
а также через выборные и
другие органы местного самоуправления.
Эти и другие формы организации
и осуществления местного самоуправления
регулируются уставом муниципального
образования, который разрабатывается
муниципальным образованием самостоятельно
и принимается населением непосредственно
или представительным органом
местного самоуправления. Органы
местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют
местный бюджет, устанавливают местные
налоги и сборы. Решения принятые
путём прямого волеизъявления граждан,
а также решения органов и должностных
лиц местного самоуправления обязательны
для их исполнения всеми расположенными
на территории муниципального образования
предприятиями, учреждениями и организациями
независимо от их организационно-правовых
форм. Самостоятельность муниципальных
образований гарантируется нормами муниципального
права в пределах их полномочий.
2) организационное обособление местного
самоуправления, его органов в
системе управления государством
и взаимодействие с органами
государственной власти в осуществлении
общих задач и функций.
Основное содержание этого принципа
раскрывает статья 12 Конституции
РФ: органы местного самоуправления
не входят в систему органов
государственной власти. Федеральный
закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» закрепляет,
что должностные лица местного самоуправления
не относятся к категории государственных
служащих (ст.1).
Вместе с тем муниципальное
законодательство не только обеспечивает
защиту местного самоуправления
от незаконного вмешательства
государственных органов в деятельность
органов местного самоуправления,
но и устанавливает основы
их тесного взаимодействия. В
соответствии со статьёй 132 Конституции
РФ органы местного самоуправления
могут наделяться отдельными
государственными полномочиями
и содействовать в соответствии
с законом государственным органам
в выполнении их задач и
функций на местном уровне. Аналогично
строятся взаимоотношения между
муниципальными образованиями в
границах одной территории. Им
должна обеспечиваться экономическая
и финансовая самостоятельность
в соответствии с разграничением
предметов ведения между ними.
При этом подчинённость одного
муниципального образования другому
не допускается.
Федеральный закон «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» наделяет представительные
органы местного самоуправления правом
законодательной инициативы в законодательном
(представительном) органе субъекта РФ,
а также закрепляет обязанность
органов государственной власти,
государственных должностных лиц
рассматривать направленные им обращения
органов и должностных лиц
местного самоуправления.
Государственные органы обеспечивают
соблюдение законности в деятельности
местного самоуправления.
3) соответствие материальных и
финансовых ресурсов местного
самоуправления его полномочиям.
Конституция РФ, гарантируя экономическую
и финансовую самостоятельность
местного самоуправления, признаёт
и защищает наравне с другими
формами собственности муниципальную
собственность (ст.8). Согласно статье
1 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации» неотъемлемым атрибутом
каждого муниципального образования
является муниципальная собственность
и местный бюджет. Данный Закон
закрепляет гарантии обеспечения
минимальных местных бюджетов, которые
должны формироваться на основе
нормативов минимальной бюджетной
обеспеченности, устанавливаемых законами
субъектов РФ, что подтверждается
в статье 69 закона Республики
Хакасия «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия».
4) ответственность органов местного
самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления
перед населением. В случае неудовлетворительного
решения вопросов местной жизни претензии
населения муниципального образования
должны быть обращены к органам и должностным
лицам местного самоуправления, а также
к себе, ибо население самостоятельно
формирует муниципальные органы, а также
непосредственно решает в соответствии
с Законом вопросы местной жизни «под
свою ответственность». Согласно статьи
79 закона РХ «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия» ответственность
органов местного самоуправления перед
населением наступает в результате утраты
доверия со стороны населения соответствующего
муниципального образования и реализуется
через выражение недоверия, право отзыва
депутатов представительного органа и
должностных лиц местного самоуправления.
Порядок и условия ответственности
органов местного самоуправления
и должностных лиц местного
самоуправления в результате
утраты доверия населения определяются
уставами муниципальных образований.
5) многообразие организационных
форм осуществления местного
самоуправления. Законодательство
предусматривает право муниципального
образования самостоятельно разрабатывать
и принимать свой устав, в
котором закрепляются конкретные
формы организации местного самоуправления:
структура и порядок формирования
органов местного самоуправления;
формы, порядок и гарантии непосредственного
участия населения в решении вопросов
местного значения: наименование и полномочия
выборных, других органов местного самоуправления,
а также вопросы организации местного
самоуправления, обусловленные проживанием
на территории муниципального образования
национальных групп и общностей, коренных
(аборигенных) народов, казачества с учётом
исторических и иных традиций, и другие
вопросы местного самоуправления (ст.8
закона «О местном самоуправлении в Республике
Хакасия»).
6) соблюдение прав и свобод
человека и гражданина. Значение
принципа соблюдения прав и
свобод человека в муниципальной
деятельности обусловлено тем,
что Конституция РФ признаёт
человека, его права и свободы
высшей ценностью (ст.2) и устанавливает,
что права и свободы человека
и гражданина определяют смысл
и содержание деятельности не
только органов государственной
власти, но и местного самоуправления
(ст.18). Статья 3 закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия» гласит: «при осуществлении
местного самоуправления граждане Республики
Хакасия имеют право: участвовать в местных
референдумах, сходах и других формах
прямого волеизъявления; избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления;
равного доступа к муниципальной службе;
обращаться в органы местного самоуправления
и к должностным лицам местного самоуправления;
получать полную и объективную информацию
о деятельности органов местного самоуправления,
знакомиться с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими права
и свободы человека и гражданина; защищать
свои права на участие в местном самоуправлении
в судебном порядке». Законодательство
устанавливает, что нормативные правовые
акты органов местного самоуправления
и должностных лиц этих органов, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, вступают в силу после их
официального опубликования (обнародования).