Проблемы комплексного социально-экономического
развития муниципальных образований
во многом связаны с деятельностью
предприятий, учреждений, не находящихся
в муниципальной собственности.
В соответствии со статьёй
65, выше указанного Закона, органы
местного самоуправления вправе
координировать участие данных
предприятий, учреждений и организаций
в комплексном социально-экономическом
развитии территории местного
самоуправления.
г) обеспечение удовлетворения
потребностей населения в социально-культурных,
коммунально-бытовых и других
жизненно важных услугах.
Для реализации этой функции
органы местного самоуправления,
во-первых, организуют, содержат, развивают
соответствующие муниципальные
предприятия, учреждения, организации
и службы. Право органов местного
самоуправления на создание предприятий,
учреждений и организаций закрепляет
статья 63 Закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия» , а статья
7-обязывает органы местного самоуправления
заниматься вопросами организации содержания
и развития муниципальных учреждений
дошкольного , основного общего и профессионального
образования; муниципальных энерго-, газо-,
тепло- и водоснабжения и канализации
и др. Закон также возлагает на органы
местного самоуправления вопросы организации
снабжения населения топливом; утилизации
и переработки бытовых отходов; транспортного
обслуживания населения; ритуальных услуг
и т.д.
Во-вторых, муниципальные органы
обязаны создавать условия для
жилищного и социально-культурного
строительства; для обеспечения
населения услугами торговли, общественного
питания и бытового обслуживания;
для деятельности учреждений
культуры, средств массовой информации,
организации зрелищных мероприятий
и т.п. Кроме того органы
местного самоуправления обеспечивают
санитарное благополучие населения;
социальную поддержку и содействие
занятости населения; противопожарную
безопасность в муниципальном
образовании.
В третьих, органы местного самоуправления
осуществляют в этой сфере регулирующую
и контрольную деятельность, что служит
созданию необходимых предпосылок для
полной и эффективной реализации прав
и свобод граждан, обеспечению стабильного
правового режима муниципального образования.
Необходимо отметить также, что органы
местного самоуправления в соответствии
со статьёй 69 (п.4) Республиканского закона
обязаны обеспечивать удовлетворение
основных жизненных потребностей населения
в сферах, отнесённых к ведению муниципальных
образований, на уровне, не ниже минимальных
государственных социальных стандартов,
выполнение которых гарантируется государством
путём закрепления в доходы местных бюджетов
федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти
Республики Хакасия отчислений от федеральных
налогов и налогов Республики Хакасия.
д) охрана общественного порядка.
Статья 132 Конституции Российской
Федерации устанавливает, что
органы местного самоуправления
осуществляют охрану общественного
порядка. Охрану общественного
порядка в муниципальном образовании
главным образом обеспечивают
муниципальные органы охраны
общественного порядка, которые
в соответствии со статьёй
7(п.8) закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия» организует
и содержит местное самоуправление
и осуществляет контроль за их деятельностью.
В настоящее время охрана общественного
порядка обеспечивается органами местного
самоуправления с помощью милиции общественной
безопасности (местной милиции), которая
согласно Закону РФ «О милиции» (1991 г.)
является составной частью милиции РФ
и входит в структуру Министерства внутренних
дел РФ.
В обеспечении охраны общественного
порядка на территории муниципального
образования принимают участие
комиссии, функционирующие при местной
администрации: административные, по
делам несовершеннолетних и др.
Кроме того , возможно и участие населения
в реализации данной функции через создание
добровольных дружин и других форм общественной
самодеятельности граждан. Закон Республики
Хакасия «О местном самоуправлении в Республике
Хакасия» (ст.45, п.6) предписывает органам
местного самоуправления содействовать
созданию и деятельности таких добровольных
общественных формирований по охране
общественного порядка.
е) защита интересов и прав
местного самоуправления, гарантированных
Конституцией РФ, федеральными законами,
конституциями, уставами и законами
субъектов РФ.
В Российской Федерации действует
система государственных гарантий
местного самоуправления, включая
право на судебную защиту. Поэтому
органы местного самоуправления, взаимодействуя
с государственными и иными органами и
организациями в различных сферах местной
жизни, должны отстаивать и защищать интересы
населения муниципальных образований,
активно использовать свои конституционные
полномочия на судебные и иные формы защиты
интересов и прав местного самоуправления
в случае их игнорирования или нарушения
(ст.76 Закона РХ «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия»). Кроме того, органы
и должностные лица местного самоуправления
вправе обращаться в органы государственной
власти, к администрации предприятий,
учреждений и организаций, в том числе
и по вопросам соблюдения прав местного
самоуправления, учёта интересов населения
муниципального образования. Данные обращения
подлежат обязательному рассмотрению
(ст.77).
Защиту интересов местного самоуправления,
более эффективное осуществление
своих прав и интересов муниципальные
образования могут проводить
через создаваемые ими ассоциации
и союзы муниципальных образований
(ст.9).
4. Органы местного самоуправления
в системе народовластия.
Согласно Конституции Российской
Федерации (ст. 130) местное самоуправление
в Российской Федерации осуществляется
гражданами как путём различных форм прямого
волеизъявления, так и через органы местного
самоуправления. В соответствии с Федеральным
законом «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» (ст. 14) к органам местного самоуправления
относятся:
представительные органы местного
самоуправления;
иные органы местного самоуправления,
образуемые в соответствии с
уставами муниципальных образований.
Согласно Закону наличие выборных
органов местного самоуправления
муниципальных образований является
обязательным. Наименование органов
местного самоуправления устанавливаются
уставами муниципальных образований
в соответствии с законами
субъектов Российской Федерации
с учётом национальных, исторических
и иных местных традиций. Структура
органов местного самоуправления
определяется населением самостоятельно.
Закон «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия» отдаёт
прерогативу определения структуры
органов местного самоуправления
исключительно представительному
органу местного самоуправления
(ст. 13, п.5) Органы местного самоуправления
являются юридическими лицами в соответствии
с уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления
организуют исполнение федеральных
законов, указов Президента РФ,
правовых актов субъектов РФ,
оказывают содействие федеральным
органам государственной власти,
расположенным на их территории,
и органам государственной власти
субъектов РФ, осуществляют координацию
деятельности органов территориального
общественного самоуправления.
Представительные органы
местного самоуправления.
Представительными органами местного
самоуправления являются думы, муниципальные
собрания, муниципальные комитеты,
советы депутатов и т.д. Они
состоят из депутатов, избираемых
на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права
при тайном голосовании в соответствии
с федеральными и региональными
законами субъектов РФ. Согласно
закона «О местном самоуправлении в Республике
Хакасия» (ст. 14), представительные органы
местного самоуправления в Республике
Хакасия называются Советами депутатов.
Численный состав представительного органа
местного самоуправления, в соответствии
с Федеральным законном (ст. 15), определяется
уставом муниципального образования.
Однако закон «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия» (ст. 14) регламентирует
нижнюю и верхнюю границы численного состава
Совета депутатов: для городов республиканского
значения не менее 15 и не более 35; для городов
районного значения, сельсоветов и поссоветов
соответственно 7 и 15.
В исключительном ведении
представительного органа местного
самоуправления (ст. 26 Республиканского
закона о местном самоуправлении)
находятся:
· принятие
общеобязательных правил по предметам
ведения муниципального образования,
предусмотренных уставом местного
самоуправления;
· утверждение
местного бюджета и отчёта о его
исполнении;
· принятие
планов и программ развития муниципального
образования, утверждение отчётов
об их исполнении;
· установление
местных налогов и сборов;
· установление
порядка управления и распоряжения
муниципальной собственностью;
· контроль
за деятельностью органов и должностных
лиц местного самоуправления, предусмотренных
уставами муниципальных образований.
Совет депутатов наделён также
правом законодательной инициативы
в Верховном совете РХ. Республиканский
законодатель определяет также:
1) формы деятельности представительных
органов местного самоуправления:
сессии Совета депутатов и
заседания его постоянных комиссий
в период между сессиями(ст.27);
2) структуру Совета депутатов (ст. 30, 31),
а также возможность создание Советом
депутатов своего аппарата (ст. 33). Как
уже отмечалось ранее, в отдельных поселениях
с численностью поселения не более тысячи
человек полномочия Совета депутатов
могут осуществляться собранием (сходом)
граждан (ст.14).
Представительный орган местного
самоуправления принимает решения
коллегиально.
Закон «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия» (ст. 22), как
и соответствующий Федеральный
закон, гарантируют депутату представительного
органа местного самоуправления
условия для беспрепятственного
и эффективного осуществления
полномочий, защиту прав, чести и
достоинства. Республиканский закон (ст.
22) устанавливает, что депутат представительного
органа местного самоуправления осуществляет
свои полномочия на непостоянной основе,
за исключением случаев, предусмотренных
законом и уставом муниципального образования.
Депутату представительного органа местного
самоуправления, выборному должностному
лицу местного самоуправления, осуществляющим
свои полномочия на постоянной основе,
денежное содержание определяется в соответствии
с законодательством РХ.
Иные органы местного самоуправления
и должностные лица.
¨ Глава муниципального
образования.
Уставом муниципального образования,
согласно статьи 15 закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия», устанавливается
должность выборного должностного лица,
возглавляющего деятельность по осуществлению
местного самоуправления: на территории
города республиканского значения ¾ главы
администрации муниципального образования,
на территории города районного значения,
поссовета, сельсовета ¾ главы муниципального
образования.
Глава муниципального образования
избирается гражданами, проживающими
на территории муниципального
образования, на основе всеобщего
равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании
либо представительным органом
местного самоуправления и своего
состава в порядке, установленном
федеральными законами и законами
субъектов РФ.
Глава муниципального образования,
в соответствии с уставом муниципального
образования, наделяется собственной
компетенцией по решению вопросов
местного значения. Так согласно
статьи 17 закона «О местном самоуправлении
в Республике Хакасия», глава администрации
муниципального образования, глава муниципального
образования:
Ä обеспечивает выполнение на
территории местного самоуправления федерального
зако-
нодательства и законодательства
Республики Хакасия, решений соответствующего
представительного органа, а
также собственных актов;
Ä руководит деятельностью
администрации, в соответствии с
утверждённой структурой определяет штаты,
организует работу с кадрами;
Ä назначает на должность
и освобождает от неё руководителей
структурных подразделений и
иных должностных лиц администрации,
а также руководителей муниципальных
предприятий и учреждений, если иное
не предусмотрено законодательством;
Ä распоряжается средствами
местного бюджета и внебюджетных
фондов, открывает и закрывает
счета в банковских учреждениях,
является распорядителем кредитов, подписывает
финансовые документы;
Ä вносит в представительный
орган проект местного бюджета и
внебюджетных фондов, представляет отчёт
об исполнении местного бюджета и
расходовании средств внебюджетных
фондов;
Ä управляет муниципальной
собственностью;
Ä представляет представительному
органу ежегодный отчёт о деятельности
местной администрации;
Ä организует приём граждан,
рассматривает предложения, заявления
и жалобы граждан, принимает по ним
решения;
Ä представляет интересы населения
и соответствующего органа местного
самоуправления, принимает меры по
обеспечению и защите интересов
территории, местного хозяйства в
суде, арбитражном суде, а также
в соответствующих органах государственной
власти и многое другое.
В соответствии с уставом муниципального
образования и в пределах установленных
норм финансирования глава администрации
муниципального образования, глава
муниципального образования назначает
своих заместителей по согласованию
с представительным органом местного
самоуправления (ст.18).