Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение, становление и развитие всякого государства берёт своё начало с древнейших родоплеменных отношений. Доисторические племена разных народов, имеющие много общих черт существования и жизнедеятельности, являются прообразами современного местного самоуправления. Так в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал: «Ещё почти триста лет спустя после основания Рима родовые узы были настолько прочны, что один патрицианский род, именно род Фабиев, мог с разрешения сената собственными силами предпринять военный поход против соседнего города Вейи»1

Оглавление

§1 Введение.

1. Историко-теоретические основы местного самоуправления.......................................2

2. Историко-правовые аспекты местного самоуправления

в дореволюционной России.............................................................................................7

3. Организация местного самоуправления в советский период.......................................8

4. Основные тенденции, становление и развитие местного

самоуправления в России на современном этапе.........................................................10


§2 Местное самоуправление.

1. Понятие местного самоуправления...............................................................................12

2. Основные принципы местного самоуправления..........................................................15

3. Функции местного самоуправления..............................................................................21

4. Органы местного самоуправления в системе народовластия.....................................26

5. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.....................................31

6. Основы местного самоуправления................................................................................34

7. Гарантии местного самоуправления.............................................................................38


§3 Заключение.......................................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.54 Кб (Скачать)

 

            Проблемы комплексного социально-экономического  развития муниципальных образований  во многом связаны с деятельностью  предприятий, учреждений, не находящихся  в муниципальной собственности.  В соответствии со статьёй  65, выше указанного Закона, органы  местного самоуправления вправе  координировать участие данных  предприятий, учреждений и организаций  в комплексном социально-экономическом  развитии территории местного  самоуправления.

 

            г) обеспечение удовлетворения  потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других  жизненно важных услугах. 

 

            Для реализации этой функции  органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают  соответствующие муниципальные  предприятия, учреждения, организации  и службы. Право органов местного  самоуправления на создание предприятий,  учреждений и организаций закрепляет  статья 63 Закона «О местном самоуправлении  в Республике Хакасия» , а статья 7-обязывает органы местного самоуправления заниматься вопросами организации содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного , основного общего и профессионального образования; муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др. Закон также возлагает на органы местного самоуправления вопросы организации снабжения населения топливом; утилизации и переработки бытовых отходов; транспортного обслуживания населения; ритуальных услуг и т.д.

 

            Во-вторых, муниципальные органы  обязаны создавать условия для  жилищного и социально-культурного  строительства; для обеспечения  населения услугами торговли, общественного  питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений  культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий  и т.п. Кроме того органы  местного самоуправления обеспечивают  санитарное благополучие населения;  социальную поддержку и содействие  занятости населения; противопожарную  безопасность в муниципальном  образовании.

 

            В третьих, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере регулирующую и контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования. Необходимо отметить также, что органы местного самоуправления в соответствии со статьёй 69 (п.4) Республиканского закона обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесённых к ведению муниципальных образований, на уровне, не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путём закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Хакасия отчислений от федеральных налогов и налогов Республики Хакасия.

 

            д) охрана общественного порядка. 

 

            Статья 132 Конституции Российской  Федерации устанавливает, что  органы местного самоуправления  осуществляют охрану общественного  порядка. Охрану общественного  порядка в муниципальном образовании  главным образом обеспечивают  муниципальные органы охраны  общественного порядка, которые  в соответствии со статьёй  7(п.8) закона «О местном самоуправлении  в Республике Хакасия» организует  и содержит местное самоуправление  и осуществляет контроль за их деятельностью. В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности (местной милиции), которая согласно Закону РФ «О милиции» (1991 г.) является составной частью милиции РФ и входит в структуру Министерства внутренних дел РФ.

 

            В обеспечении охраны общественного  порядка на территории муниципального  образования принимают участие  комиссии, функционирующие при местной  администрации: административные, по  делам несовершеннолетних и др. Кроме того , возможно и участие населения в реализации данной функции через создание добровольных дружин и других форм общественной самодеятельности граждан. Закон Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» (ст.45, п.6) предписывает органам местного самоуправления содействовать созданию и деятельности  таких добровольных общественных формирований по охране общественного порядка.

 

            е) защита интересов и прав  местного самоуправления, гарантированных  Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами и законами  субъектов РФ.

 

            В Российской Федерации действует  система государственных гарантий  местного самоуправления, включая  право на судебную защиту. Поэтому органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебные и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования или нарушения (ст.76 Закона РХ «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»). Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления вправе обращаться в органы государственной власти, к администрации предприятий, учреждений и организаций, в том числе и по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учёта интересов населения муниципального образования. Данные обращения подлежат обязательному рассмотрению (ст.77).

 

            Защиту интересов местного самоуправления, более эффективное осуществление  своих прав и интересов муниципальные  образования могут проводить  через создаваемые ими ассоциации  и союзы муниципальных образований  (ст.9).

 

 

4. Органы местного самоуправления  в системе народовластия.

 

 

            Согласно Конституции Российской  Федерации (ст. 130) местное самоуправление  в Российской Федерации осуществляется  гражданами как путём различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) к органам местного самоуправления относятся:

 

                        представительные органы местного  самоуправления;

 

                        иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с  уставами муниципальных образований.

 

            Согласно Закону наличие выборных  органов местного самоуправления  муниципальных образований является  обязательным. Наименование органов  местного самоуправления устанавливаются  уставами муниципальных образований  в соответствии с законами  субъектов Российской Федерации  с учётом национальных, исторических  и иных местных традиций. Структура  органов местного самоуправления  определяется населением самостоятельно. Закон «О местном самоуправлении  в Республике Хакасия» отдаёт  прерогативу определения структуры  органов местного самоуправления  исключительно представительному  органу местного самоуправления (ст. 13, п.5) Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

 

            Органы местного самоуправления  организуют исполнение федеральных  законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ, оказывают содействие федеральным  органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти  субъектов РФ, осуществляют координацию  деятельности органов территориального  общественного самоуправления.

 

Представительные органы местного самоуправления. 

 

            Представительными органами местного  самоуправления являются думы, муниципальные  собрания, муниципальные комитеты, советы депутатов и т.д. Они  состоят из депутатов, избираемых  на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании в соответствии  с федеральными и региональными  законами субъектов РФ. Согласно закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» (ст. 14), представительные органы местного самоуправления в Республике Хакасия называются Советами депутатов. Численный состав представительного органа местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законном (ст. 15), определяется уставом муниципального образования. Однако закон «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» (ст. 14) регламентирует нижнюю и верхнюю границы численного состава Совета депутатов: для городов республиканского значения не менее 15 и не более 35; для городов районного значения, сельсоветов и поссоветов соответственно 7 и 15.

 

В исключительном ведении  представительного органа местного самоуправления (ст. 26 Республиканского закона о местном самоуправлении) находятся:

 

·      принятие общеобязательных правил по предметам  ведения муниципального образования, предусмотренных уставом местного самоуправления;

 

·      утверждение  местного бюджета и отчёта о его  исполнении;

 

·      принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчётов  об их исполнении;

 

·      установление местных налогов и сборов;

 

·      установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

 

·      контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

 

            Совет депутатов наделён также  правом законодательной инициативы  в Верховном совете РХ. Республиканский  законодатель определяет также: 1) формы деятельности представительных  органов местного самоуправления: сессии Совета депутатов и  заседания его постоянных комиссий  в период между сессиями(ст.27); 2) структуру Совета депутатов (ст. 30, 31), а также возможность создание Советом депутатов своего аппарата (ст. 33). Как уже отмечалось ранее, в отдельных поселениях с численностью поселения не более тысячи человек полномочия Совета депутатов могут осуществляться собранием (сходом)  граждан (ст.14).

 

            Представительный орган местного  самоуправления принимает решения  коллегиально.

 

            Закон «О местном самоуправлении  в Республике Хакасия» (ст. 22), как  и соответствующий Федеральный  закон, гарантируют депутату представительного  органа местного самоуправления  условия для беспрепятственного  и эффективного осуществления  полномочий, защиту прав, чести и достоинства. Республиканский закон (ст. 22) устанавливает, что депутат представительного органа местного самоуправления осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, за исключением случаев, предусмотренных законом и уставом муниципального образования. Депутату представительного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, денежное содержание определяется в соответствии с законодательством РХ.

 

 

Иные органы местного самоуправления и должностные лица.

 

¨    Глава муниципального образования.

 

            Уставом муниципального образования,  согласно статьи 15 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», устанавливается должность выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления: на территории города республиканского значения ¾ главы администрации муниципального образования, на территории города районного значения, поссовета, сельсовета ¾ главы муниципального образования.

 

            Глава муниципального образования  избирается гражданами, проживающими  на территории муниципального  образования, на основе всеобщего  равного и прямого избирательного  права при тайном голосовании  либо представительным органом  местного самоуправления и своего  состава в порядке, установленном  федеральными законами и законами  субъектов РФ.

 

            Глава муниципального образования,  в соответствии с уставом муниципального  образования, наделяется собственной  компетенцией по решению вопросов  местного значения. Так согласно статьи 17 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», глава администрации муниципального образования, глава муниципального образования:

 

Ä обеспечивает выполнение на территории местного самоуправления федерального зако-

 

нодательства и законодательства Республики Хакасия, решений соответствующего

 

представительного органа, а  также собственных актов;

 

Ä руководит деятельностью  администрации, в соответствии с  утверждённой структурой определяет штаты, организует работу с кадрами;

 

Ä назначает на должность  и освобождает от неё руководителей  структурных подразделений и  иных должностных лиц администрации, а также руководителей муниципальных  предприятий и учреждений, если иное не предусмотрено законодательством;

 

Ä распоряжается средствами местного бюджета и внебюджетных фондов, открывает и закрывает  счета в банковских учреждениях, является распорядителем кредитов, подписывает  финансовые документы;

 

Ä вносит в представительный орган проект местного бюджета и  внебюджетных фондов, представляет отчёт  об исполнении местного бюджета и  расходовании средств внебюджетных фондов;

 

Ä управляет муниципальной  собственностью;

 

Ä представляет представительному  органу ежегодный отчёт о деятельности местной администрации;

 

Ä организует приём граждан, рассматривает предложения, заявления  и жалобы граждан, принимает по ним  решения;

 

Ä представляет интересы населения  и соответствующего органа местного самоуправления, принимает меры по обеспечению и защите интересов  территории, местного хозяйства в  суде, арбитражном суде, а также  в соответствующих органах государственной  власти и многое другое.

 

            В соответствии с уставом муниципального  образования и в пределах установленных  норм финансирования глава администрации  муниципального образования, глава  муниципального образования назначает  своих заместителей по согласованию  с представительным органом местного  самоуправления (ст.18).

Информация о работе Местное самоуправление