Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:12, реферат

Краткое описание

Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
2. Основные понятия и принципы местного самоуправления………………4
3. Структура местного самоуправления………………………………………8
4. Органы местного самоуправления…………………………………………14
5. Общие принципы местного самоуправления…………………………….24
Заключение…………………………………………………………………….26
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 45.09 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет юриспруденции и ювенальной юстиции

 

Кафедра конституционного и административного  права

 

 

 

 

 

 

 

Веселый Александр  Владимирович

 

 

«Местное самоуправление»

 

 

Письменная работа

(студента 2 курса заочного отделения)

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Декан факультета социального управления,

доктор социологических наук, профессор

Заслуженный работник высшей школы

Уржа Ольга Александровна.

 

__________________________________

              (место для подписи)

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

2. Основные понятия и принципы местного самоуправления………………4

3. Структура местного самоуправления………………………………………8

4. Органы местного самоуправления…………………………………………14

5. Общие принципы местного самоуправления…………………………….24

Заключение…………………………………………………………………….26

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого  индивида в социально-экономическое  регулирование посредством самоорганизации  субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности  за счет средств и ресурсов хозяйствующих  субъектов, территориальных образований, а также государства.

Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем  жизнедеятельности, способно придать  развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения  социально-экономического и научно-технического прогресса.

Формирование  всех систем муниципального управления связано с основными общественными  проблемами: «вертикальной» организацией власти и ее взаимосвязями с различными городскими и сельскими общинами, с местным населением различных видов поселения. В классовом обществе местное самоуправление (муниципальное управление) является тем звеном государственно-административных отношений, которое обеспечивает исполнение государственных правовых актов в интересах местного населения и самими населением в различных организационно-правовых формах. Местное самоуправление - это автономная деятельность самоорганизовавшегося населения.

Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления, обеспечение  его финансовой и иной автономии  и независимости от государственного аппарата, его чиновничества позволяет  этому важнейшему политическому  институту ускорить формирование и  развитие гражданского общества в России, повышение жизненного уровня народа, качества его жизни, и, что очень  важно еще, сблизить государственную  власть с народом.

Исходя  из всего вышесказанного, могу   сказать, что я в данном реферате попытаюсь   раскрыть    организационные  основы   местного    самоуправления  как    совокупности    норм,  регулирующих     реализацию   права    граждан     на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.   А    также   ставлю    перед собой   цель   проанализировать    основные    проблемы   становления и развития местного самоуправления в России . 

2. Основные понятия и  принципы местного самоуправления

Научное определение понятия изучаемого социально-политического института  предполагает прежде всего, понимание его государственно-правовой природы. Существование муниципального управления, его эволюция связаны с проблемами публичной власти, которая существует в классовом обществе как государственная власть, осуществление которой доверено, прежде всего, общенациональным государственным органам и должностным лицам в соответствии с принципом разделения власти. Эта власть осуществляется также в государственной форме субъектами федерации в соответствии с разделением компетенции между федерацией и субъектами, а также на уровне крупных административно - территориальных единиц в унитарных государствах. Однако, в большинстве стран и в крупных административно-территориальных единицах, в пределах составляющих их территорий, вплоть до низового звена (небольших городов, деревень и т.п.) публичная власть уже реализуется не государственными органами, а местным населением непосредственно и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми или назначенными должностными лицами. Эта власть приобретает свойства самоорганизованной публичной власти, осуществляющей управленческие функции, признаваемые и юридически закрепляемые центральной властью. На муниципальном уровне управляющая система, следовательно, непосредственно связана с объектом управления, который является общим для местного населения.

Определение понятия местного самоуправления во многом обусловлено избранной государством теорией или совокупностью теорий этого института публичной власти. Сама же теория местного самоуправления формируется на основе имеющегося практического  опыта как отдельно взятого государства, так и группы государств. В свою очередь на основе теорий местного самоуправления формируются концепции  местного самоуправления. В научной  и учебной литературе обосновываются различные точки зрения относительно концепций местного самоуправления. Если рассматривать эти точки  зрения с позиций взаимоотношений  между органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также участия местного самоуправления в осуществлении государственных  функций, то представляется возможным, выделить две основные концепции  местного самоуправления.

Англо-саксонская модель муниципального управления                        (модель существует в Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и т.д.). Муниципальное управление освобождается от влияния государственных органов и осуществления государственных функций. Концепция построена на общественной теории местного самоуправления, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также частично юридическую теорию. Применительно к англо-саксонской концепции местное самоуправление целесообразно определить следующим образом. Местное самоуправление - это местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования непосредственно, а также формируемыми ими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления без вмешательства центральных органов власти на основе реальной материально-финансовой базы в целях решения задач местного значения. Надо отметить, что система местного самоуправления по конституции Российской Федерации очень много «впитала» в себя черт англо-саксонской модели муниципального управления. 

 

Европейская континентальная  модель муниципального управления. Муниципальное управление ориентировано на реализацию государственных функций, построена на основе государственной теории самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Местное самоуправления - это установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения.

Если  говорить о нашей стране, то современная  Российская государственность практически  находится в самом начале своего становления. Даже на федеральном уровне предстоит сделать еще очень  много. Не решен еще полностью  вопрос об организации государственной  власти субъектов федерации, многие правовые вопросы уже решены на федеральном  уровне (Конституция РФ и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Однако в современной российской литературе нет достаточно устоявшегося определения и апробированного в практике понимания термина «местное самоуправления», что нередко ведет просто к отрицанию этого института или к его искажению.

Термин «самоуправление» появился в Англии в XVII века и означал прежде всего состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов.

Для осуществления местного самоуправления на территории нужны определенные условия:

  • Круг местных проблем, решение которых возможно собственными силами и средствами
  • Инициатива и желание граждан самостоятельно и ответственно решать эти проблемы
  • Правовая основа (Конституция, законодательство и устав органа местного самоуправления), дающая возможность и гарантирующая реализацию права населения на местное самоуправление
  • Финансово-бюджетные возможности территории для обеспечения деятельности органов местного самоуправления
  • Согласование местных интересов с региональными и общегосударственными
  • Четкое разграничение собственности между органом местного самоуправления и государственными органами
  • Наличие квалифицированных кадров, способных профессионально реализовать функции управления
  • Географические условия территории (относительная компактность проживания, существование общей инфраструктуры и т.д.)

 

Возможность и необходимость создания органов местного самоуправления предусмотрена  Конституцией РФ (ст.131, п.1) и федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст.14, п.6). Причем как принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет норму, в соответствии с которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Теперь можно дать определение понятию «местное самоуправление».

Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления, значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.

 
3. Структура местного самоуправления

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября №131 - ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (ст.2). Местное  самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Законодательное регулирование  субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным  законом. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие  нормы муниципального права, не могут  противоречить Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, ограничивать гарантированные  ими права местного самоуправления. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона применяются  положения Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона. Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и  других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем  референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Граждане  Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения  к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Граждане Российской Федерации имеют право  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и  к должностным лицам местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и  гражданина, а также возможность  получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

В ведении муниципальных образований  находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные  полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление