Местное самоуправление в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов местного самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает ее наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако создание органов местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который позволяет решать населению вопросы местного значения самостоятельно, исходя из местных культурных традиций.

Файлы: 1 файл

курсовая МС в РФ.doc

— 143.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство  по образованию

                      Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

УРАЛЬСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

 

 

Кафедра Конституционного права

 

 

 

 

Курсовая работа

По предмету Муниципальное  право

 

 

 

«Местное самоуправление в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Выполнил: студент ВФ- 24 гр.

Кашин Владимир Георгиевич

 

 

Проверил: Бабошин  Олег Анатольевич

 

Екатеринбург

2010

Введение.

 

 

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов местного самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает ее наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако создание органов местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который позволяет решать населению вопросы местного значения самостоятельно, исходя из местных культурных традиций.         

Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государственные органы, и органы местного самоуправления – это органы власти. Но при этом Конституция Российской Федерации в ст. 12 отделяет органы местного самоуправления от органов государственной власти. Органы государственной власти и органы местного самоуправления – это разные формы осуществления власти. Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер. Принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории соответствующих муниципальных образований для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

В данной работе будет  раскрыто понятие местного самоуправления, основные теории, принципы, система местного самоуправления, формы осуществления местного самоуправления гражданами.

 

Понятие местного самоуправления.

 

Понятие местного самоуправления закреплено в ч. 2 ст. 1 ФЗ № 131 «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Из определения можно  выделить следующие признаки.

    1. Самостоятельная активность. В ст. 12 Конституции провозглашается самостоятельность местного самоуправления, при этом обособляя органов местного самоуправления от органов государственной власти. Самостоятельность подразумевает деятельность по своей воле и в своем интересе. Но эта самостоятельность не носит абсолютного характера, она определена законодательно. В ст. 14, ст. 15, ст. 16 четко очерчены пределы компетенции муниципальных образований. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции самостоятельность может быть ограничена федеральным законом.
    2. 2. Деятельность, осуществляемая под свою ответственность. Различают положительную и негативную ответственность. Положительная ответственность - это понимание важности своих действий для общества, стремление и желание выполнить их как можно лучше, эффективнее, быстрее, надлежащее осуществление своей социальной роли. В правовой сфере она связана с социально-правовой активностью, проявлением инициативы при реализации правовых предписаний. Негативная ответственность связана не с собственным сознанием личности, а с внешним воздействием на нее со стороны общества, государства, иных лиц. Ее суть - возложение на индивидов обязанности претерпевать ответственность за совершенные ими правонарушения.

Конечно, законодатель, говоря об ответственности населения, имеет  в виду ответственность положительную. Деятельность под свою ответственность предполагает ее осуществление населением в своих интересах, а соответственно как можно эффективнее и качественнее. Это обязанность населения деятельно осуществлять собственные самоуправленческие права, полномочия. Правда, ответственное самоуправление предполагает, что в случае ненадлежащего осуществления гражданами своих прав вытекающие отсюда неблагоприятные социально-экономические, политические последствия ложатся на население и могут государством не компенсироваться.

 3. Активность, признаваемая и гарантируемая Конституцией. Государство с помощью правовых средств лишь упорядочивает, оформляет самоуправленческую активность местного населения, не учреждая ее. Конституция как бы говорит, что законодатель по своему усмотрению не вправе вводить или упразднять местное самоуправление. Местное самоуправление не учреждается Конституцией, а признается его существование. Законодатель не вправе упразднять местное самоуправление, оно осуществляется населением по его праву, а не по праву государства. Гарантируемая активность - подкрепляемая, защищаемая государством с помощью ряда мер, прежде всего, тех, что предусмотрены конституционно. Имеется в виду законодательное, материальное, организационное, методическое содействие местному населению, органам местного самоуправления со стороны государства. Местному самоуправлению как праву населения корреспондирует обязанность государства, его органов обеспечивать условия для его деятельного осуществления.

4. Содержание местного  самоуправления составляют вопросы местного значения. Эти вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Круг вопросов местного значения закреплен в главе 3 ФЗ «№ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5. Пространственные рамки местного самоуправления. Такие рамки законодатель устанавливает с помощью категории "муниципальное образование". Муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Отличительные признаки муниципального образования: а) осуществление в его рамках местного самоуправления; б) обособленная муниципальная собственность; в) местный бюджет; г) наличие органов местного самоуправления; д) населенная территория; е) устав муниципального образования, зарегистрированный в установленном законодательством порядке.

6. Субъектный состав  местного самоуправления. Законодатель использует двухуровневую модель. К первому уровню он относит население соответствующих муниципальных образований. Основой управленческой деятельности являются воля и интересы местных сообществ, то, что объединяет отдельных жителей в единый территориальный коллектив. При этом под едиными интересами жителей следует понимать совокупность индивидуальных и групповых интересов, складывающихся на местах. Таким единым интересом, например, выступают энергетические, транспортные, жилищно-коммунальные, торговые сети, рынок труда и капитала, учреждения образования и здравоохранения, обеспечивающие удобное жительство и эффективное взаимодействие людей во всех сферах их жизнедеятельности.

Второй уровень составляют отдельные жители, иные непосредственно  изъявляющие свою волю субъекты по отношению к общим интересам. Каждый отдельный житель изъявляет свою волю, например, голосуя за то или иное лицо на выборах органов местного самоуправления. Это, конечно, и органы местного самоуправления. Также их воля выражается в процессе взаимодействия с органами местного самоуправления, задавая программу их деятельности. Последние в правовой сфере выступают правопредставителями своих местных сообществ. Однако отдельные жители по отношению к собственным интересам (не интересам местного населения в целом) должны рассматриваться как первичные субъекты самоуправления.

7. Решение вопросов  местного значения исходя из  интересов населения, его исторических  и иных местных традиций. Все  это учитывается при разработке  целевых программ развития муниципального образования, создании бюджета, при принятии решений органами местного самоуправления. Учитывается язык, культура, обычаи, традиции, экономические и географические особенности территории.

 

Теории местного самоуправления.

 

Среди основных теорий местного самоуправления следует выделить естественно-правовую теорию, теорию свободной общины, общественную, государственную, теорию дуализма, теорию социального обслуживания.

Естественно-правовая теория. Здесь используется понятие «территориальной общины». Основная идея заключается в том, что территориальная община рассматривается как  исторически сложившаяся корпорация, не зависящая от государства. Управление собственными делами рассматривается как естественное право, которое реализуется в рамках территориальной общины.

Теория свободной общины. Появление этой теории относят к  концу XVIII в. - началу XIX в. В числе  ее создателей называют представителей французской и бельгийской правовых школ - Турэ, Токвиля, Гербера. Социальный заказ для теории свободной общины формировали условия, при которых местные дела находились в сфере ведения государственных чиновников. Такая система местного управления не несла в себе стимулов для развития местных общин. Теория свободной общины призвана была обратить внимание на самостоятельное значение общинной жизни, наличие у местных общин особых интересов и необходимость внедрения на местах начал самоуправления в качестве естественного права общин.

Согласно данной теории общины имеют собственные дела, негосударственные  по природе, которые общины вправе решать самостоятельно. Для этого общины вправе формировать собственные органы управления, не имеющие статуса государственных. Государственные органы не должны вмешиваться в собственную компетенцию общин. Их задача - контроль за деятельностью общин, их органов самоуправления и обеспечение того, чтобы общины не выходили за пределы дозволенного.

Общественная теория. В числе основателей общественной теории называют О. Ресслера, Р. Моля. В  России она разрабатывалась В.Н. Лешковым, А.И. Васильчиковым. Общественная теория может рассматриваться как определенное продолжение теории свободной общины. Ее суть в том, что круг общинных дел отличается от государственных. Самоуправление нацелено на выявление и решение дел не государственного управления, а собственных дел местных общин. Общинные дела - это в первую очередь вопросы хозяйственно-бытовой самоорганизации мест. Поэтому общественную теорию еще иногда называют хозяйственной. В рамках общественной теории в качестве самоуправляющихся общин выделялись не только местные территориальные коллективы, но и частные союзы, корпорации, промышленные компании, благотворительные и иные общества. Общины являются субъектами специальных прав, а потому государственное вмешательство в их дела недопустимо; должностные лица самоуправления относятся к общинным, а не государственным агентам и представляют не государство, а общество.

Государственная теория. В числе ее основателей немецкие юристы Л. Штейн, Р. Гнейст. В дореволюционной  России она активно разрабатывалась  А.Д. Градовским, В.П. Безобразовым, Н.И. Лазаревским. Государственная теория оценивает местное самоуправление как вид государственной деятельности. Самоуправление заключается в возложении на местные общины, их органы самоуправления государственных задач. Другое дело, что названные задачи охватывают вопросы и собственно местной жизни. В рамках государственной теории местное самоуправление есть форма вовлечения жителей, их общин в государственную деятельность. Однако органы местного самоуправления - это не органы государственного центра на местах. Они формируются местными общинами. Л. Штейн видел особость местного самоуправления в том, что самоуправляющиеся территориальные коллективы есть самостоятельные субъекты права, вступающие с государством в юридические отношения. Именно это обстоятельство отличает органы местного самоуправления от государственных органов, которые действуют от имени и в интересах государства, не имея каких-либо иных, отличных от государственных собственных интересов. Поэтому между государством и его органами немыслимы юридические отношения. Такой подход дал основание выделять в рамках государственной теории самоуправления юридическое ее ответвление (юридическую теорию). Р. Гнейст считал, что самостоятельность местных сообществ должна опираться на их формирование населением и на систему почетных и безвозмездных должностей. Такая точка зрения характеризуется как политическое ответвление государственной теории самоуправления.

Теория дуализма. Данная теория исходит из двойственного  характера муниципальной деятельности. С одной стороны, население самостоятельно решает местные дела, с другой стороны, на местном уровне возможно осуществление государственных функций.

Теория социального  обслуживания. В данной теории говорится  о том, что основной задачей муниципальных органов является оказание услуг населению, а целью этой деятельности является благосостояние жителей.

 

Местное самоуправление  как основа конституционного строя.

 

Местное самоуправление согласно Европейской Хартии о местном  самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя. 
«Принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции страны». 
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение, прежде всего, в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также в местном самоуправлении. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, что закреплено в статьях 3, 12, 130—133. Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 1 констатирует: «Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации».

Информация о работе Местное самоуправление в РФ