Местное самоуправление в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов местного самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает ее наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако создание органов местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который позволяет решать населению вопросы местного значения самостоятельно, исходя из местных культурных традиций.

Файлы: 1 файл

курсовая МС в РФ.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

 

 

 

  

 

 

 

Формы участия населения  в осуществлении местного самоуправления.

 

ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления» закрепляет следующие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

1. Опросы граждан. Опрос граждан проводится согласно ст. 31 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют  право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным  правом. Следовательно, этот факт организаторами опроса должен проверяться. Опрос проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

2) органов государственной  власти субъектов РФ - для учета  мнения граждан при принятии  решений об изменении целевого  назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Представляется, что субъекты РФ, муниципальные образования вправе в своих актах расширять круг субъектов, уполномоченных инициировать проведение опроса. Тем более что  такой подход уже сложился. Например, в Законе Челябинской области "О территориальном общественном самоуправлении в Челябинской области" (ст. 8) право инициирования опроса по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории, было закреплено за территориальным общественным самоуправлением, любым дееспособным гражданином. Другое дело, что опросы, инициируемые гражданами, органами территориального общественного самоуправления, должны финансироваться за их счет, а не за счет бюджетных средств.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Федеральный законодатель определил, что в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения  опроса;

2) формулировка вопроса  (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения  опроса;

4) форма опросного  листа;

5) минимальная численность  жителей муниципального образования,  участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее  чем за 10 дней до его проведения. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств  местного бюджета - при проведении  опроса по инициативе органов  местного самоуправления;

2) за счет средств  бюджета субъекта РФ - при проведении  опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

2. Собрания граждан.  Собрания проводятся для обсуждения  вопросов местного значения, информирования  населения о деятельности органов  местного самоуправления и должностных  лиц, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Собрание проводится по инициативе населения, представительного  органа муниципального образования, главы  муниципального образования.

Собрание граждан может  принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношении с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.  Обращения, принятые собранием граждан, обязательно к рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами, в компетенции которых находятся вопросы, содержащиеся в обращениях. Итоги собрания подлежат официальному опубликованию. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и правовыми актами представительного органа местного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществлять конференции граждан.

4. Обращения граждан в органы местного самоуправления. Право на обращения регулируется, прежде всего, Конституцией: ст. 33, ст. 45, ст. 46. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Существуют следующие формы индивидуальных коллективных обращений граждан:

1) предложения;

2) заявления;

3) жалобы.

Предложение - обращение  по совершенствованию законодательства, улучшению деятельности государственных  органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций. Заявление - сообщение о правонарушении, обращение в целях реализации прав и законных интересов граждан, иных субъектов. Жалоба - обращение с просьбой устранить принятое решение, а также обращение на отказ или уклонение от принятия конкретного решения по заявлению или предложению. Форма обращений может быть как письменной, так и устной. Письменные обращения должны быть подписаны, в них четко и полно указываются фамилии, имена и отчества как авторов, так и лиц, в отношении которых ставятся вопросы, их адреса или местонахождение, суть предложений, требований или просьб, обжалуемые решения и другие сведения, необходимые для рассмотрения. К обращениям прилагаются документы или их копии, в том числе полученные ранее ответы, относящиеся к поставленным вопросам. Заявитель может уполномочить другое лицо или орган защищать свои права и интересы по доверенности, заверенной нотариально. Заявления, жалобы в интересах несовершеннолетних или недееспособных лиц вправе подать их законные представители, органы опеки и попечительства.

Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

 

 

Территориальная организация  местного самоуправления.

 

Местное самоуправление осуществляется в пределах муниципального образования. В ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» содержатся определения отдельных видов муниципальных образований.

1. Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией. В составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не имеющие статуса сельских поселений, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

2. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

3. Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

4. Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

5. Внутригородская территория - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

При создании муниципальных образований учитывается история складывания местного сообщества, величина его территории, тип поселений и их число, численность населения соответствующих поселений, наличие транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная доступность до административного центра.

 Территорию  городского или сельского поселения  составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

 В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Указанный критерий вызывает сложность при определении территорий муниципальных образований крупных городов, традиционно включающих в свой состав поселки. В границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1 тыс. человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3 тыс. человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 тыс. человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3 тыс. человек каждый). Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения. В соответствии с законом субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности населения этого субъекта и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

 Размеры  территории поселения устанавливаются  с учетом численности его населения. Границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.

Рассмотрим  основные правила, касающиеся границ муниципальных  образований. Границы поселения  не могут пересекаться с границами  населенного пункта. Территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Федерации. Границы муниципального района не могут пересекаться границами поседения.

Возможно  наделение городского поселения  статусом городского округа, которое  осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ; а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Местное самоуправление в международном праве.

 

Основным документом, регулирующим данный вопрос, является «Европейская хартия местного самоуправления». В ст. 3 дается понятие местного самоуправления. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.

В ст. 4 говорится о  том, что основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом, также закрепляется возможность предоставления органам местного самоуправления полномочий для выполнения конкретных задач. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти. Что касается полномочий, передаваемых органам местного управления, то они должны быть полными и исключительными, они могут быть ограничены центральным или региональным органом власти только на основании закона. Передаваемые органам местного самоуправления полномочия должны быть адаптированы ими наиболее эффективно к местным условиям.

Информация о работе Местное самоуправление в РФ