Местное самоуправление в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов местного самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает ее наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако создание органов местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который позволяет решать населению вопросы местного значения самостоятельно, исходя из местных культурных традиций.

Файлы: 1 файл

курсовая МС в РФ.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране. Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Конституция Российской Федерации, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как элемент структуры государственной системы управления. В силу этого государственные органы не могут выступать в качестве вышестоящей инстанции, целиком и полностью руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений. Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, в ведении органов местного самоуправления находятся вопросы местного значения, в пределах которых они действуют самостоятельно. Органы местного самоуправления ответственны за свои действия, прежде всего, перед своим населением. Конституция Российской Федерации не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации закрепляет организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления, а также территорию, в пределах которой осуществляется местное  самоуправление. Конституция наделяет органы местного самоуправления собственностью, дает право утверждать и исполнять местный бюджет. Также Конституцией гарантируется право местного самоуправления на судебную защиту.

Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской федерации в области местного самоуправления. В соответствии со ст. 16 Конституции Российской Федерации положения ст. 3 и ст. 12 главы 1 Конституции Российской Федерации, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие нормы Конституции не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1 Конституции Российской Федерации.

 

Принципы местного самоуправления.

 

Пункт «н» ч. 1 ст. 72 Конституции  РФ установление общих принципов  организации местного самоуправления относит к совместному ведению  Российской Федерации и субъектов. Потому на федеральном уровне устанавливаются  лишь общие принципы, на уровне субъектов и муниципальных образований осуществляется детальное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления.

В Российской Федерации  власть осуществляется на основе принципа децентрализации, это способ перемещения  властных полномочий из центра системы на ее периферию, то есть часть полномочий делегируется органам государственной власти субъектов и органам местного самоуправления.

Принцип децентрализации  обеспечивается следующими полномочиями:

    1. территориальная организация предполагает необходимость организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. Ни один субъект не вправе ограничивать осуществление местного самоуправления.
    2. Принцип законности организации и деятельности органов местного самоуправления предполагает самостоятельное определение муниципальным образованием своей структуры, статуса в соответствии с законодательством, что отражается в уставе муниципального образования.
    3. Организационное обособление местного самоуправления и его органов от системы органов государственной власти. Не допускается вмешательство органов государственной власти в формирование органов местного самоуправления. В данном случае исключение составляет местная администрация в соответствии с абзацем 5ст. 37 ФЗ № 131, она формируется при участии органов власти субъектов, а также возможно досрочное прекращение полномочий органов местного самоуправления по решению государственных органов согласно ст. 73-74 ФЗ № 131.
    4. Компетенционное обособление местного самоуправления местного самоуправления и его органов и органов государственной власти. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия, которые не вправе осуществлять органы государственной власти, а также не вправе запрещать осуществлять местное самоуправление, хотя данный запрет имеет изъятия: ст. 75 ФЗ № 131 предусматривает временное осуществление полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти.
    5. Экономическая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие муниципальной собственности и возможность формирования местного бюджета. Если возникают дополнительные расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, то они компенсируются государством.
    6. Судебная защита местного самоуправления. Она предусматривает возможность обращения в суд о нарушении права, в том числе и права на осуществление местного самоуправления.

 

Система местного самоуправления.

 

Статья 130 Конституции  провозглашает, что местное самоуправление осуществляется в различных организационно-правовых формах, которые образуют систему местного самоуправления. Посредством данных форм население муниципального образования обеспечивает решение вопросов местного значения. Таким образом, система местного самоуправления – это совокупность ряда взаимосвязанных между собой элементов, обеспечивающих существование и деятельность местного самоуправления как самостоятельного института общества.

Наиболее общую субъектную основу местного самоуправления составляют низовые территориальные сообщества жителей, объединяющие индивидов, группы, коллективы, организации. Внешним выражением территориальных сообществ жителей выступают муниципальные образования как политико-территориальные единицы. Получается, что муниципальное образование – оболочка территориального сообщества жителей.

Воля местных сообществ, населения  в рамках муниципальных образований  формируется посредством нескольких способов. Во-первых, через органы и  должностных лиц местного самоуправления. Во-вторых, через жителей, обладающих статусом избирателей, участников местных референдумов, сходов, собраний, конференций. Жители осуществляют функции местного самоуправления в муниципальных образованиях по месту своего постоянного или преимущественного проживания. В-третьих, с помощью органов территориального общественного самоуправления (домовые, уличные, квартальные комитеты, советы микрорайонов, народные дружины, т.п.). Каналом выявления, выражения воли местных сообществ, населения служат общественные, религиозные объединения, иные виды местных негосударственных некоммерческих объединений. Еще один такой канал - муниципальные предприятия, учреждения, организации, коммерческие негосударственные и немуниципальные объединения. Способами самоуправления являются также обращения, заявления, жалобы, народные правотворческие инициативы, забастовки, митинги, демонстрации, шествия, пикеты, опросы населения, общественные работы, многие другие виды коллективного и индивидуального волеизъявления.

 

Формы непосредственного  осуществления населением местного самоуправления.

 

В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится о следующих формах непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

1. Местный референдум. Он может  проводиться на всей территории  муниципального образования. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами  Российской Федерации, имеющими  право на участие в местном  референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

В местном референдуме имеют  право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых  расположено в границах муниципального образования. Участие граждан в местном референдуме проводится на основе всеобщего равного прямого волеизъявления при тайном голосовании. Итоги голосования подлежат обязательному опубликованию. Принятое на местном референдуме решение обязательно к исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении органами государственной власти и органами местного самоуправления. В свою очередь, органы местного самоуправления обязаны обеспечить исполнение принятого решения.

Устав города Екатеринбурга  говорит о том, что решение о назначении местного референдума принимается городской Думой по инициативе субъектов, установленных федеральным законом, что касается остальных положений, касающихся проведения местного референдума, то в уставе содержатся ссылки на федеральное законодательство.

2. Муниципальные выборы. Они проводятся в целях избрания  депутатов, членов выборного органа  местного самоуправления, выборных  должностных лиц. Выборы проводятся  на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования судом. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Устав города Екатеринбурга  предусматривает проведение муниципальных выборов в целях избрания главы города Екатеринбурга и депутатов Городской Думы.  Решение о назначении муниципальных выборов принимается городской Думой не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней со дня голосования. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

3. Сход граждан. В  поселении с численностью жителей,  обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения  вопросов местного значения проводится сход граждан. Он правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. На сходе председательствует глава муниципального образования или лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода является принятым, если за него проголосовало  более половины участников. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления должны обеспечить исполнение принятых решений. Эти решения подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).

4. Территориальное общественное самоуправление. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

К исключительным полномочиям  собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры  органов территориального общественного  самоуправления;

2) принятие устава  территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов  территориального общественного  самоуправления;

4) определение основных  направлений деятельности территориального  общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение  отчетов о деятельности органов  территориального общественного  самоуправления.

Также в ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления закреплены голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, правотворческая инициатива граждан.

Информация о работе Местное самоуправление в РФ