Органы местного самоуправления:
понятие, виды, общая характеристика…………………………………………………………………….3
Компетенция органов местного самоуправления………………….
Библиографический список……………………………………………………
Органы местного
самоуправления: понятие, виды, общая характеристика.
Под органами местного самоуправления, как
правило, понимают выборные и другие органы,
наделенные полномочиями на решение вопросов
местного значения и не входящие в систему
органов государственной власти. Это органы
местных саморегулируемых территориальных
сообществ, муниципальных образований,
которыми они формируются и перед которыми
несут ответственность за надлежащее
исполнение своих полномочий. Органы местного
самоуправления обладают следующими особенностями:
не входят в систему органов
государственной власти (в соответствии
со ст. 12 Конституции);
в случае наделения их отдельными
государственными полномочиями они могут
участвовать в осуществлении государственных
функций, и их деятельность в данном случае
будет находиться под контролем государства
(в соответствии со ст. 132 Конституции).
Статья 34 Федерального закона
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (далее в этой
главе – Закон о местном самоуправлении
2003 г.) четко определяет структуру органов
местного самоуправления, включая в нее
следующие элементы: 1) представительный
орган муниципального образования; 2) глава
муниципального образования; 3) местная
администрация; 4) контрольный орган муниципального
образования; 5) иные органы местного самоуправления,
предусмотренные уставом. Причем наличие
первых трех элементов в системе органов
местного самоуправления является обязательным.
В системе муниципальных органов
власти особое место занимает представительный
органместного самоуправления как выборный
орган, обладающий правом представлять
интересы населения и принимать от его
имени решения, действующие на территории
муниципального образования. Наименования
представительного органа местного самоуправления
различны. В зависимости от исторических,
национальных и иных традиций представительный
орган может называться: дума, совет, муниципальный
совет, сход, собрание, собрание представителей,
рада, курултай, джирге, круге и т. п.
Представительный орган осуществляет
вопросы исключительного ведения - это
вопросы, не требующие проведения референдумов,
опросов общественного мнения, публичных
обсуждений, которые вправе решать только
представительный орган местного самоуправления
и никакие иные органы. Согласно Закону
о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 35), в
исключительном ведении представительного
органа местного самоуправления находятся
следующие вопросы: 1) принятие устава
муниципального образования и внесение
в него изменений и дополнений; 2) утверждение
местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных
налогов и сборов в соответствии с законодательством
РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов
и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения
имуществом, находящимся в муниципальной
собственности; 6) определение порядка
принятия решений о создании, реорганизации
и ликвидации муниципальных предприятий
и учреждений, а также об установлении
тарифов на услуги муниципальных предприятий
и учреждений; 7) определение порядка участия
муниципального образования в организациях
межмуниципального сотрудничества; 8)
определение порядка материально-технического
и организационного обеспечения деятельности
органов местного самоуправления; 9) контроль
за исполнением органами местного самоуправления
и должностными лицами местного самоуправления
полномочий по решению вопросов местного
значения.
Перечисленные полномочия представительных
органов – это минимальный, но не исчерпывающий
перечень их прав и обязанностей. Полномочия
представительных органов местного самоуправления
определяются уставами муниципальных
образований, где в соответствии с законодательством
субъектов РФ они могут быть расширены
(но не сужены). В случае, когда перечень
полномочий достаточно широк, роль представительных
органов с общей системе органов местного
самоуправления значительно возрастает.
Структура представительного
органа местного самоуправления – внутреннее
строение органа, которое по законодательству
определяется населением муниципального
образования самостоятельно. К структурным
элементам представительного органа местного
самоуправления, как правило, относятся:
1) руководящее звено (председатель); 2)
функционально-отраслевые подразделения
(постоянные и временные комиссии); 3) территориальные
структуры (депутатские группы); 4) политические
фракции; 5) рабочий аппарат.
Председатель организует работу
представительного органа муниципального
образования: созывает и ведет заседания
представительного органа; контролирует
и обеспечивает выполнение регламента
представительного органа; подписывает
решения, протоколы заседаний, другие
документы представительного органа;
организует выполнение решений представительного
органа; координирует деятельность постоянных
и иных комиссий; решает иные вопросы,
которые ему могут быть поручены представительного
органа или возложены действующим законодательством.
Постоянные комиссии как функционально-отраслевое
структурное подразделение представительного
органа местного самоуправления занимают
особое место в структуре органа. К задачам
постоянных комиссий представительного
органа местного самоуправления относятся
следующие вопросы: а) разработка предложений
для рассмотрения на заседаниях; б) подготовка
заключений и проектов решений по вопросам
ведения представительного органа; в)
содействие органам местного самоуправления
и депутатам в их работе по осуществлению
решений представительного органа; г)
контроль в пределах полномочий представительного
органа за деятельностью городской администрации,
ее структурных территориальных подразделений,
а также за работой предприятий, учреждений
и организаций по выполнению решений представительного
органа.
Исполнительные органы местного
самоуправления – органы, осуществляющие
организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные
функции, направленные на исполнение федеральных
законов, законов субъекта РФ и местных
нормативных актов, а также наделенные
уставом муниципального образования собственной
компетенцией. Исполнительным органом
местного самоуправления является местная
администрация (мэрия).
Местная администрация (от лат.
administratio – управление, руководство) –
исполнительный орган в системе местного
самоуправления, возглавляемый главой
муниципального образования (главой администрации),
осуществляющий следующие организационно-
распорядительные функции: 1) исполнение
федеральных законов, законов субъекта
РФ и местных нормативных актов; 2) разработка
проекта бюджета муниципального образования
и его исполнение; 3) управление муниципальной
собственностью; 4) разработка программ
социально-экономического развития муниципального
образования и их исполнение и т. п.
К структурным элементам местной
администрации, как правило, относятся:
1) руководящее звено (глава местной администрации
и его заместители); 2) аппарат администрации;
3) департаменты, управления, комитеты;
4) территориальные (районные) структурные
единицы местной администрации.
Глава местной администрации руководит
деятельностью исполнительных органов
муниципального образования на основе
единоначалия. Все исполнительные органы
местного самоуправления подотчетны ему
и ответственны перед ним. Глава местной
администрации несет персональную ответственность
за надлежащее функционирование исполнительных
органов городского самоуправления. В
соответствии с уставом муниципального
образования глава местной администрации
выполняет следующие функции: а) организует
формирование и исполнение бюджета муниципального
образования; б) руководит непосредственно
и через подчиненные органы предприятиями,
учреждениями и организациями, находящимися
в муниципальной собственности;
в) обеспечивает соблюдение
законности, прав и свобод граждан;
г) отменяет правовые акты подчиненных
органов управления администрации; д)
организует разработку проектов планов,
программ, правовых актов и вносит их на
рассмотрение представительного органа
муниципального образования; е) заключает
договоры, соглашения; ж) применяет меры
поощрения, привлекает к дисциплинарной
ответственности назначаемых им муниципальных
служащих.
Согласно Закону о местном самоуправлении
2003 г. (ст. 37) главой местной администрации
может быть: 1) глава муниципального образования;
2) лицо, назначаемое по контракту, заключаемому
по результатам конкурса на замещение
указанной должности.
При проведении конкурса представительный
орган муниципального образования решает
следующие вопросы: а) определяет порядок
проведения конкурса (принимая положение
о конкурсе на замещение должности главы
местной администрации); б) устанавливает
состав конкурсной комиссии (в том числе
и общее число членов комиссии); в) назначает
членов конкурсной комиссии в муниципальных
районах и городских округах назначает
только /3, а /3 назначается законодательным
органом государственной власти субъекта
РФ по представлению высшего должностного
лица субъекта РФ); г) выбирает лицо на
должность главы местной администрации
из числа кандидатов, представленных конкурсной
комиссией по результатам конкурса; д)
утверждает условия контракта главы администрации
(принимая примерный контракт, заключаемый
с главой местной администрации); е) утверждает
структуру местной администрации по преставлению
главы местной администрации; ж) вправе
выступать инициатором расторжения контракта
с главой местной администрации.
Высшим должностным лицом в
системе органов местного самоуправления
является глава муниципального образования. Согласно
Закону о местном самоуправлении 2003 г.
(ст. 36), глава муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах
либо представительным органом муниципального
образования из своего состава; 2) в случае
избрания на муниципальных выборах он
либо входит в состав представительного
органа муниципального образования с
правом решающего голоса и является его
председателем, либо возглавляет местную
администрацию; 3) в случае избрания представительным
органом муниципального образования,
является председателем представительного
органа муниципального образования; 4)
не может быть одновременно председателем
представительного органа муниципального
образования и главой местной администрации;
5) в случае формирования представительного
органа муниципального района из числа
представителей выборных органов поселений
является председателем представительного
органа муниципального района.
Таким образом, реализуется
принцип разделения властей на местномуровне.
Согласно Закону о местном самоуправлении
2003 г. (ст. 36), в сельских поселениях (как
правило, малочисленных) допускается совмещение
полномочий председателя представительного
органа местного самоуправления и главы
местной администрации.
В соответствии с Законом о
местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава
муниципального образования обладает
следующими полномочиями:
представляет муниципальное
образование в отношениях с органами местного
самоуправления других муниципальных
образований, органами государственной
власти, гражданами и организациями, без
доверенности действует от имени муниципального
образования (представительские полномочия
подразумевают, что с перечисленными субъектами глава муниципального
образования вправе подписывать соглашения,
высказывать позицию от имени всего муниципального
образования, за исключением специально
оговоренных в законодательстве или уставе
муниципального образования случаях);
подписывает и обнародует в
порядке, установленном уставом муниципального
образования, нормативные правовые акты,
принятые представительным органом муниципального
образования;
издает в пределах своих полномочий
правовые акты;
вправе требовать созыва внеочередного
заседания представительного органа муниципального
образования.
Приведенные полномочия принадлежат
главе муниципального образования независимо
от способа его избрания и от того, какой
орган он возглавляет. Уставы муниципальных
образований расширяют данный перечень
полномочий главы муниципального образования
с учетом того, какой орган он возглавляет
– представительный или исполнительный.
Глава муниципального образования подконтролен
и подотчетен населению муниципального
образования и представительному органу
местного самоуправления.
Органы местного самоуправления
взаимосвязаны между собой и представляют
единую систему, в которой, по Закону о
местном самоуправлении 2003 г., реализован
принцип разделения властей.
2. Компетенция
органов местного самоуправления.
Проблема определения компетенции
органов местного самоуправления является
одной из ключевых для формирования правовой
основы местного самоуправления и организации
деятельности местной власти. Более того,
эффективность всей публичной системы
власти находится в зависимости от рационального
распределения компетенции между ее уровнями.