Сфере компетенции местного
самоуправления посвящена ст. 4 Европейской
Хартии местного самоуправления, согласно
которой основные полномочия органов
местного самоуправления устанавливаются
Конституцией или законом. Пункт 2 ст. 4
Хартии предусматривает полную свободу
действий органов местного самоуправления
в пределах, установленных законом, для
реализации собственной инициативы по
любому вопросу, который не исключен из
сферы их компетенции и не находится в
ведении какого-либо другого органа.
Закрепляя основы компетенции
местного самоуправления, Конституция
в ст. 130 вводит понятие вопросов местного
значения и в ст. 132 предоставляет органам
местного самоуправления наиболее важные
полномочия по их решению: управление
муниципальной собственностью; формирование,
утверждение и исполнение местного бюджета;
установление местных налогов и сборов;
осуществление охраны общественного порядка.
Кроме того, та же статья устанавливает,
что органы местного самоуправления решают
иные вопросы местного значения, а также
предусматривает возможность наделения
органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями.
На основании данных положений
можно сделать вывод о выделении для местного
самоуправления двух видов компетенции
– собственной и делегированной. Собственная
компетенция устанавливается законами
(Конституцией, федеральными законами
и законами субъектов РФ), а также подзаконными
нормативными актами федерального, регионального
и местного уровня. Делегированная компетенция является
государственной компетенцией (компетенцией
Российской Федерации или субъекта РФ),
переданной местному самоуправлению (муниципальному
образованию) федеральным законом или
законом субъекта РФ соответственно.
Важнейшие задачи местного
самоуправления определены и в других
статьях Конституции. Так, согласно ст.
40, «органы местного самоуправления поощряют
жилищное строительство, создают условия
для осуществления права на жилище», «малоимущим,
иным указанным в законе гражданам, нуждающимся
в жилище, оно предоставляется бесплатно
или за доступную плату из муниципальных
жилищных фондов в соответствии с установленными
законом нормами». Статья 41 предусматривает,
что «медицинская помощь в... муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается
жителям бесплатно». В ст. 43 гарантируется
«общедоступность и бесплатность основного
общего и среднего профессионального
образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях».
В развитие Конституции Закон
о местном самоуправлении 2003 г. в главе
3 устанавливает вопросы местного значения
поселения, муниципального района и городского
округа, а также полномочия органов местного
самоуправления по их решению; глава 4
предусматривает наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями.
Такой подход законодателя
к формированию компетенции местного
самоуправления позволяет установить
минимально необходимый перечень функций
и полномочий, свойственный его природе
и гарантированный Федеральным законом,
уточнить его применительно к особенностям
субъекта РФ и муниципального образования,
а также передать на уровень местного
самоуправления отдельные полномочия,
свойственные государственным органам,
но наиболее эффективно исполняемые на
местном уровне, с сохранением государственного
контроля за исполнением этих полномочий.
Под вопросами местного значения в
названном Законе понимаются вопросы
непосредственного обеспечения жизнедеятельности
населения муниципального образования,
решение которых в соответствии с Конституцией
и федеральным законом осуществляется
населением и (или) органами местного самоуправления
самостоятельно.
Указанный закон детально разграничивает
вопросы местного значения по каждому
уровню территориальной организации местного
самоуправления (поселение, муниципальный
район, городской округ) в соответствии
с объективными возможностями муниципального
образования и требованиями государственной
политики в различных сферах. Он также
предусматривает, что муниципальные образования
вправе решать иные вопросы, не исключенные
из их компетенции и не отнесенные к компетенции
других муниципальных образований и органов
государственной власти, только при наличии
собственных материальных ресурсов и
финансовых средств.
Вопросы местного значения
можно сгруппировать по направлениям
деятельности:
управление муниципальной собственностью
и местными финансами (формирование, утверждение,
исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения);
организация, содержание и развитие
муниципальных служб: предприятий и учреждений,
связанных с обеспечением жизнедеятельности
населения в различных сферах местной
жизни, создание условий для удовлетворения
потребностей населения в различного
рода услугах (организация предоставления
коммунальных услуг; транспортное обслуживание
и дорожное строительство; обеспечение
жильем; создание условий предоставления услуг
связи, общественного питания, торговли,
бытового обслуживания, культуры; создание условий для организации досуга, массового отдыха, занятия физической культурой и спортом; организация благоустройства и озеленения, вывоза мусора и др.).
Выделяют следующие критерии определения
принадлежности властных полномочий к
вопросам местного значения:
вопросы, входящие в компетенцию
органов местного самоуправления, должны
касаться, прежде всего, интересов населения
соответствующей территории;
решаемые органами местного
самоуправления вопросы должны составлять
необходимый компонент повседневной жизни
населения (жилье, городской транспорт,
коммунальное обслуживание и т. п.);
решение данных вопросов может
быть осуществлено исключительно по месту
жительства граждан, где для этого созданы
необходимые условия и механизмы;
реализация стоящих перед органами
местного самоуправления задач требует
подключения общественного компонента
в виде органов территориального общественного
самоуправления и других общественных
формирований населения;
способность населения проконтролировать
исполнение и объективно оценить результаты
решения этих вопросов.
Вопросы местного значения
являются одной из составляющих компетенции
органов местного самоуправления и дают
представление о сферах и направлениях
их деятельности. Для решения вопросов
местного значения органы местного самоуправления
наделяются соответствующими полномочиями.
Наиболее значимыми законодательно
закрепленными полномочиями органов местного
самоуправления являются:
принятие устава муниципального
образования и внесение в него изменений
и дополнений, издание муниципальных правовых
актов;
установление официальных символов
муниципального образования;
создание муниципальных предприятий
и учреждений, финансирование муниципальных
учреждений, формирование и размещение
муниципального заказа;
установление тарифов на услуги,
предоставляемые муниципальными предприятиями
и учреждениями;
регулирование тарифов на товары
и услуги организаций коммунального комплекса
(за исключением тарифов на товары и услуги
организаций коммунального комплекса
– производителей товаров и услуг в сфере
электро– и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
организационное и материально-техническое
обеспечение подготовки и проведения
муниципальных выборов, местного референдума,
голосования по отзыву депутата, члена
выборного органа местного самоуправления,
выборного должностного лица местного
самоуправления, голосования по вопросам
изменения границ муниципального образования,
преобразования муниципального образования;
принятие и организация выполнения
планов и программ комплексного социально-экономического
развития муниципального образования,
а также организация сбора статистических
показателей, характеризующих состояние
экономики и социальной сферы муниципального
образования, и предоставление указанных
данных органам государственной власти
в порядке, установленном Правительством
РФ;
учреждение печатного средства
массовой информации для опубликования
муниципальных правовых актов, обсуждения
проектов муниципальных правовых актов
по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального
образования официальной информации о
социально-экономическом и культурном
развитии муниципального образования,
о развитии его общественной инфраструктуры
и иной официальной информации;
осуществление международных
и внешнеэкономических связей в соответствии
с федеральными законами.
Объем полномочий органов местного
самоуправления в тех сферах, где они действуют
совместно с органами государственной
власти, устанавливается и в отраслевых
федеральных законах.
В настоящее время наблюдается
несколько тенденций в регулировании
федеральными законами полномочий органов
местного самоуправления:
1. Некоторые законы гораздо
шире определяют компетенцию органов
местного самоуправления по предмету
регулирования данного закона, чем это
сделано в Законе о местном самоуправлении
2003 г. Это характерно для Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан, Федеральных законов от 23 февраля
1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и
курортах», от 10 января 1996 г № 4-ФЗ «О мелиорации
земель», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической
экспертизе», Законов РФ от 19 апреля 1991 г
№ 1032-1 «О занятости населения в Российской
Федерации», от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О
защите прав потребителей», от 10 июля 1992 г.
№ 3266 -1 «Об образовании» и др.
2. В законах, принятых после
вступления в силу Конституции, чаще всего
закрепляется норма о том, что местное
самоуправление в пределах своей компетенции
самостоятельно решает соответствующие
вопросы. Однако эти пределы не определены,
поскольку Закон о местном самоуправлении
2003 г. не упоминает о данной сфере деятельности.
Это касается Федеральных законов от 10
декабря 1995 г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного
движения», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О
благотворительной деятельности и благотворительных
организациях».
3. Немалая часть предметов ведения
местного самоуправления, предусмотренных
в Законе о местном самоуправлении 2003 г.,
получила необходимую конкретизацию в
соответствующих отраслевых федеральных
законах только в 2004 г. («О связи», «О почтовой
связи», «Об архитектурной деятельности
в Российской Федерации», «Об аварийно-спасательных
службах и статусе спасателей»).
В настоящее время большинство
отраслевых федеральных законов приведено
в соответствие с перечнем вопросов местного
значения Федеральными законами от 22 августа
2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов „О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон „Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации“
и „Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации““
и от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ „О внесении
изменений в законодательные акты Российской
Федерации в связи с расширением полномочий
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, а также с расширением
перечня вопросов местного значения муниципальных
образований“.
Федеральное законодательство
не регламентирует весь объем полномочий,
осуществляемых органами местного самоуправления,
предоставляя это право законодательству
субъектов РФ и нормативно-правовым актам
муниципальных образований. Полномочия
органов местного самоуправления должны
закрепляться в уставе муниципального
образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Конституция Российской
Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) – М.:АСТ Арстель, 2006
Федеральный Закон
от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)
Постатейный комментарий
к Федеральному закону «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации»/ Под общ.ред.проф.В.И.Шкатуллы. М., 2005
Дмитриев Ю.А. Муниципальное право
Российской Федерации / Под ред. Дмитриева
Ю.А. М., 2007.
Лапшина И.Е. «Полномочия
органов местного самоуправления в Великобритании
и их взаимоотношения с центральной властью/
«Государственная власть и местное самоуправление»,
2006г., № 10.
Фадеев В. А. Муниципальное
право России. — М.: Юрист, 2006.