Органы местного самоуправления: структура, функции и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

ли исследования состоят, во-первых, в попытке возможно более полного системного анализа правовых аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей составной части системы демократии в нашей стране. Во-вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, функций местного самоуправления, выявлении глубинных связей, реально складывающихся между содержанием и функциональными проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия. В-третьих, в выявлении особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства в сфере местного самоуправления в условиях становления демократии в Российской Федерации, определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. В-четвертых, в выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..3
Органы местного самоуправления в Российской Федерации…..…7
История возникновения органов местного самоуправления в современной России………………………………………..…7
Цели и задачи деятельности органов местного самоуправления………………………………………………..9
Правовое обеспечение деятельности………………………..10
Ответственность органов местного самоуправления……....14
Зарубежные модели организации местного самоуправления…....16
Основные модели местного самоуправления……………....16
Компетенция органов местного самоуправления…………..22
Правовое обеспечение деятельности……………………….........…24
Экономические аспекты деятельности………………….......25
Пути совершенствования системы органов местного самоуправления РФ с учетом мировой муниципальной практики..27
Преимущества и недостатки зарубежных моделей организации местного самоуправления…………………..…27
Проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………….36
Заключение …………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………….….40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Органы местного самоуп.docx

— 72.50 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

(филиал в городе Нижняя Тура)

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине :  «Система государственного и муниципального управления»

Тема: «Органы местного самоуправления: структура, функции и задачи»

 

 

Выполнил студент

Группа ЗС(НТ) 080504 – 34(К)                                                 Р.Х. Муфазалов

 

Руководитель

Кандидат экономических наук, профессор                          Х.З. Бадаш

 

 

 

 

г. Нижняя Тура 2011

Содержание

    Введение ……………………………………………………………………..3

    1. Органы местного самоуправления в Российской Федерации…..…7
      1. История возникновения органов местного самоуправления в современной России………………………………………..…7
      2. Цели и задачи деятельности органов местного самоуправления………………………………………………..9
      3. Правовое обеспечение деятельности………………………..10
      4. Ответственность органов местного самоуправления……....14
    2. Зарубежные модели организации местного самоуправления…....16
      1. Основные модели местного самоуправления……………....16
      2. Компетенция органов местного самоуправления…………..22
    3. Правовое обеспечение деятельности……………………….........…24
      1. Экономические аспекты деятельности………………….......25
    4. Пути совершенствования системы органов местного самоуправления РФ с учетом мировой муниципальной практики..27
      1. Преимущества и недостатки зарубежных моделей организации местного самоуправления…………………..…27
      2. Проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………….36

   Заключение …………………………………………………………………..36

   Список литературы……………………………………………………….….40

 

 

 

Введение          

 В данной курсовой работе  рассмотрена тема «Органы местного  самоуправления». Актуальность  темы  исследования  определяется   огромной   ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.   

 Одним из важнейших направлений  развития современной российской  государственности остается оптимизация  организации деятельности органов  местного самоуправления. Можно  без преувеличения сказать, что  повышение эффективности деятельности  таких органов является важным  условием обеспечения стабильности  в обществе в целом. Широкое  вовлечение граждан в решение  проблем местной жизни, результативное  удовлетворение повседневных потребностей  населения, строгое соблюдение  законодательных положений при  соблюдении и поддержании баланса  государственных и местных интересов,  т.е. общих интересов жителей  каждого муниципального образования,  способны заложить прочный фундамент  для гражданского согласия.             

 Актуальность исследования и разрешения проблем становления местного самоуправления в России обусловлена также факторами, связанными с федеративной природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления, и в ряде случаев,  не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Формирование системы местного самоуправления в России и его  правовых основ происходит с большими трудностями как объективного, так  и субъективного характера. И  среди них следует назвать  несогласованность, несистематизированность, неполноту и непоследовательность законодательства о местном самоуправлении. Важно учитывать, что под влиянием динамизма общественных отношений  изменяется и сам нормотворческий  процесс, который должен все более  оперативно реагировать на перемены в общественной жизни. Это означает, что правовая модель развития местного самоуправления в субъектах Российской Федерации должна быть основана на концептуальной программе, без чего нормотворчество теряет содержательный смысл и системность. Нередко не решив самых необходимых проблем развития территории, не выявив ее особенности и ресурсный потенциал, органы власти субъектов РФ решают юридические проблемы определения статуса муниципальных образований, многовариантности структурных форм местного самоуправления, распределения полномочий между различными уровнями органов власти, координации функций с помощью нормативных правовых актов, которые не выдерживают проверки временем и во многом лишены практической пользы, из-за чего неоднократно дополняются, изменяются, а подчас и отменяются. Эти и другие обстоятельства во многом определили выбор темы курсовой работы и круг анализируемых проблем.

Предметом исследования являются органы местного самоуправления в системе  управления Российской Федерации.

Объектом исследования выступают  структура, ответственность, компетенция  органов местного самоуправления, уяснения их места и роли в системе народовластия. Исследованию подверглись проблемы совершенствования функциональных и компетенционных аспектов деятельности муниципальных органов, а также  предпосылки и условия эффективности  местного самоуправления, форм и видов  ответственности в механизме  местного самоуправления и системы  государственных гарантий его осуществления.

Цели исследования состоят, во-первых, в попытке возможно более полного  системного анализа правовых аспектов сущности местного самоуправления как  одной из основ конституционного строя Российской Федерации, важнейшей  составной части системы демократии в нашей стране. Во-вторых, в исследовании понятия, существенных признаков, функций  местного самоуправления, выявлении  глубинных связей, реально складывающихся между содержанием и функциональными  проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия. В-третьих, в выявлении особенностей реализации концептуальных положений и действующего законодательства в сфере местного самоуправления в условиях становления  демократии в Российской Федерации, определении основных направлений  дальнейшего совершенствования  муниципально-правовых отношений. В-четвертых, в выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.

Эти цели предопределили конкретные задачи исследования:

-    проанализировать особенности и проблемы реализации федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении в современных условиях;

-   исследовать роль и значение местного самоуправления в системе управления РФ;

-    исследовать принципы организации местного самоуправления, их отражение в действующем законодательстве, влияние на формирование основ местного самоуправления;

-   раскрыть многофункциональный характер местного самоуправления как территориальной организации публичной власти;

-    исследовать с учетом новых подходов и знаний понятие и особенности реализации компетенции органов местного самоуправления;

-  выявить роль и место отдельных государственных полномочий в объеме компетенции органов местного самоуправления;

-    исследовать правовые основы влияния институтов прямой демократии на процесс реализации компетенции органов местного самоуправления;

- выявить предпосылки и условия  эффективности осуществления местного  самоуправления.      

 

 

 

 

 

 

  1. Органы местного самоуправления в Российской Федерации

 

    1. История возникновения органов местного самоуправления в современной России

Со вступлением  в  силу Конституции Российской Федерации 1993 года в нашей стране “...признается и гарантируется местное самоуправление.” 11

“Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации” (п.1 ст.11 Конституции РФ). “Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти” (п.2 ст.11 Конституции РФ).

“...Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.” (п.1 ст.11 Конституции РФ).

Согласно п.1 ст. 2 Федерального Закона “ Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года “ Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций”2

Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется на местах в административно-территориальных  единицах, которые делятся на городские и периферийные. К городским единицам административно-территориального деления относятся:

  • район (как внутригородская единица);
  • города в подчинении республик;
  • города краевого подчинения;
  • города областного подчинения;
  • города в подчинении автономной области;
  • города в подчинении автономного округа;
  • города районного подчинения;
  • города городского подчинения;
  • поселки городского типа.

К периферийным единицам административно-территориального деления относятся:

  • район;
  • волость;
  • сельсовет;
  • поселок сельского типа;
  • село;
  • деревня;
  • хутор.

Местное самоуправление осуществляется и на других территориях, не являющихся политико-территориальными единицами  Российской Федерации, с учетом исторических и иных местных традиций.

 

 

1.2. Цели и задачи деятельности органов местного самоуправления.

Рассматривая вопрос о компетенции  органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей цели существования  местного самоуправления. «Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и в конце концов власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления».3

Исходя из цели существования местного самоуправления можно сформулировать задачи этого социального института:

Информация о работе Органы местного самоуправления: структура, функции и задачи