Органы местного самоуправления как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

Общие правовые основы местного самоуправления, а, следовательно, и его отдельных звеньев, определяются Конституцией Российской Федерации. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003года №131-ФЗ, другими федеральными законами, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….………3
Теория местного самоуправления …………………………….…….4
Понятие местного самоуправления ………………………….….…….4
Становление местного самоуправления ………………………..……..4
Развитие местного самоуправления в России ………………..….…..10
Основы местного самоуправления …………………………..…….10
2.1. Правовые основы …………………………………………..…...……..10
2.2. Компетенционные основы …………………………………..…..……11
2.3. Территориальные основы …………………………………………….12
2.4. Организационные основы …………………………………………….13
2.5. Экономические основы ……………………………………….………14
2.6. Межмуниципальное сотрудничество ………………………....……..15
3. Формы осуществления ………………………………………………..15
4. Административно – правовой статус органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления как субъект административного права ………………………………………………………16
4.1 Общие понятия ………………………………………………….……..16
4.2. Правовой статус органов местного самоуправления ………..……..18
Заключение …………………………………………………………..……20
Список используемой литературы ………………………………...…..22

Файлы: 1 файл

Органы МСУ.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение …………………………………………………………….………3

  1. Теория местного самоуправления …………………………….…….4
    1. Понятие местного самоуправления ………………………….….…….4
    2. Становление местного самоуправления ………………………..……..4
    3. Развитие местного самоуправления в России ………………..….…..10
  2. Основы местного самоуправления …………………………..…….10

2.1. Правовые основы …………………………………………..…...……..10

2.2. Компетенционные основы …………………………………..…..……11

2.3. Территориальные основы …………………………………………….12

2.4. Организационные основы …………………………………………….13

2.5. Экономические основы ……………………………………….………14

2.6. Межмуниципальное сотрудничество ………………………....……..15

3. Формы осуществления ………………………………………………..15

4. Административно – правовой статус органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления как субъект административного права ………………………………………………………16

4.1 Общие понятия ………………………………………………….……..16

4.2. Правовой статус органов местного  самоуправления ………..……..18

Заключение …………………………………………………………..……20

Список используемой литературы ………………………………...…..22

   

Введение

Органами местного самоуправления являются выборные и иные органы местного самоуправления, образуемые в городских, сельских поселениях и на других территориях. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Определение статуса представительных органов местного самоуправления относится к сфере Конституционного права. Административным правом устанавливается статус органов местного самоуправления, осуществляющих функции управленческого характера.

Общие правовые основы местного самоуправления, а, следовательно, и его отдельных звеньев, определяются Конституцией Российской Федерации. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003года №131-ФЗ,  другими федеральными законами, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время компетенция  органов местного самоуправления в  конкретных сферах и отраслях деятельности регламентируется также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003года №131-ФЗ. Важнейшими актами, разрешающими непосредственно принципиальные вопросы организации местного самоуправления, являются уставы соответствующих муниципальных образований. Основное содержание устава муниципального образования определяется также вышеназванным Федеральным законом и иными актами, не противоречащими данному закону, Конституции РФ и Кодексам РФ, в соответствии с которым в уставе, в частности указываются структура и порядок формирования органов местного самоуправления, наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления, а также должностных лиц местного самоуправления.

  1. Теория местного самоуправления

1.1 Понятие местного  самоуправления

Местное самоуправление – система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории1.

В современном мире большое  распространение получили те системы  местного самоуправления, классификация  которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель2.

    1. Становление местного самоуправления

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом  принадлежащей ему власти. Местное  самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную  самостоятельность, автономность местных  органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.

 Теоретические основы  учения о местном самоуправлении  разработаны в первой половине XIX века французским государственным  деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления3.

Мировая практика дает огромное разнообразие организационных и экономических решений в области местного самоуправления.

Это разнообразие принципиально важно. Если ряд органов местного самоуправления примет неверные решения, в условиях демократии и свободного обмена опытом  общая «цена ошибки» все равно меньше, а устойчивость системы выше, чем если государство, пытаясь централизованно решать вопросы местного значения, допускает одну маленькую ошибку. И политики, и ученые согласны в том, что «коммунальная глупость – не аргумент, чтобы государство брало на себя все сферы деятельности»4.

Основные модели местного самоуправления

Англосаксонская и  континентальная модели

Принято считать, что в Европе были сформированы две основные модели местного самоуправления, которые в том  или ином сочетании распространились по всему миру – англосаксонская  и  континентальная.

Англосаксонская модель распространена преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др. Ее черты:

  • высокая степень автономии  местного самоуправления, выборность, контроль прежде всего со стороны населения; отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;
  • отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).

Основной принцип здесь “действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий” (в Великобритании полномочия предоставляются парламентом страны, т.е. из «центра»,  в США – штатами, т.е. на региональном уровне). Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Государственное регулирование может осуществляться в косвенной форме, например, за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления могут вводить на своей территории с изменениями. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется  в форме судебного контроля.  Средство влияния – государственные дотации.

Континентальная модель распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.

Ее черты:

  • сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня),  выборности и назначаемости; определенная иерархия системы управления, в которой местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным;
  • ограниченная автономия местного самоуправления; наличие  на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.

Ярким примером является Франция, где  предусмотрено местное самоуправление на уровне коммун, более крупные  кантоны и округа являются местными уровнями государственной власти, элементы самоуправления вновь появляются на уровне  департамента, чтобы полностью смениться государственной  властью на уровне региона.  Основным звеном местного самоуправления являются коммуны,  каждая коммуна имеет свой представительный орган - совет и мэра, избираемого из числа депутатов совета. Мэр и депутаты муниципального совета, работающие на постоянной основе, образуют муниципалитет.  В то же время мэр является государственным служащим. Деятельность мэра осуществляется под контролем муниципального совета и под административным контролем комиссара республики. Последний также наблюдает за законностью принимаемых коммуной решений и в случае необходимости обращается в суд за их отменой (т.е. в отношении муниципального совета принцип административного контроля уже не действует).

В Германии, Австрии, Японии, в некоторых  постсоциалистических и развивающихся  странах действуют смешанные  модели, вобравшие в себя разные черты англосаксонской и континентальной.  

«Сравнивая англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления, следует иметь в виду, что в демократически развитых странах различия между этими двумя моделями не носят принципиального характера. Их современная форма, во многом являющаяся результатом проведенных реформ местного самоуправления, позволяет говорить об определенном сближении некогда весьма отличных муниципальных систем»5.

Сущностные черты для всех муниципальных систем, развивающихся в условиях демократии, –  сохранение и развитие разнообразия форм местного самоуправления. Это справедливо и  для тех стран, которые уделяют особое внимание соблюдению единых стандартов уровня жизни для жителей разных территорий. Например, в Германии, где коммунальное право – исключительная компетенция земель, существует множество различий между земельными Коммунальными конституциями. В стране действуют четыре модели организации местного самоуправления:

  • «сильный мэр», занимающийся и местными вопросами, и исполнением государственных полномочий (французская);
  • «сильный магистрат», избираемый Собранием депутатов и коллегиально осуществляющий исполнительную власть (северогерманская);
  • «сильный директор» - глава исполнительной власти, избираемый коммунальным советом при том, что бургомистр несет в основном представительские функции (англосаксонская);
  • «сильный совет», являющийся высшим органом власти общины, бургомистр является председателем совета и одновременно главой исполнительной власти (южногерманская).  

Попытки унифицировать структуру  органов местного самоуправления в Германии предпринимались неоднократно, но были признаны нецелесообразными6.

    1. Развитие местного самоуправления в России

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы - губернские и уездные земские управы. которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. В 1917 году были приняты новые положения, согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы. После принятия Конституции 1918 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов которые не являлись постоянными органами. По Конституции России 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией России 1978 года в советы народных депутатов. Советы народных депутатов являлись одновременно и местные органами государственной власти и органами местного самоуправления. В 1990 году были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов.

К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов  в связи с реформой государственной  власти в стране, а также под  давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. Местными органами государственной власти становились территориальные управления государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций, представительные органы областей и краёв и областные и краевые администрации окончательно получали статус органов государственной власти (начало этому положил Федеративный договор между Российской Федерацией и краями и областями), однако в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления были избраны только в 1997 году, а в районах только в 2006 году. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе.

  1. Основы местного самоуправления

Основы местного самоуправления – совокупность юридических норм, содержащихся в нормативных правовых актах и закрепляющих основополагающие (базисные) правовые, территориальные, финансово-экономические основы деятельности населения по решению вопросов местного значения.

2.1. Правовые основы

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция, федеральные конституционные законы, ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные нормативные правовые акты.

Информация о работе Органы местного самоуправления как субъекты административного права