Органы местного самоуправления как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

Общие правовые основы местного самоуправления, а, следовательно, и его отдельных звеньев, определяются Конституцией Российской Федерации. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003года №131-ФЗ, другими федеральными законами, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….………3
Теория местного самоуправления …………………………….…….4
Понятие местного самоуправления ………………………….….…….4
Становление местного самоуправления ………………………..……..4
Развитие местного самоуправления в России ………………..….…..10
Основы местного самоуправления …………………………..…….10
2.1. Правовые основы …………………………………………..…...……..10
2.2. Компетенционные основы …………………………………..…..……11
2.3. Территориальные основы …………………………………………….12
2.4. Организационные основы …………………………………………….13
2.5. Экономические основы ……………………………………….………14
2.6. Межмуниципальное сотрудничество ………………………....……..15
3. Формы осуществления ………………………………………………..15
4. Административно – правовой статус органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления как субъект административного права ………………………………………………………16
4.1 Общие понятия ………………………………………………….……..16
4.2. Правовой статус органов местного самоуправления ………..……..18
Заключение …………………………………………………………..……20
Список используемой литературы ………………………………...…..22

Файлы: 1 файл

Органы МСУ.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее обязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Система муниципальных правовых актов:

• устав  муниципального образования;

• правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и

иные  правовые акты представительного органа муниципального образования;

• правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы  местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

2.2. Компетенционные основы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает  наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

2.3. Территориальные основы

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

  • муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
    • сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
    • городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
  • городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных  образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной  реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных  образований установлен Федеральным  законом.

2.4. Организационные основы

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом  муниципального образования, входят следующие  органы и должностные лица местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования
  • глава муниципального образования
  • местная администрация
  • контрольный орган муниципального образования
  • иные органы местного самоуправления

В соответствии с федеральным  законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

В муниципальном районе допускается такой вариант структуры  органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава  муниципального образования может  независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

2.5. Экономические основы

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся  в муниципальной собственности  имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права  муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное  образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

  • средства самообложения граждан
  • доходы от местных налогов и сборов
  • доходы от региональных налогов и сборов
  • доходы от федеральных налогов и сборов
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
  • добровольные пожертвования
  • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
  • иные законные поступления.

Закон устанавливает  возможность выравнивания уровня бюджетной  обеспеченности поселений, муниципальных  районов и городских округов  путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные  учреждения могут выступать заказчиками  на поставки товаров, выполнение работ  и оказание услуг, связанных с  решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

2.6. Межмуниципальное сотрудничество

В целях организации  взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов  муниципальных образований в  каждом субъекте Российской Федерации  образуется совет муниципальных  образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.

В некоторых бывших колониях Великобритании, в Австралии, Гане и Нигерии сохранилось административно-территориальное деление, предусматривающее наличие территорий местного управления.

  1. Формы осуществления местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного  осуществления населением местного самоуправления:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан
  • другие формы

Формы участия населения  в осуществлении местного самоуправления:

  • правотворческая инициатива граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • публичные слушания
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов)
  • опрос граждан
  • обращения граждан в органы местного самоуправления
  • наказы избирателей
  • другие формы
  1. Административно-правовой статус органов местного самоуправления

4.1. Общие понятия

Органы местного самоуправления  - избираемые непосредственно населением  и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения7.

Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган  муниципального образования (Совет депутатов – в городских и сельских поселениях; Дума – в городах), глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительный орган  местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Выборный представительный орган местного самоуправления (собрание представителей) работает, как правило, на непостоянной основе и созывается на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления (главой местной администрации).

Наличие в структуре органов  местного самоуправления представительного  органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных законом (например, если в поселении менее ста человек, то представительный орган не формируется).

В исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся:  

принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом  муниципального образования;

  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • установление местных налогов и сборов;
  • установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  • контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Информация о работе Органы местного самоуправления как субъекты административного права