Органы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:36, реферат

Краткое описание

Органы местного самоуправления- это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. К органам местного самоуправления относятся: собрания, сходы, выборные руководители (главы) местного самоуправления, собрания представителей.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………. 2
Понятие местного самоуправления и управления. Правовое регулирование местного самоуправления и управления …………………………………………………………….. 3
Структура и формы органов местного самоуправления ………………………………… 5
Полномочия (компетенция)местных органов управления и самоуправления ………… 6
Отношения местных органов с центральной властью …………………………………... 9
Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь ………………………. 11
Заключение …………………………………………………………………………………. 13
Список использованной литературы …………………………………………………… 14

Файлы: 1 файл

Органы местного самоуправления.docx

— 36.62 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

                            Кафедра общественных дисциплин и права

 

 

                                                       РЕФЕРАТ

                                по дисциплине: Политология

                                                      на тему:

                             Органы местного самоуправления

 

 

 

 

Подготовил студент

ЭУП, 2-й курс, ЭУП-102

 

 

 

                                 

                                  В.И.Кулакова

 

 

Проверил  доцент  кафедры общественных дисциплин и права

 

                                 

                                  П. В. Малашук


                                                 

                                                

                                              БОБРУЙСК 2011

                                              СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………………. 2

Понятие местного самоуправления и управления. Правовое регулирование  местного самоуправления и управления …………………………………………………………….. 3

Структура и формы органов  местного самоуправления ………………………………… 5

Полномочия (компетенция)местных  органов управления и самоуправления ………… 6

Отношения местных органов  с центральной властью …………………………………...  9

Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь ……………………….  11

Заключение …………………………………………………………………………………. 13

Список использованной литературы ……………………………………………………    14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

                                              ВВЕДЕНИЕ

Органы местного самоуправления- это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. К органам местного самоуправления относятся: собрания, сходы, выборные руководители (главы) местного самоуправления, собрания представителей. Например, в городах, имеющих деление на районы, административные или муниципальные округа, органами самоуправления являются собрания представителей и главы местного самоуправления (префекты, супрефекты, посадники и т.д.). В городах и сельских поселениях, насчитывающих значительное количество жителей, самоуправление может осуществляться непосредственно населением через собрания и сходы, а тж. выборным главой самоуправления либо только через собрание представителей (например, через Московскую городскую думу, муниципалитеты и пр.) и выборного руководителя органа самоуправления (мэра, главу городской администрации и т.д.). К полномочиям местного самоуправления относятся важнейшие вопросы местной жизни: транспорт, тепло- и водоснабжение, гигиена и санитария, мусор и свалки, озеленение и экология. Возможна реализация и т.н. делегированных полномочий, представляемых на месте органами государственной власти: сбор местных налогов, переписи населения, воинский призыв, образование, здравоохранение и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие местного самоуправления и управления.

Правовое регулирование  местного самоуправления и управления

Различные аспекты правового  и фактического статуса органов  местного самоуправления и управления являются постоянным объектом внимания правоведов различных стран мира. Единого мнения по поводу основных институтов самоуправления нет и  быть не может, однако есть сложившиеся  устойчивые взгляды на важнейшие  формы деятельности местных органов  власти и управления.

Органы местного самоуправления — это органы, которые избираются непосредственно гражданами.

Местное управление — это  органы, назначаемые центральной  властью. В этом их главное отличие: самоуправление — избираемые органы, управление — назначаемые. Однако справедливо  отмечается, что выборность — не единственное свойство и качество органов  местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны не только избираться, но и обладать определенным комплексом полномочий, определенной самостоятельностью, т. е. иметь реальные права.

Полномочия местных органов, как правило, закрепляются в специальных  нормативных актах. Ряд зарубежных конституций содержат либо главы, либо отдельные статьи, посвященные местному самоуправлению. Как правило, такие  главы невелики по объему и содержат отсылки к текущему законодательству. Так, например, Конституция Японии содержит главу 8 "Местное самоуправление"1. Эта глава включает всего четыре статьи (стст. 92—95). Она включает лишь основные принципы и положения, касающиеся местного самоуправления. В ней говорится, что в стране имеются такие  органы и работа их устанавливается  законом, главные должностные лица органов публичной власти избираются населением, местные органы имеют  право управлять своим имуществом. Специальный закон, применяемый  в отношении какого-то конкретного  местного органа, может быть издан  парламентом не иначе как с  согласия большинства избирателей, проживающих на территории данного  местного органа. Это, кстати, довольно своеобразное положение: парламент  — общегосударственный орган  — должен учитывать мнение жителей  конкретной местности, если закон касается их интересов.

Конституция Италии включает раздел 5 "Области, провинции и  коммуны"2. Этот раздел посвящен в  основном регулированию правового  статуса областей. Статус областей в Италии достаточно специфичен. Область  — это крупный регион, области  в Италии бывают с автономным статусом и с обычным статусом. Указанная  единица не совсем подходит под понятие "местной" административно-территориальной  единицы, и органы тут более весомого статуса. Что касается органов провинций  и коммун, то в Конституции Италии о них говорится совсем немного: "Провинции и коммуны являются автономными образованиями в  рамках принципов, установленных общими законами республики" (ст. 128); "провинции  и коммуны являются также территориальными единицами государственного областного деления" (ст. 129)3. Указывается также, что подробное правовое регулирование  устанавливается законами.

Крайне лаконично регулирует вопрос о местных органах власти Конституция Франции, которая содержит раздел 12 "О территориальных коллективах"7, в котором упоминаются только две административные единицы Франции, которые можно отнести к местным  органам: "Территориальными коллективами республики являются коммуны, департаменты, заморские территории. Всякие иные территориальные коллективы создаются  законом. Эти коллективы свободно управляются  выборными органами при соблюдении условий, предусмотренных законом" (ст. 72). Французская Конституция  только обозначает, какие существуют административные единицы, и определяет принцип выборности органов, которые  должны быть в этих единицах. Закреплена ссылка на закон, и все вопросы  французского самоуправления регулируются законами.

Отметим, что термин "муниципалитет", "муниципальный орган" в ряде стран равнозначен понятию органа местного самоуправления — органа избираемого. В США и Англии муниципальными органами называются только городские  органы, в других странах — это  любые избираемые органы.

В Конституции Греции сказано (ст. 102), что управление местными делами принадлежит органам местной  власти. Далее говорится об органах  местного управления. В пункте 2 статьи 102 говорится: "Органы местного управления пользуются административной независимостью. Их органы власти избираются путем всеобщего и тайного голосования". Это следует понимать так, что местное управление и местные власти — это избираемые органы, фактически это органы самоуправления. Греческая Конституция (п. 5 ст. 102) предусматривает возможность государственного контроля за местным управлением9.

Следует отметить также важный факт, что 15 октября 1985 г. была принята  Европейская хартия о местном  самоуправлении. Эта хартия, которая  обязательна для государств —  членов Совета Европы, закрепляет важнейшие  конституционные, законодательные  основы местного самоуправления. В  ней говорится о том, что принцип  местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции  страны. Под местным самоуправлением, как это закреплено в статье 3, понимается право и реальная способность  органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных  дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность  и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего  голосования. Советы или собрания могут  располагать подотчетными им исполнительными  органами.

Следует упомянуть очень  важный принцип, который закрепляет Европейская хартия о местном  самоуправлении. Суть его в том, что  органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления  собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к  компетенции другого органа власти.

Таким образом, можно назвать  два основных принципа органов местного самоуправления и вообще самоуправления как явления. Это выборность и  определенный комплекс прав. Местные  органы самоуправления должны иметь  свою собственную компетенцию, обладать достаточно реальными правами и  возможностями.

             Структура и формы органов местного самоуправления

Местное самоуправление включает в себя, как правило, два элемента — выборный орган (выборное муниципальное  собрание, которое может называться по-разному — совет, ассамблея) и  исполнительный орган. Исполнительный орган может быть единоличным  и коллегиальным. Если это единоличный  орган, то, скажем, это мэр (Франция) или бургомистр (ФРГ). Пример коллегиального органа — магистрат в некоторых  землях ФРГ или джунта в Италии.

Исполнительный орган  необходим, поскольку это постоянно  действующая структура, а выборное собрание собирается периодически, для  решения каких-то важных принципиальных вопросов. Представительные выборные органы местного самоуправления могут  иметь самые разные названия, например, совет графства (США и Великобритания), это может быть муниципальный  совет, коммунальный совет, генеральный  совет. Довольно часто применяется  термин "муниципалитет". Этот термин может означать и территорию, и  орган (как когда-то у нас было с сельским советом).

Представительные органы местного самоуправления обычно избираются гражданами прямым голосованием, чаще всего — по мажоритарной системе: голосование проводится индивидуально  за конкретных лиц — депутатов  местных органов. Избираются отдельные  члены будущего муниципалитета по избирательным  округам. Округа бывают одномандатные, иногда — многомандатные. Срок полномочий таких избираемых органов различен: от 1 года до 6 лет. При продолжительном  сроке деятельности представительные органы местного самоуправления могут  частично обновляться, т. е. проводится ротация. Во Франции, например, генеральные  советы обновляются каждые три года наполовину.

Представительные органы местного самоуправления, как правило, однопалатные, хотя в некоторых случаях  бывают двухпалатные, как в парламентах. Например, муниципальное собрание Нью-Йорка  состоит из двух палат. Главным вопросом местных представительных органов  является принятие местного бюджета  и распределение денег в рамках этого бюджета. Принимаются также  акты по поводу решения различных  местных проблем. Исполнение этих актов  возлагается на исполнительный орган  — либо на коллегиальный, либо на единоличный. Единоличный орган, или должностное  лицо (мэр, бургомистр, алькальд) как  правило, выборное. Оно может избираться непосредственно гражданами (одновременно с представительным органом), в некоторых  странах мэры формально назначаются  главой государства по предложению  представительного местного органа (Бельгия, Голландия). Функции мэра или  бургомистра бывают очень разными: в одних странах это единоличный  исполнительно-распорядительный представитель  власти, в других — это председатель коллегии, которую представляют избранные  депутаты местного органа власти. В  некоторых странах он выполняет  лишь представительские функции, а  совет нанимает профессионального  менеджера, управляющего, который реально  управляет и руководит местными делами. Мэр или бургомистр в этом случае лишь приветствует делегации, присутствует на различных собраниях и т. д.

Такая система встречается  в США и называется "совет  — управляющий". Управляющий —  это профессиональный чиновник, нанимаемый советом, с ним заключается контракт, и он работает в качестве менеджера-управляющего. Он ведет оперативные дела, координирует финансы, деятельность различных муниципальных служб. Если он справляется со своими обязанностями, то контракт продлевается, если нет — совет ищет другого, более подходящего управляющего. Кроме США такой вариант применяется еще в земле Северный Рейн-Вестфалия в ФРГ.

Нужно отметить, что муниципальные  органы — собрания, советы и т. д. — могут создавать постоянные или временные комиссии, которые  образуются по отраслевому признаку: комиссии по делам просвещения, культуры, охране окружающей среды и т. д. В  некоторых случаях такие комиссии выполняют какие-то отдельные поручения  местного избираемого органа. В ряде стран эти комиссии обладают не только совещательными и консультативными полномочиями, но и распорядительными  правами.

Органы местного самоуправления принимают нормативные акты. Естественно, они принимают их в пределах своей  компетенции. В некоторых странах  акты, принятые местными органами, можно  оспорить в судебном порядке. Иногда это обычный суд, а иногда —  специальная административная юстиция (в тех странах, где есть система  административных судов).

Полномочия (компетенция)местных  органов управления и самоуправления

Объем полномочий и способ предоставления прав муниципальным  органам в различных странах  весьма различен. В некоторых странах (Франция) законодательство очень подробно регламентирует компетенцию местных  выборных органов и следит за тем, чтобы они не превышали свои полномочия (в противном случае государство  вмешивается в их работу). Компетенция  — это только тот круг прав, который  прямо указан в законе. В некоторых  других странах (ФРГ) определенный круг вопросов перечислен в законе, но в  ряде случаев вышестоящая власть допускает выход за рамки этих полномочий, и так называемые остаточные полномочия могут использоваться местными органами самоуправления.

Компетенцию органов самоуправления можно условно разделить на первоначальную и вторичную. Первоначальная — это  та, которую можно назвать местными делами: чистота улиц, правильность застройки, система школьного образования, органы здравоохранения, парки, скверы, забота о бездомных, престарелых  и т. д.

Вторичная компетенция —  это то, что местные органы выполняют, чаще всего, как бы по поручению вышестоящих  органов: учет избирателей, призывников, мероприятия оборонного характера, т. е. то, что прямо не относится  к местным делам и в чем  больше заинтересована центральная  власть. Объем компетенции местных  органов зарубежных стран постоянно  и постепенно увеличивается, в том  числе в таких важных сферах, как  просвещение, дорожное строительство, коммунальное хозяйство и т. д. Права  местных органов в унитарных  государствах закрепляются законами и  актами правительства, в федеративных государствах — субъектами федерации. В отдельных случаях органы местного самоуправления могут обращаться в  законодательные органы с просьбами, петициями об издании законов  или других актов, которые предоставили бы им дополнительные права.

Информация о работе Органы местного самоуправления