Органы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:36, реферат

Краткое описание

Органы местного самоуправления- это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. К органам местного самоуправления относятся: собрания, сходы, выборные руководители (главы) местного самоуправления, собрания представителей.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………. 2
Понятие местного самоуправления и управления. Правовое регулирование местного самоуправления и управления …………………………………………………………….. 3
Структура и формы органов местного самоуправления ………………………………… 5
Полномочия (компетенция)местных органов управления и самоуправления ………… 6
Отношения местных органов с центральной властью …………………………………... 9
Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь ………………………. 11
Заключение …………………………………………………………………………………. 13
Список использованной литературы …………………………………………………… 14

Файлы: 1 файл

Органы местного самоуправления.docx

— 36.62 Кб (Скачать)

Основными методами муниципальной  деятельности являются непосредственное регулирование и управление. Регулирующая деятельность — это выдача лицензий на право торговли, содержание различных  предприятий бытового характера, кинотеатров, театров и т. д., разрешение на занятие  промыслами, установление правил торговли, застройки, выделение земельных  участков под строительство, установление правил поведения в общественных местах, дача разрешений или наложение  запретов на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций. Это надзор в сфере охраны общественного  порядка, противопожарной безопасности, санитарный надзор и т. д. В некоторых  странах муниципалитеты имеют собственную  муниципальную полицию (США, Канада, Франция).

Нормотворческая деятельность местных органов, как правило, ограничена, и часто для издания какого-то акта требуется его утверждение  вышестоящим органом либо представителем правительства.

В ряде стран муниципалитеты занимаются здравоохранением, руководят  больницами, поликлиниками, выплачивают  пособия по безработице, по бедности. Иногда имеют доли или акции в  промышленных предприятиях и, естественно, участвуют в управлении этими  предприятиями.

Для лучшего понимания  компетенции муниципальных органов  их полномочия классифицируются на определенные группы.

1. Полномочия  в сфере финансово-экономической  деятельности. Это принятие местного бюджета, а также участие в экономических и социальных проектах путем выпуска акций либо покупки акций. Финансово-экономическая сфера является самой важной. Сюда же входит сбор различных денежных средств, их аккумуляция. Без денег никакой работы не бывает, поэтому все остальные полномочия зависят от полномочий в данной области.

2. Полномочия  в области охраны общественного  порядка. Как мы уже заметили, в ведении местных органов и их исполнительных комитетов часто находятся местные полицейские силы, которые занимаются патрульной и охранной службой. Руководитель местных исполнительных органов зачастую наделяется функциями главы полиции. Например, во Франции префект — не просто главное должностное лицо общего административного плана, это еще и главный полицейский. Руководители местных исполнительных органов могут возглавлять предварительное дознание, следствие, розыск, задержание преступников. В ряде случаев они не обладают полицейскими функциями, а нанимают полицейских служащих для соответствующей работы.

3. Полномочия  муниципальных органов в области  коммунального обслуживания, благоустройства  и охраны окружающей среды. Сюда относят развитие транспорта, дорожное регулирование, местное дорожное строительство, санитарное состояние городов. Это слежение за тем, как соблюдается законодательство по охране природы, борьба с загрязнением воды, воздуха. Вопросы водоснабжения, освещения, канализации, уборки мусора и т. д. очень волнуют граждан, поскольку рост городов, создание крупных мегаполисов, в которых живут сотни тысяч, миллионы людей, не всегда делают возможным обеспечить им нормальное и здоровое существование. Поэтому данная сфера — это главная задача местных властей, решение которой ждут от них люди.

4. Полномочия  в социальной сфере. Здесь называют, прежде всего, область помощи неимущим, престарелым, инвалидам: бесплатные столовые, медицинская помощь для бездомных, дома престарелых, дома для лиц, нуждающихся в специальном уходе. Кроме того, в ряде стран муниципальные органы занимаются строительством дешевого жилья, которое потом продают на льготных условиям их нанимателям. Социальная сфера — это муниципальные больницы и родильные дома, муниципальные библиотеки, детские сады и спортивные площадки. Иногда сюда же включают и сферу образования, но чаще всего полномочия в сфере народного образования выделяются в отдельную, пятую группу, потому что во всех странах мира существует государственная система народного образования и есть государственные школы. Всеми вопросами, связанными с образованием, ведают местные органы. Они заботятся о постройке школ, об их ремонте, о зарплате учителям школ, решают вопросы программного обеспечения и т. д.

Чтобы реализовать полномочия, нужны деньги. Откуда же берутся  деньги у местных органов власти, что является источниками доходов? При рассмотрении этой проблемы прежде всего называют налоги. Существуют местные, или муниципальные, налоги. В их числе:

а) муниципальный подоходный налог;

б) налог со стоимости  земли;

в) налог с доходов кампаний;

г) налог с собственности (налог, который платят домовладельцы, владельцы хозяйственных сооружений и земельных участков).

В ряде стран есть налог  с продаж, когда с каждой покупки  определенный процент взимается  в пользу налога в казну городского бюджета.

Основной же источник доходов  — это государственные субсидии, т. е. выплаты из общегосударственного бюджета. Субсидии бывают трех видов:

а) общие субсидии (не целевые, а выплачивающиеся регулярно);

б) целевые субсидии, которые  также регулярно выплачиваются, но на конкретные цели (на образование, культуру и т. д.);

в) специальные дотации  для отдельных муниципалитетов, городов и т. д.

Третья группа источников доходов — выдача разрешений на торговлю, зрелищные мероприятия, строительство  и т. д. Каждое разрешение следует  оплачивать, поэтому это тоже источник пополнения местного бюджета.

Кроме того, есть четвертая  группа — потребительские платежи. Это платежи за воду, вывоз и  уничтожение мусора и т. п. В некоторых  случаях местные органы берут  займы, хотя займы предоставляются  редко и под проценты. В них  есть один недостаток: займы необходимо возвращать.

 

              Отношения местных органов с центральной властью

Центральная власть, естественно, стремится контролировать местные  власти, т. е. следить, чтобы они не выходили за рамки, отведенные им законом, хотя им и предоставлено самоуправление. В унитарных государствах за местными органами (муниципалитетами) чаще всего  наблюдают специальные представители  центральной власти. Например, в  Великобритании курированием муниципальных  органов ведает специальное Министерство жилищного хозяйства и местного управления, во Франции и Италии этим занимается Министерство внутренних дел, а в Японии есть специальное  Министерство по делам местной автономии (применительно к их конституционной  терминологии).

Определенные надзорные  функции выполняют и другие центральные  ведомства, прежде всего — Министерство финансов, которое следит за расходованием  денег и выполнением бюджета.

В федеративных государствах надзором подобного рода занимаются административные органы субъектов  федерации. Такие органы есть в структуре  исполнительной власти отдельных штатов США. В ФРГ этим занимается правительство  земель. Центральная власть имеет  следующие рычаги и формы влияния  на муниципальные органы:

во-первых, прямое регулирование  деятельности этих органов путем  принятия законов и подзаконных  актов;

во-вторых, контроль за работой  муниципальных органов.

в-третьих, использование  финансовой зависимости муниципалитетов  от центральной власти, поскольку  все они получают определенные субсидии. В ряде случаев акты органов местного самоуправления могут вступать в  силу после утверждения, одобрения  или предварительного решения правительственных  органов. В Англии, например, министры утверждают акты муниципалитетов, которые  содержат общеобязательные нормы или  акты о местных налогах, о получении  займов, сделки с муниципальным имуществом и т. д. Следовательно, самые важные моменты, требующие денежных расходов, утверждаются центральной властью.

Во Франции утверждению  подлежат решения муниципалитетов  по вопросам бюджета, получения займов и распоряжения муниципальным имуществом. В Японии утверждению подлежат решения  в области налогов и т. д.

Утверждают такие решения  министры или руководители ведомств, которые надзирают за деятельностью  местных органов. Правительство  также имеет право давать рекомендательные советы, которые на практике являются фактически обязательными.

Зависимость местных органов  от правительства обеспечивается системой денежных субсидий и дотаций, поскольку  в ряде стран субсидии и дотации  составляют от 1/3 до 1/2 всех муниципальных  доходов. В США, например, дотация  составляет примерно 1/4 муниципальных  доходов, а в Англии сумма дотации  обычно больше, чем сумма поступлений  от всех налогов.

В случае конфликта или  неподчинения местных органов центральной  власти центральная власть может  применять санкции, вплоть до роспуска местного органа самоуправления —  муниципалитета. В некоторых случаях  возможна принудительная отставка служащих или муниципальных советников. Иногда применяются такие меры, как передача полномочий "непослушного" муниципалитета правительственному представителю (чиновнику), отстранение мэра или других служащих от должности, наложение взыскания, отмена актов муниципальных органов. Самая страшная и реальная мера —  отмена субсидий. Таким образом, существует денежная узда, которой местные органы держат в подчинении. Возможность  роспуска местных органов предусмотрена  в законодательстве Франции, Италии и Японии. Кроме административного  возможен и судебный надзор. Например, в Англии центральная власть может  обращаться в суд в случае недовольства действиями местных органов. Судьи  разных уровней могут рассматривать  претензии власти или частных  лиц к местным органам. Такие  дела принимают к рассмотрению суды графств и более вышестоящие  суды. Наиболее жесткий надзор за органами местного самоуправления в тех странах, где в составе муниципальных  органов есть (или при них, или  параллельно с ними) правительственные  агенты или чиновники — префекты или губернаторы. Во Франции, например, префекты могут отстранять избранных  мэров от должности сроком на 1 месяц. Префект ведает департаментом полиции, контролирует местную муниципальную  полицию и т. д. Это очень важное властное лицо, которое контролирует местные власти.

В Италии акты, принимаемые  областными советами, публикуются только после визы правительственного комиссара. Должность правительственного комиссара предусмотрена конституцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь

 Основы правового положения  органов местного управления  и самоуправления закреплены  в Конституции Беларуси и в  Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З "О местном  управлении и самоуправлении  в Республике Беларусь".

Согласно статье 117 Конституции  местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные  Советы депутатов, исполнительные и  распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные  референдумы, собрания и другие формы  прямого участия в государственных  и общественных делах.

Местное управление - форма  организации и деятельности местных  исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных  интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Местное самоуправление в  Республике Беларусь - форма организации  и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или  через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных  единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов  и органы территориального общественного  самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том  числе единоличные). Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных  и территориальных единиц.

К исключительной компетенции  местных Советов депутатов относятся:

 утверждение программ  экономического и социального  развития, местных бюджетов и  отчетов об их исполнении;

 установление в соответствии  с законом местных налогов  и сборов;

 определение в пределах, установленных законом, порядка  управления и распоряжения коммунальной  собственностью;

 назначение местных  референдумов.

В Республике Беларусь устанавливаются  три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами  юридического лица (исполком). Исполкомы  подразделяются на три уровня:

первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

базовый (городские городов  областного подчинения, районные);

областной.

Исполнительный комитет  в пределах своих полномочий принимает  решения. Решения исполнительного  комитета принимаются простым большинством от установленного состава исполнительного  комитета, подписываются председателем  исполнительного комитета и управляющим  делами (секретарем) исполнительного  комитета.

В компетенцию исполнительного  комитета входит разработка и внесение для утверждения в Совет схемы  управления местным хозяйством и  коммунальной собственностью, а также  предложений по организации охраны общественного порядка, разработка и внесение для утверждения в  Совет проектов программ экономического и социального развития, местного бюджета, представление Совету отчетов  об их выполнении, обеспечение на соответствующей  территории соблюдения Конституции  Беларуси, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений  вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции, организация получения доходов  местным бюджетом и их использования  по целевому назначению, принятие решения  о выпуске местных ценных бумаг  и проведении аукционов, распоряжение коммунальной собственностью административно-территориальной  единицы в порядке, установленном  Советом, принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений  коммунальной собственности, дача согласия на размещение на подведомственной ему  территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся  в коммунальной собственности соответствующей  административно-территориальной единицы, осуществление в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь, контроля на подведомственной территории за использованием коммунальной собственности, решение в соответствии с законодательством  Республики Беларусь вопросов землеустройства  и землепользования.

Информация о работе Органы местного самоуправления