Управление мотивацией персонала торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка рекомендации по повышению эффективности управления мотивацией персонала в торговом предприятии.
Гипотезой исследования: на наш взгляд будет являться предположение, что процесс управления мотивацией персонала предприятия будет эффективным, если:
- внедряются современные технологии мотивации адаптированные к условиям конкретного предприятия;
- реализуется мотивационная система управления персоналом предприятия, основанная на экономическом стимулировании;

Оглавление

Введение 5
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты управления мотивацией персонала в условиях торгового предприятия 11
1.1. Характеристика процесса мотивации персонала в условиях торгового предприятия 11
1.2. Структура системы мотивации персонала в условиях торгового предприятия 39
1.3. Пути повышения эффективности управления мотивацией персонала в условиях торгового предприятии 63
Выводы по первой главе 72

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по повышению эффективности управления мотивацией персонала в ИП Беглецов И.В. 75
2.1. Характеристика управления мотивацией персонала в ИП Беглецов И.В. 75
2.2. Рекомендации по повышению эффективности управления мотивацией персонала в ИП Беглецов В.В 82
2.3. Результаты экспериментальной работы 90
Выводы по второй главе 93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
Основные дефиниции по проблематике исследования 101
Библиографический список 103

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 180.08 Кб (Скачать)

Пятая отличительная особенность  мотивационных систем России состоит  в том, что социальное стимулирование трудовой деятельности работников осуществлялось преимущественно без учета результатов  индивидуального труда.

Шестая отличительная особенность  мотивационных систем состояла в  том, что «ни одна их мотивационных  моделей предприятий капиталистических  стран не предусматривала и не предусматривает сегодня блока  моральных стимулов, так как в  них в основном находят отражение  стимулы материальные, социально-материальные, натуральные и социальной карьеры. В этом плане опыт, накопленный  в России в части морального поощрения лучших работников, заслуживает не только одобрения, но и широкого распространения на предприятиях других стран.

Седьмая особенность в развитии мотивации состоит в том, что  стимулирование рассматривалось, как  правило, через призму социалистического  соревнования. И соревнование не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов  повышения социальной и творческой активности работников в ускорении  темпов научно-технического прогресса.

Таким образом, механизм реализации каждого  из блоков модели мотивации зависит, прежде всего, от желания или нежелания  конкретного предприятия России, а также от специфических условий, которые характерны для трудового  коллектива, где будет апробироваться данная мотивационная модель. Причем общие тенденции применения мотивационных  моделей на предприятиях развитых стран  свидетельствуют о том, что ни одна их мотивационных моделей не способна полностью устранить противоречия в стимулировании труда работников, в том числе управленческих кадров.

В самом общем виде мотивация  человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих  человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне  и внутри человека и заставляют его  осознанно или же не осознанно  совершать некоторые поступки. При  этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые  воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Принимая во внимание сказанное, можно  попытаться дать более детализированное определение мотивации.

 Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть  три аспекта этого явления:

-что в деятельности человека  находиться в зависимости от  мотивационного воздействия.

-каково соотношение внутренних  и внешних сил;                   

-как мотивация соотносится с  результатами деятельности человека.[1, c.133]                                                      

Прежде  чем  приступить  к  рассмотрению  этих   вопросов, 

  остановимся  на  уяснении  смысла  основных понятий,  которые  будут использованы в дальнейшем.                                                

Потребности - это то, что возникает  и находится внутри человека, что  достаточно общее для  разных людей,  но в  то же  время имеет определенное  индивидуальное  проявление  у  каждого   человека. Наконец, это  то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует,  она дает  о себе  знать и  «требует» своего устранения.  Люди  по-разному  могут  пытаться  устранять  потребности, удовлетворять их, подавлять  или не  реагировать на  них. Потребности могут  возникать  как  осознанно, так  и неосознанно.  При этом не  все  потребности  осознаются  и  осознанно  устраняют.  Если потребность не  устранена, то  это не  предполагает, что  она устранена навсегда.   Большинство   потребностей   периодически  возобновляются, хотя при  этом они  могут менять  форму своего  конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.       

Мотив  -  это  то, что  вызывает определенные  действия человека. Мотив  находится «внутри»  человека,  имеет  «персональный»  характер, зависит от множества внешних  и внутренних по отношению к  человеку  факторов,  а  также  от  действия других,  возникающих параллельно  с  ним  мотивов. Мотив  не только  побуждает человека  к действию, но и определяет,  что надо  сделать и  как будет  осуществлено это  действие.  В  частности  если  мотив  вызывает  действия по устранению потребности  то  у  различных людей  эти действия  могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию.

Человек может воздействовать на  свои  мотивы,  приглушая  их  действие  или   даже  устраняя отдельные из них.[1, с.76]                                    

Поведение  человека  обычно  определяется  не  одним  мотивом, а  их совокупностью,  в  которой  мотивы  могут  находиться   в  определенном отношении  друг  к  другу  по  степени  их  воздействия   на  поведение  человека. Поэтому мотивационная  структура человека может рассматриваться  как  основа   осуществления  им   определенных  действий.

Мотивационная   структура   человека  обладает определенной  стабильностью.  Однако  она  может  меняться,  в  частности,   сознательно  в процессе воспитания человека, его  образования.                                                                                           

  Мотивирование - это процесс воздействия  на человека с целью побуждения  его к определенным действиям  путем пробуждения в нем определенных  мотивов. Мотивирование составляет  сердцевину и  основу управления  человеком. Эффективность управления  в очень  большой  степени   зависит  от  того,  насколько   успешно  осуществляется процесс мотивирования.[1, с.76]

В зависимости от того что преследует мотивирование, какие, задачи оно решает можно выделить два основных типа мотивирования.

Первый  тип состоит в том, что путем  внешних воздействий на человека   вызываются   к   действию  определенные   мотивы,  которые  побуждают  человека  осуществлять  определенные   действия,  приводящие к желательному для мотивирующего  субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать  то какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: «Я даю тебе что ты хочешь, а ты даешь мне что я хочу». Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия то и процесс мотивирования может не состояться.[1, с. 77]

Второй  тип  мотивирования  своей  основной  задачей  имеет Повышение   определенной   мотивационной   структуры   человека.  В этом  случае реагирует на основное внимание,  обращается на  то, чтобы  развить и усилить  желательные  для  субъекта  мотивирования  мотивы  действии человека,  и наоборот,  ослабить те  мотивы, которые  мешают эффективном  управлению  человеком.  Этот  тип мотивирования  носит характер воспитательной и  образовательной работы  и часто  не связан с  какими-то  конкретными  действиями  или   результатами,  которые ожидается получить от человека в виде итога его  деятельности. Второй  тип  мотивирования  требует   больших усилий,  знаний и способностей  для  его  осуществления.  Однако  и его  результаты в целом  существенно  превосходят  результаты  первого  типа мотивирования. Организации, освоившие  его и использующие в  своей практике, могут гораздо  успешнее и  результативнее управлять  своими членами.                                                             

Первый  и  второй типы  мотивирования  не  следует противопоставлять,  так как в современной  практике управления  прогрессивно управляемые  организации  стремятся сочетать  оба эти  типа мотивирования.[1, с.77]                                                           

Стимулы выполняют  роль   рычагов воздействия   или носителей «раздражения»,  вызывающих  действие  определенных  мотивов.  В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы,  действия других людей, обещания, носители обязательств и  возможностей, предложенных человеку, в компенсацию за его действия или что он желал бы  получить в результате определенных действий. Человек реагирует на  многие  стимулы  не обязательно  сознательно. На  отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.[1, с.77]

Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют  абсолютного значения или  смысла, если люди не реагируют на  них. Например,  в условиях  развала  денежной системы,  когда практически  ничего невозможно купить за деньги, заработная  плата и  денежные знаки  в целом  теряют свою роль стимулов и могут  быть очень  ограниченно использованы в управлении людьми.                                     

Процесс  использования  различных  стимулов  для мотивирования людей   называется   процессом    стимулирования.   Стимулирование имеет  различные  формы.  В  практике  управления одной  из самых  распространенных  его   форм  является   материальное  стимулирование.  Роль  данного  процесса стимулирования  исключительно велика.

 О. С. Виханский и А. И. Наумов считали, что очень важно учитывать ситуацию,  в которой материальное стимулирование  осуществляется,  и стараться избрать преувеличения его возможностей,  так как человек имеет очень сложную и не однозначную   систему   потребностей,   интересов,  приоритетов и целей.                                                          

 Стимулирование принципиально  отличается от мотивирования.  Суть этого отличия состоит в  том, что  стимулирование -  это одно из  средств,  с  помощью  которого  может,  осуществляется мотивирование. При  этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.  Это связано с тем что воспитание и обучение как один  из  методов мотивирования людей приводят  к тому  что члены организации сами  проявляют  заинтересованное  участие в  делах организации, осуществляя необходимые действия не дожидаясь или же  вообще  не  получая  соответствующего   стимулирующего  воздействия.[1, с.78]                                                              

 Если посмотреть, на что в   деятельности человека  оказывает  воздействие мотивация, то выяснится  что это следующие характеристики  деятельности:                                                    

-усилие;                                    

-старание;                                                     

-настойчивость;                                                 

-добросовестность;                                              

-направленность.       

Одну и ту же работу человек может  делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в  полную силу, а может работать  в полсилы.  Также  он может  стремиться  брать  работу полегче,  а может браться за сложную и тяжелую работу, выбирать  решение попроще, а может искать и браться за сложное решение.  Все это  отражает  какие, усилия готов затрачивать человек. И зависит это от того, насколько он смотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.[1, с.72]                                                                                                     

Человек может по-разному  стараться, выполняя свою роль  в организации. Одному может быть 6езразлично  качество его  труда, другой может стремиться делать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы, стремиться к повышению квалификации,  совершенствованию  своих  способностей в работе.[1, с.72]                   

Настойчивость продолжать  и развивать  начатое дело - это очень важная характеристика деятельности, так как  часто встречаются  люди,  которые  быстро  теряют  интерес  к начатому  делу. И даже если  они имели  очень хорошие  результаты деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие  настойчивости может  привести к  тому, что они сократят усилия и  станут меньше  стараться, выполняя свою  роль  на  существенно  более  низком уровне  по сравнению  с их возможностями.  Отсутствие  настойчивости  сказывается  также  негативно на доведении дела до конца. Работник может выдвигать прекрасные идеи и ничего не делать для их выполнения, что на практике будет оборачиваться для организации   упущенными  возможностями.[1, с.73]

Добросовестность при исполнении работы, означающая ответственное осуществление  работы, с учетом всех необходимых  требований и регулирующих норм, для  многих работ является важнейшим  условием их успешного выполнения. Человек может обладать хорошей  квалификацией  и  знанием,  быть  способным  и созидательным, много  работать. Но  при этом  он может  относиться к  своим обязанностям «спустя рукава», безответственно. И  это может  сводить на нет все положительные результаты  его деятельности.  Руководство организации  должно  хорошо  представлять  себе  это и  стараться таким образом  строить  систему  мотивирования,  чтобы  она  развивала у сотрудников такую важную характеристику их поведения, как добросовестность.[1, с.73]                   

Информация о работе Управление мотивацией персонала торгового предприятия