Управление прибылью торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

В результате проведенного анализа можно спланировать доходы предприятия с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей. В настоящее время проблема увеличения доходов является наиболее важной в деятельности любого предприятия. В свете сказанного тема данной курсовой работы является актуальной.
Целью работы является изучение прибыли как экономическую категорию, оценка рентабельность Мстиславского районного потребительского общества и выявление путей увеличения прибыли применительно к данному экономическому положению предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы анализа прибыли предприятия
2. Анализ исследуемого направления и анализ отчетности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Могилевский государственный университет

им. А.А.Кулешова»

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Анализ хозяйственной  деятельности»

на тему «Управление прибылью торгового предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки стационара:                                               Бородич Инны Сергеевны

Курс 4 Группа ЭУП-082

Специальность экономика и управление на предприятии

Научный руководитель:                                        Васильева Ирина Викторовна

                                                                                         старший преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев, 2011

РЕФЕРАТ

 

 

 

В работе изложены теоретические вопросы, проведен анализ формирования и распределения прибыли предприятия, а также  определены резервы увеличения прибыли.

Работа содержит 49 страниц,7 рисунков, 21 таблицу, 6 приложений, 12 источников.

Ключевые слова: АНАЛИЗ, ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ТОВАРООБОРОТ, ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ, КОЭФФИЦИЕНТ.

Объект исследования – Мстиславское районное потребительское общество.

Цель курсовой работы  - изучение процессов формирования, распределения и механизмов управления прибылью на торговом предприятии, а также планирование ее на следующий период.

Методы исследования, используемые в курсовой работе следующие: метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, а так же метод компьютерного и графического моделирования.

Новизна исследования состоит  в том, что многие сложные вопросы, с которыми сегодня сталкиваются различные предприятия в Республике Беларусь, могут быть преодолены, если применять рациональную политику в сфере управления прибылью.

В результате проведенного анализа можно спланировать доходы предприятия с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей. В настоящее время проблема увеличения доходов является наиболее важной в деятельности любого предприятия. В свете сказанного тема данной курсовой работы является актуальной.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Прибыль –  один основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности организации. За счет прибыли  осуществляется финансирование мероприятий  по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Актуальность выбранной темы курсовой работы связана с тем, что с переходом от административно-командных методов управления экономикой к рыночным значительно изменилась роль прибыли в развитии экономики Беларуси. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. От прибыли зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти.

Целью работы является изучение прибыли как экономическую категорию, оценка рентабельность Мстиславского районного потребительского общества и выявление путей увеличения прибыли применительно к данному экономическому положению предприятия. В работе поставлены следующие задачи: определение сущности и содержания прибыли; изучение путей и инструментов управления прибылью предприятия; анализ показателей рентабельности; формулировка и обоснование рекомендаций по увеличению прибыли предприятия. Научная новизна работы состоит в совершенствовании модели оперативного управления прибылью предприятия, отражающая влияние совокупности факторов и каждого в отдельности на финансовый результат деятельности предприятия. Наиболее важными результатами являются следующие: обоснована необходимость разработки новых методов управления прибылью предприятия; выявлены факторы, тормозящие деятельность предприятия.

В качестве объекта  исследования данной работы является финансово-хозяйственная деятельность Мстиславского районного потребительского общества. Предметом же исследования является определение факторов, влияющих на прибыль и рентабельность  предприятия, оценка их места и роли в повышении прибыли и при принятии управленческого решения.

Категория прибыли  является предметом исследования многих ученых экономистов. Проблемы формирования финансовых результатов в производственно-коммерческой деятельности предприятий рассматривали в своих трудах отечественные и зарубежные исследователи: В. Петти, К. Маркс, А. Смит, Д. Риккардо, Ж-Б. Сей, Д. Б. Кларк, Н. Сениор, К. Р. Макконелл, С. А. Брю, Е. Бем-Баверк, Д. Милль, А. Маршалл, Ф. Энгельс, И. Шумпетер, Ф. Найт, И. А. Бланк, В. П. Савчук, А. С. Булатов, С. В. Ефимова, В. П. Кадацкий, В. М. Козырев, М. И. Литвина, О. Е. Николаева, Д. С. Моляков, В. А. Стражев, Г. В. Савицкая, А. Д. Шеремет.

Основная задача торгового предприятия – закупка  и продажа товаров в целях  удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли. Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности. Практическая значимость данных научных исследований подтверждается тем, что материалы и выводы по работе могут быть использованы при анализе прибыли предприятий, определении наиболее значимых факторов, влияющих на прибыль, сопоставление этих факторов между собой для принятия наиболее эффективного решения в тактическом и стратегическом плане.

Методы исследования, используемые в курсовой работе следующие: метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, а так же метод компьютерного и графического моделирования. Источниками информации для анализа и оценки деятельности предприятия послужили:

    1. Действующий устав Мстиславского райпо;
    2. Отчет о расходах на реализацию товаров;
    3. Отчет о прибылях и убытках;
    4. Отчет по труду и движению работников;
    5. Бухгалтерский баланс;
    6. Приложения к бухгалтерскому балансу.

 

 

1.Теоретические основы анализа прибыли предприятия

 

 

Одним из основных требований успешного функционирования предприятия и их ассоциаций в условиях формирования рыночной экономики является безубыточность основной (операционной) и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Законом о предприятиях установлено, что главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия [1, стр. 241].

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты предпринимательской  деятельности торговых предприятий, являются валовый доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале предприятия, пополнение государственного и местных бюджетов. Итак, прибыль – это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования [2, стр. 83].

Основным источником формирования прибыли торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки, а  по некоторым товарам – торговые скидки. Кроме реализованных торговых надбавок предприятия розничной торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, продажи товаров и имущества на аукционах, по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от реализации акций, облигаций, других ценных бумаг и т.п. Однако основным источником формирования доходов розничных торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки (валовой доход). За счет валового дохода взимаются по установленным ставкам налог на добавленную стоимость, акцизы и некоторые другие обязательные платежи. Следовательно, для определения валового дохода от реализации товаров, остающегося в распоряжении торгового предприятия, следует из общей его суммы вычесть перечисленные выше налоги и другие обязательные платежи [1, 243].

Главным показателем оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий, как известно, является прибыль. Различают прибыль (или убыток) от реализации товаров, прибыль (или убыток) от реализации основных средств и прочих активов, общую и чистую прибыль. Прибыль от реализации товаров в торговле определяют вычитанием из валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, издержек обращения. В статистической отчетности (форме № 5) «Отчет о финансовых результатах» прибыль от реализации товаров рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налога на добавленную стоимость, других налогов и обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и издержек обращения. По форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» прибыль от реализации товаров рассчитывается вычитанием из выручки (нетто) от реализации товаров (за минусом налога на добавленную стоимость, других налогов и обязательных платежей) себестоимости реализации товаров (покупной их стоимости) и издержек обращения. В обоих случаях результаты расчета прибыли от реализации товаров будут идентичны. Предприятия могут также иметь прибыль (или убыток) от реализации и выбытия основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы, потери и убытки. Балансовую (общую) прибыль (или убыток) определяют следующим образом: к прибыли от реализации товаров добавляют прибыль от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы и вычитают внереализационные расходы, потери и убытки. Если торговое предприятие получило убыток от отдельных видов предпринимательской деятельности (от продажи товаров, реализации основных средств и прочих активов и т.п.), то он вычитается из балансовой прибыли [3, стр.182].

Предприятия торговли, выполнившие план прибыли, имеют возможность своевременно сделать отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, пополнить собственный капитал, создать специальные фонды, резервы и т.д. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется вычитанием из общей суммы прибыли налогов и других обязательных платежей. Если предприятием произведены отчисления на благотворительные цели, уплачены из прибыли пени и штрафы, то при определении чистой прибыли она корректируется на указанные выше суммы. В результате определяют чистую прибыль, которая остается в распоряжении предприятия [3, стр.184].

Цель анализа финансовых результатов – выявление, изучение и мобилизация резервов роста  доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по доходам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на финансовые результаты хозяйственной и другой деятельности предприятий, выявляют и мобилизовывают резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли [4, стр. 272].

Анализ финансовых результатов  деятельности торгового предприятия проводят по данным планов, бизнес-планов и прогнозов экономического и социального развития, бухгалтерской и статистической отчетности, регистров учета, машинограмм, других источников информации. Формирование прибыли (полученных убытков) подробно показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В нем справочно показываются уплаченные из прибыли налоги и иные обязательные платежи, использование прибыли предприятием и нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года [5, стр. 261].

При проведении факторного анализа следует рассматривать факторы изменения каждой составляющей суммы прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг организации. Анализируя состав и динамику прибыли, следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики предприятия. Прибыль от реализации услуг в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации услуг (работ), ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Объем реализации услуг может оказать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура услуг может также по-разному влиять на сумму прибыли. Если увеличится доля боле рентабельных видов услуг в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных услуг общая сумма прибыли уменьшится [4, стр. 273].

Себестоимость продукции  и прибыль находится в обратно  пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализованных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.По результатам факторного анализа можно оценит качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема оказываемых услуг и снижением себестоимости [4, стр. 273].

В настоящее время анализ финансовых результатов и других показателей хозяйственной деятельности предприятий сильно затруднен в связи с коммерческой тайной, засекречиванием, а иногда и искажением результатов их функционирования, особенно информации о полученных доходах, прибыли и рентабельности [6, стр. 114].

 

 

2. Анализ исследуемого  направления и анализ отчетности  предприятия

Информация о работе Управление прибылью торгового предприятия