Управление запасами на торговом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить особенности управления запасами на торговом предприятии и разработать мероприятия по их совершенствованию, на примере ОАО «Сургутнефтегаз».
Для достижения указанной цели, сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления товарными запасами;
- провести анализ политики управления товарными запасами на примере конкретного торгового предприятия (ОАО «Сургутнефтегаз»), а именно, проанализировать управление запасами, оценить и рассчитать их показатели оборачиваемости;
- выявить направления совершенствования политики управления товарными запасами и разработать конкретные предложения по повышению их эффективности ОАО «Сургутнефтегаз».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы управления запасами на торговом предприятии…………………………………………………………………..5
Понятие и экономическая сущность товарных запасов……………..5
Управление запасами на торговых предприятиях…………………...6
Улучшение системы управления товарными запасами, модели управления ими………………………………………………………...8

Глава 2. Анализ системы управления запасов на торговом предприятии (на примере ОАО «Сургутнефтегаз»)……………………13
Общая характеристика предприятия…………………………………13
Анализ товарных запасов, их показателей оборачиваемости и структуры на предприятии ОАО «Сургутнефтегаз»……………….16
Основные параметры системы управления запасами ОАО «Сургутнефтегаз»……………………………………………………...23

Глава 3. Выработка управленческих решений по совершенствованию системы управления запасами ОАО «Сургутнефтегаз»……………….28
Совершенствование системы управления запасами ОАО «Сургутнефтегаз»……………………………………………………..28


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..34
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 294.11 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

 

Глава 1. Теоретические основы управления запасами на торговом предприятии…………………………………………………………………..5

    1. Понятие и экономическая сущность товарных запасов……………..5
    2. Управление запасами на торговых предприятиях…………………...6
    3. Улучшение системы управления товарными запасами, модели управления ими………………………………………………………...8

 

Глава 2. Анализ системы управления запасов на торговом предприятии (на примере ОАО «Сургутнефтегаз»)……………………13

    1. Общая характеристика предприятия…………………………………13
    2. Анализ товарных запасов, их показателей оборачиваемости и структуры на предприятии ОАО «Сургутнефтегаз»……………….16
    3. Основные параметры системы управления запасами ОАО «Сургутнефтегаз»……………………………………………………...23

 

Глава 3. Выработка управленческих решений по совершенствованию системы управления запасами ОАО «Сургутнефтегаз»……………….28

    1. Совершенствование системы управления запасами ОАО «Сургутнефтегаз»……………………………………………………..28

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..34

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………………37

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Роль запасов материальных ресурсов в условиях современного развития экономики, несомненно, велика. Так как они являются одним из факторов, активно влияющих на эффективность использования производственных сил общества. Недостаток материальных запасов ведет к потере рабочего времени, недостаточному использованию основных фондов и в конечном итоге к недополучению прибыли от реализации продукции. А их избыток свидетельствует о нерациональных затратах общественного труда, которые выражаются в повышении финансовых расходов и трудовых ресурсов.

Успех предприятия на рынке  зависит от степени ориентации на потребителя, от того на сколько полно  и точно оно сможет удовлетворить  потребительский спрос.  Поэтому  фирмы стремятся увеличить оборачиваемость  запасов, чтобы при меньшей площади  складов и меньших затрат на содержание запасов, ускорить оборот собственных и привлеченных средств, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Конечно, идеальной была бы продажа сразу, без всякого хранения. Однако, такая торговля невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется предприятиями.

Для современных фирм управление запасами является одной из составных  частей финансового менеджмента  организации и способствует повышению  конкурентоспособности.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях рынка необходимым условием повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ является эффективное управление.

Актуальность проблемы эффективного управления запасами и их оптимизации заключена в том что, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить особенности управления запасами на торговом предприятии и разработать мероприятия по их совершенствованию, на примере ОАО «Сургутнефтегаз».

Для достижения указанной  цели,  сформулированы следующие  задачи:

- рассмотреть  теоретические аспекты управления товарными запасами;

- провести анализ политики управления товарными запасами на примере конкретного торгового предприятия (ОАО «Сургутнефтегаз»), а именно, проанализировать управление запасами, оценить и рассчитать их показатели оборачиваемости;

- выявить направления совершенствования политики управления товарными запасами и разработать конкретные предложения по повышению их эффективности ОАО «Сургутнефтегаз».

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления запасами на торговом предприятии

1.1. Понятие и  экономическая сущность товарных  запасов

Процессы производства, обращения  и потребления в обществе происходят непрерывно. Но эти процессы не совпадают  ни в пространстве, ни во времени. Поэтому  для обеспечения их непрерывности  необходимы товарные запасы.

Товарные запасы - это  часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы  в процессе движения ее из сферы  производства к потребителю.1

В процессе перемещения товарные запасы сферы обращения приобретают  разные формы, наглядно показаны на рис.1.1.

Рисунок 1.1 Формы товарных запасов сферы оборота

Необходимость  существования  товарных запасов обусловлена рядом  причин:

  • несовпадение  в пространстве и во времени производства и потребления товаров;
  • асинхронность измерения  спроса и предложения товаров;
  • прерывность процесса поставки товаров при относительно непрерывном  или, наоборот, непрерывность производства при дискретном потреблении;
  • наличие случайных колебаний спроса и предложения товаров.2

Хотя физически эта  форма движения товара может находиться в движении, с экономической точки зрения она является статичной. Этот факт означает, что товарный запас является моментной величиной. Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Так как товарные запасы замещаются другими партиями товаров, то есть регулярно возобновляются, они считаются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Процесс товарооборачиваемости с экономической точки зрения составляют: процессы кругооборота товаров, смены статичной формы запаса динамичной формой товарооборота. 3

 

1.2. Управление запасами на торговых предприятиях

 

Управление запасами - это  оптимизация запасов произведенных  товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении  уровня обслуживания и бесперебойной  работы предприятия.4

Если вложения в товарные запасы будут чрезмерными, это приведет к уменьшению оборотного капитала торговой организации, к увеличению потребности в кредитах для выплаты заработной платы торговым работникам, оплаты поставщикам за поставленные товары, осуществления текущих расходов, возрастет потребность в большей складской площади, появится риск порчи товара, появление неликвидов.5 «Омертвление» финансовых ресурсов,  вложенных в товарные запасы, сокращает возможность роста доходности организаций за счет финансовых ресурсов  в другие, более прибыльные направления торговой деятельности. Кроме того, наличие избыточных (с точки зрения возможностей их реализации) торговых запасов требует больших расходов на их распродажу по сниженным ценам, аренду дополнительных складских помещений, на их содержание для уплаты налогов.

Если вкладывать недостаточно средств в товарные запасы, также возникнет ряд отрицательных последствий.  В этом случае в торговле могут отсутствовать необходимые товары, что приводит к потере потенциальных покупателей и лояльности клиентов, снижению объемов товарооборота из-за их нехватки и росту расходов на быструю доставку.

И одна и другая ситуации нежелательны. Рассмотрим наглядно влияние ошибок управления запасами на прибыль торговой компании, которые представлены на рис.1.2.

Рис.1.2 Ошибки управления запасами и их влияние на прибыль

Именно поэтому, важно привести товарные запасы в соответствие с потребностями в них и создать работающую на практике систему управления  ими.

В определенном смысле управление запасами представляет собой попытку  установить равновесие между двумя противоположными требованиями: требованиями финансистов, стремящихся минимизировать затраты на хранение товаров и требованиями маркетологов, которые стремятся оптимизировать обслуживание потребителя, поддерживая постоянный уровень запасов товаров по всему спектру торгового ассортимента.6

Цель управления запасами — снизить затраты на продвижение  товарных запасов через организацию, при обеспечении высокого уровня  качества торговли и одновременно максимизировать  возвраты на инвестиции в товарные запасы.

Создание эффективной системы управления товарными запасами на предприятии позволяет решить следующие задачи:

    • бесперебойность снабжения;
    • минимальное вложение денег;
    • минимальный риск;
    • обеспечение простоты процедуры заказа на пополнение запасов;
    • устойчивость товарного процесса.

 

1.3. Улучшение системы управления товарными запасами, модели управления ими

В условиях современной нестабильной экономики нужно обеспечить максимально  возможную скорость оборачиваемости  товарных запасов, чтобы не нести  инфляционных убытков.

Управление запасами предполагает организацию контроля за их фактическим состоянием. Организация службы контроля за состоянием запасов, ее необходимость объясняется повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса.

Меры по повышению управляемости  товарными запасами позволяют сохранять товары с наименьшими потерями и оптимальными затратами на хранение.

Модели управления запасами предназначены для решения проблем, которые связаны с запасами. Модели должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и  когда. Существует достаточно много моделей, которые позволяют определить оптимальный уровень инвестиций в запасы и потому многие модели получили достаточное распространение на практике.

Рассмотрим несколько основных моделей:

1) Модель экономически обоснованного размера заказа Уилсона (Economic Ordering Quantity model — EOQ). Математическая модель EOQ определяет оптимальный объем запасов исходя из цели минимизации затрат на их приобретение и хранение при удовлетворении прогнозируемого спроса на эти товары.7 Эти затраты варьируются в зависимости от заказанного количества так, как показано на рис.1.3.


 

 

 

 

 

Рис.1.3  Варьирование затрат 

Расчёт оптимального размера  партии поставки, при котором минимизируются совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов, осуществляется по формуле  (модель Уилсона):


(1.1) 

где - оптимальный размер партии поставки товаров;

- потребность в необходимом  объёме закупки товара в рассматриваемом  периоде (год, квартал);

- затраты по размещению заказа, доставке товара и его приёмке  в расчёте на одну поставляемую  партию;

- стоимость хранения единицы  товара в рассматриваемом периоде.8

Остальные характеристики модели следующие:

- Спрос на товары в единицу времени известен определенно;

- Запасы расходуются с линейным темпом;

- Затраты на осуществление закупок и загрузку материальных ценностей на склады остаются постоянными, и нет никаких скидок за покупки в больших объемах;

- Сроки реализации заказа — заранее известны и равны нулю;

- Дефициты недопустимы;

- Пополнение запасов осуществляется мгновенно.

2) Система контроля над запасами ABC — это система объемно-стоимостного анализа, позволяющего разделить все виды запасов на группы в соответствии с объемами реализации и величиной получаемой прибыли.

В большинстве случаев  оказывается, что основной объем  реализации (70-80%) обеспечивается весьма немногими номенклатурными позициями (10-20%) — действие так называемого  принципа Парето. Сосредоточение внимания на наиболее важных для предприятия  товарах и изделиях позволяет  более эффективно ими управлять, не расходуя лишние средства и время  на менее значимые позиции.

Суть данной системы состоит  в разделении всей совокупности запасов  товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных  последствий их недостатка для хода операционной деятельности и финансовых результатов  и т. п.

В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие виды запасов  с продолжительным циклом исполнения заказа, которые требуют постоянного  мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Частота завоза этой категории  запасов определяется, как правило, на основе модели EOQ. Количество видов  конкретных товарно-материальных ценностей, входящих в категорию «А», обычно ограничено и требует еженедельного контроля.

Информация о работе Управление запасами на торговом предприятии