Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить особенности управления запасами на торговом предприятии и разработать мероприятия по их совершенствованию, на примере ОАО «Сургутнефтегаз».
Для достижения указанной цели, сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления товарными запасами;
- провести анализ политики управления товарными запасами на примере конкретного торгового предприятия (ОАО «Сургутнефтегаз»), а именно, проанализировать управление запасами, оценить и рассчитать их показатели оборачиваемости;
- выявить направления совершенствования политики управления товарными запасами и разработать конкретные предложения по повышению их эффективности ОАО «Сургутнефтегаз».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы управления запасами на торговом предприятии…………………………………………………………………..5
Понятие и экономическая сущность товарных запасов……………..5
Управление запасами на торговых предприятиях…………………...6
Улучшение системы управления товарными запасами, модели управления ими………………………………………………………...8
Глава 2. Анализ системы управления запасов на торговом предприятии (на примере ОАО «Сургутнефтегаз»)……………………13
Общая характеристика предприятия…………………………………13
Анализ товарных запасов, их показателей оборачиваемости и структуры на предприятии ОАО «Сургутнефтегаз»……………….16
Основные параметры системы управления запасами ОАО «Сургутнефтегаз»……………………………………………………...23
Глава 3. Выработка управленческих решений по совершенствованию системы управления запасами ОАО «Сургутнефтегаз»……………….28
Совершенствование системы управления запасами ОАО «Сургутнефтегаз»……………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..34
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………
В категорию «В» включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных финансовых результатов. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц.
В категорию «С» включают
все остальные товарно-
Важно помнить:
- Основное внимание при контроле и управлении запасами должно быть уделено наиважнейшим видам сырья (категория А);
- Дополнительно для остальных видов сырья (категория В) рекомендуется применять приёмы вычисления наиболее экономичного (оптимального) размера заказа и оценивать страховой запас;
- Контроль за остальными видами сырья может проводиться раз в месяц.10
3) Модель управления запасами по минимуму - максимуму и с постоянной периодичностью пополнения запасов.
Эта система, как и система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня, содержит в себе элементы основных систем управления запасами. Заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В случае выдачи размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимального желательного уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов - минимальным и максимальным. Система "минимум - максимум" ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов.11
Следует отметить, что на практике применяются и другие модели управления запасами, причем выбор конкретной модели зависит от специфики бизнеса и иных влияющих факторов.
Глава 2. Анализ системы управления запасов на торговом предприятии (на примере ОАО «Сургутнефтегаз»)
Открытое акционерное общество
(АО) “Сургутнефтегаз” – одна из крупнейших
российских нефтяных компаний. Предприятие
является одним из самых закрытых в нефтяной
отрасли: до сих пор совершенно точно не объявлен прямой расклад
долей акционеров. 91,9% акций организации
значится в графе "прочие акционеры",
а 8,1% - принадлежат негосударственному
пенсионному фонду "Сургутнефтегаз".
Уставный капитал ОАО "Сургутнефтегаз" составляет
43 млрд. 427 млн. 992 тыс. 940 российский рубль
и разделен на 35 млрд. 725 млн. 994 тыс. 705 обыкновенных
и 7 млрд. 701 млн. 998 тыс. 235 привилегированных акций номинальной стоимостью 1
НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Нефтегазодобывающая компания
«Сургутнефтегаз» - одно из крупнейших
предприятий нефтяной отрасли России.
На его долю приходится около 13% объемов
добычи нефти в стране и 25% газа, добываемого
нефтяными компаниями России.
На протяжении многих лет предприятие
является лидером отрасли по разведочному,
эксплуатационному бурению и вводу в эксплуатацию
новых добывающих скважин.
На предприятии создан первый в России полный цикл производства, переработки газа, выработки на его основе собственной электроэнергии, получения готового продукта и сырья для нефтехимии. 59 структурных подразделений предприятия осуществляют весь комплекс работ по разведке и разработке месторождений, по строительству производственных объектов и трубопроводов, по обеспечению экологической безопасности производства и по автоматизации производственных процессов. Одним из значимых конкурентных преимуществ предприятия является наличие в его составе мощных сервисных подразделений, которые обеспечивают высокую эффективность внедрения передовых технологий нефтегазодобычи. Нефть поставляется как на российские нефтеперерабатывающие заводы, так и за рубеж - в страны СНГ и Западной Европы.
НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Нефтеперерабатывающий завод
компании – «Киришинефтеоргсинтез»
- одно из крупнейших нефтеперерабатывающих
предприятий страны, на его долю
приходится около 9% российской нефтепереработки.
Завод выпускает 58 видов продуктов нефтепереработки
с высокими экологическими и эксплуатационными
свойствами, в том числе все виды моторных
топлив, ароматические углеводороды, жидкий
парафин, кровельные и гидроизоляционные
материалы и др. Дизтопливо, авиакеросины,
кровельные материалы и битумы, выпускаемые
заводом, соответствуют международным
стандартам качества.
Введенный в строй в 1996 году комплекс ЛАБ-ЛАБС
выпускает основу для моющих средств с
биоразлагаемостью 95%. На основе этого
сырья производится 100% синтетических
моющих средств в России и 10% - в Европе.
В настоящее время завод реализует не
имеющий аналогов в России проект строительства
комплекса глубокой переработки нефти.
СБЫТОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Основные рынки сбыта компании - регионы Северо-Запада России. В настоящее время розничная сеть Сургутнефтегаза представлена 5 торговыми компаниями: «Калининграднефтепродукт», «Киришиавтосервис», «Новгороднефтепродукт», «Псковнефтепродукт», «Тверьнефтепродукт». На конец 2011 года сеть автомобильных заправочных станций (АЗС) компании располагает 288 магазинами и торговыми точками, 25 кафе, 24 станциями технического обслуживания и прочими объектами социально бытового назначения. Выручка от сопутствующих видов деятельности имеет устойчивую тенденцию к увеличению. В 2011 году рост по сравнению с предыдущим периодом составил более 13 %, а на отдельных АЗС ее доля в общем объеме выручки достигает 20 %.12
В таблице 1.1 представлены рынки сбыта за IV квартал 2011 г., на которых ОАО «Сургутнефтегаз» осуществляет свою деятельность, для сбыта нефти и нефтепродуктов они различны.13
Таблица 1.1
Рынки сбыта продукции (работ, услуг) за IV квартал 2011 года
Нефть |
Нефтепродукты |
- по территории России Центральный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Южный федеральный округ Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ - экспорт Страны Дальнего Зарубежья Страны СНГ |
- по территории России Центральный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ - экспорт Страны Европы |
Сбытовые предприятия имеют 28 нефтебаз для хранения топлива. Выгодное географическое положение сбытовых предприятий определяется близостью к нефтеперерабатывающему заводу компании, а также благодаря пролегающим по территории деятельности междугородным и международным трассам с большими потоками автомобильного транспорта.
Факторами, влияющими на сбыт продукции, являются:
ОАО «Сургутнефтегаз» регулярно проводит мероприятия по уменьшению влияния указанных факторов на сбыт продукции, а именно, постоянное проведение мониторинга цен на внешнем и внутреннем рынках сбыта нефти и нефтепродуктов, перераспределение объемов в направлении с наиболее благоприятной конъюнктурой цен.
Потребность организации
в запасах зависит от быстроты
их оборачиваемости. Оборачиваемость
запасов (inventory turnover) показывает, сколько
раз за анализируемый период организация
использовала средний имеющийся
остаток запасов. Данный показатель
характеризует качество запасов
и эффективность управления ими,
позволяет выявить остатки
Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным вовлечением средств в оборот, а замедление - отвлечением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в запасах. Сумма средств, дополнительно вовлечённых в оборот (или отвлечённых из оборота), рассчитывается по формуле:15
где - сумма средств, дополнительно вовлечённых в оборот, если < 0; сумма отвлечённых из оборота средств, если > 0;
- оборачиваемость запасов в отчётном периоде;
- оборачиваемость запасов в базисном периоде;
- однодневный фактический
Скорость товарооборота (С) число оборотов товаров в течение определенного периода. Этот показатель отражает количество раз, которое товарные запасы были проданы и возобновлены в сфере обращения, исчисляется как отношение товарооборота к среднему за период товарному запасу:
где О - объем товарооборота, руб.
Время обращения (В) - это период, за который товар проходит весь путь от производства до конечного потребителя. Этот путь состоит из времени перемещения товара от рабочего до складов оптовой или розничной торговли, времени пребывания на складах и преобразования производственного ассортимента в торговый, и времени, необходимого для розничной продажи товаров:
где - средний товарный запас, руб.;
t - количество дней;
О - товарооборот за этот период.16
Средние товарные запасы вычисляются в зависимости от наличия известных данных:
1) если имеются данные
на две даты, то используют
среднюю арифметическую
где Зн - товарные запасы на начало периода, руб.;
Зк - товарные запасы на конец периода, руб.
2) если имеются данные на три даты и более, то применяется средняя хронологическая моментного ряда:
где З2, З3… - запасы товаров на определенные даты, руб.,
n - количество дат.17
Однодневный товарооборот определяется путем деления общего объема товарооборота на число дней в периоде:
где t - число дней в периоде.
Для расчета показателей товарооборачиваемости ОАО « Сургутнефтегаз» необходимо использовать исходные данные, которые представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Данные для расчетов: наличие и движение товаров (нефтепродуктов) за 2010 - 2011 гг. (тыс. рублей)
Показатели |
2010 год |
2011 год |
На начало |
44 878 934 |
48 973 216 |
Всего продали товаров |
916 973 173 |
1 208 075 032 |
Остатки на конец |
48 973 216 |
56 715 991 |
Первоначально необходимо определить оборачиваемость товарных запасов в днях за каждый рассматриваемый нами период, а точнее за 2010 (базисный) и 2011(отчетный) гг., а также средние товарные запасы за эти же периоды, время обращения, однодневный фактический товарооборот.
Рассчитываем средние товарные запасы:
Далее определим время обращения товарных запасов:
Следующим шагом будет оценить влияние на время обращения следующих факторов: структура и объём оборота запасов, средние величины остатков запасов по видам.
Найдём однодневный
У нас есть теперь все данные, чтобы рассчитать сумму средств, дополнительно вовлечённых в оборот (или отвлечённых из оборота):
Рассчитаем скорость обращения:
,
Результаты расчетов показателей оформим в таблицу 2.3.
Таблица 2.3
Показатели
Наименование показателя |
Базисный период (2010 г.) |
Отчетный период (2011 г.) |
Отклонение | |
абсолютное |
относительное, % | |||
Средние запасы (тыс.рублей) |
52844603,5 |
+5918528,5 |
+12,61 | |
Однодневный товарооборот (тыс.рублей) |
2512255,26 |
331164,47 |
-2181090,79 |
-86,81 |
Время обращения (дней) |
18,6 |
15,9 |
-2,7 |
-14,51 |
Скорость обращения (дня) |
19,54 |
22,86 |
3,32 |
16,99 |
Сумма средств, доп. вовлеченных(+) или высвобожденных(-) в оборот(тыс.рублей) |
-894144,069 |
Информация о работе Управление запасами на торговом предприятии