Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:00, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование товарных запасов на конкретном торговом предприятии и поиск путей повышения эффективного управления ими.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Олес».
Для проведения анализа товарных запасов использовано ожидаемое выполнение плана на текущий год по всем показателям деятельности.
Введение……………………………………………………………………3
1. Экономическая сущность товарных запасов и управления ими
на торговом предприятии…………………………………………..5
2. Анализ товарных запасов торгового предприятия
2.1. Экономическая характеристика исследуемого
торгового предприятия…………………………………………….20
2.2. Анализ состояния и динамики товарных запасов………………..36
2.3. Анализ источников формирования товарных запасов…………..43
2.4. Анализ эффективности использования товарных запасов………53
3. Совершенствование управления товарными запасами
на торговом предприятии
3.1. Планирование потребности в товарных запасах………………....62
3.2 Мероприятия по повышению эффективности управления
товарными запасами…………………………………………………79
Заключение…………………………………………………………………91
Список использованных источников……………………………………..95
Приложения………………………………………………………………...98
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Уральский государственный экономический университет
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Управление товарными запасами на торговом предприятии»
Факультет ФСП Исполнитель: Бураченко С.М.
Специальность 060800
Специализация экономист-менеджер Научный руководитель:
Кафедра ЭУТиОП Цыганова Г.И. доцент, к.т.н.
Дата защиты
Оценка
Екатеринбург
2005
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Экономическая сущность товарных запасов и управления ими
на торговом предприятии…………………………………………..5
2. Анализ товарных запасов торгового предприятия
2.1. Экономическая характеристика исследуемого
торгового
предприятия…………………………………………….
2.2. Анализ состояния и динамики товарных запасов………………..36
2.3. Анализ источников формирования товарных запасов…………..43
2.4. Анализ эффективности использования товарных запасов………53
3. Совершенствование управления товарными запасами
на торговом предприятии
3.1. Планирование потребности в товарных запасах………………....62
3.2 Мероприятия по повышению эффективности управления
товарными запасами…………………………………………………79
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..95
Приложения……………………………………………………
Введение
Развитие
рыночных отношений и
Экономические
методы и инструменты
Рыночная экономика требует от предпринимателя использовать товарные запасы наиболее эффективно, оптимизировать товарные потоки. Как чрезмерное наличие запасов, так и их недостаточность приносят экономический ущерб организации. Необходимо добиться наличия на предприятии оптимального товарного запаса в соответствии с размером товарооборота. Оптимизация товарного запаса необходима для бесперебойного удовлетворения потребностей населения и как следствие приведет к росту товарооборота и прибыли предприятия.
Формирование и хранение товарных запасов требуют немалых затрат, при этом руководители торгового предприятия сталкиваются с множеством проблем организационного, экономического и финансового характера.
Применение
различных методов
Таким образом, изучение товарных запасов является актуальной задачей, а эффективнее управление ими – является одним из важнейших направлений совершенствования работы торгового предприятия.
Предметом исследования данной дипломной работы являются товарные запасы.
Целью дипломной работы является исследование товарных запасов на конкретном торговом предприятии и поиск путей повышения эффективного управления ими.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Олес».
Для проведения анализа товарных запасов использовано ожидаемое выполнение плана на текущий год по всем показателям деятельности.
Задачи данной работы следующие:
- исследовать сущность товарных запасов и управления ими на торговом предприятии;
- провести анализ состояния и динамики товарных запасов торгового предприятия;
- рассмотреть источники формирования товарных запасов на данном торговом предприятии;
- исследовать эффективность
использования товарных
- рассмотреть влияние
факторов на эффективность
- на основе проведенного анализа разработать план товарных запасов на предстоящий год;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами.
Для исследования данной темы были использованы различные учебники и учебные пособия таких авторов, как Бланк И.А., Кравченко Л.И., Соломатин А.Н., Чернов В.А.; учебные пособия кафедры «Экономики и управления в торговле и общественном питании»; различные периодические издания; статистические, бухгалтерские и оперативные материалы торгового предприятия ООО «Олес».
1. Экономическая сущность товарных запасов и управления ими на торговом предприятии
Процесс
реализации товаров требует
«Товарные запасы – это количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату» (ГОСТ Р 51303 – 99 Торговля: термины и определения.)
Запасы в торговле
как составная часть
Товар имеет две конечные цели: с одной стороны, удовлетворить потребность покупателя, с другой – принести прибыль его владельцу. Пока товар не продан, он находится в сфере обращения, ожидает момента продажи, он является товарным запасом. Товарный запас не приносит своему владельцу ничего, кроме затрат и убытков; прибыль приносит только товарооборот. Конечная цель товарного запаса – быть проданным, т. е. обмененным на деньги. Товарный запас перестает быть таковым в момент продажи, переходя из сферы обращения в сферу потребления. Следовательно, и продавец, и производитель, и покупатель должны стремиться к тому, чтобы товар как можно быстрее прошел путь по каналам рынка от момента его производства до момента его продажи.
Необходимость
товарных запасов определяется
тем, что невозможно
Товарные запасы имеют не только стоимостное выражение, но существуют и как потребительные стоимости. Как потребительные стоимости товары постоянно обновляются, а как стоимости они постоянно находятся в сфере обращения. Как потребительные стоимости все товары различны, а как стоимости – однородны. Размеры товарных запасов должны находится в определенном соответствии с размером товарооборота.
Товарные
запасы на предприятиях
Для осуществления бесперебойного товарооборота в каналах товарного обращения все время должен находится достаточный, оптимальный товарный запас (с учетом того, что ассортимент его в максимальной степени быть приближен к спросу). Как чрезмерное наличие запасов, так и их недостаточность приносят экономический ущерб организации. В первом случае замораживание средств, затраченных на хранение излишнего количества товаров, ухудшается финансовое состояние организации, нарушается процесс воспроизводства. Наличие больших запасов может привести к тому, что их потребительская ценность снизится или товар может вообще прийти в негодность. Во втором случае недостаток товарных запасов приводит к дефициту на прилавках магазина, что отрицательно сказывается на торговом обслуживании населения, предложение товаров будет отставать от спроса. В конечном счете, в обоих случаях это ведет либо к снижению прибыли предприятия, либо ухудшению других экономических показателей, поэтому вопрос о размере товарных запасов, их изучении является актуальной задачей.
Следовательно, важно добиваться постоянного наличия в торговых предприятиях таких товарных запасов, которые бы по своим размерам и составу соответствовали бы установленному объему товарооборота и обеспечивали бесперебойное удовлетворение спроса населения, а потребность в товарных запасах определялась бы на основе прогнозируемого объема товарооборота и их прироста за счет расширения (улучшения) ассортимента товаров. [22, с. 170]
Товарные запасы выполняют определенные функции:
- обеспечивают непрерывность
индивидуального
- удовлетворяет платежеспособный спрос населения, поскольку является формой товарного предложения;
- характеризует соотношение
между объемом и структурой
спроса и товарного
Товарные запасы можно классифицировать по различным признакам. Их классификация на конкретном предприятии должна быть подчинена задачам управления запасами.
В основном товарные запасы разделяют по следующим признакам: назначению, месту нахождения, срокам, размерам.
По назначению товарные запасы подразделяются на запасы: текущего хранения; сезонного накопления; досрочного завоза, страховые запасы.
Товарные запасы текущего хранения предназначены для обеспечения бесперебойной продажи товаров населению в период между поступлениями двух очередных партий товаров, находящихся в розничной торговой сети, на складах и в пути. Запасы текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Торговое предприятие должно иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Для определения текущих товарных запасов необходимо из их общей суммы исключить запасы товаров сезонного хранения, досрочного завоза и прибавить товары в пути и товары отгруженные. Текущие запасы должны быть оптимальными, т. е. не завышенными и не заниженными.
Для товарных запасов сезонного накопления характерен разрыв между производством товаров и их потреблением. Производство таких товаров ограниченно определенными сроками, а потребляются они большую часть года: и наоборот, производятся в течение всего года, а потребляются в ограниченные сроки.
Товарные запасы досрочного завоза создаются в районах, куда завоз товаров в силу географических и климатических условий не может осуществляться регулярно в течение всего года.
Страховые запасы – это резервная, постоянная часть запасов, предназначенная для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств (например, отклонений в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором или возможных задержек товаров в пути).[25, с. 159]
По месту нахождения различают товары: в пути (по акцептованным и оплаченным счетам); на базах и складах; на предприятиях розничной торговли; в овощехранилищах; отгруженными (не оплаченными покупателями); на ответственном хранении у покупателей.
Поскольку нахождение товаров в пути и товары, отгруженные – промежуточный этап между хранением и передачей товаров покупателям, они занимают незначительные величины в обороте. Наибольший удельный вес занимают товарные запасы на базах и складах, на предприятиях розничной торговли.
Товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей, отрицательно характеризуют процесс товародвижения, поскольку ими считаются не заказанные покупателем товары, либо товары несоответствующего ассортимента, качества. Товары, принятые на ответственное хранение, как правило, возвращаются поставщику, поэтому наличие таких товаров свидетельствует о нарушениях условий договоров поставки.
Информация о работе Управление товарными запасами на торговом предприятии