Управление товарными запасами на торговом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование товарных запасов на конкретном торговом предприятии и поиск путей повышения эффективного управления ими.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Олес».
Для проведения анализа товарных запасов использовано ожидаемое выполнение плана на текущий год по всем показателям деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Экономическая сущность товарных запасов и управления ими
на торговом предприятии…………………………………………..5
2. Анализ товарных запасов торгового предприятия
2.1. Экономическая характеристика исследуемого
торгового предприятия…………………………………………….20
2.2. Анализ состояния и динамики товарных запасов………………..36
2.3. Анализ источников формирования товарных запасов…………..43
2.4. Анализ эффективности использования товарных запасов………53
3. Совершенствование управления товарными запасами
на торговом предприятии
3.1. Планирование потребности в товарных запасах………………....62
3.2 Мероприятия по повышению эффективности управления
товарными запасами…………………………………………………79
Заключение…………………………………………………………………91
Список использованных источников……………………………………..95
Приложения………………………………………………………………...98

Файлы: 1 файл

Диплом (Товарные запасы).doc

— 926.50 Кб (Скачать)

     Значительный  объем финансовых ресурсов, инвестируемых  в оборотные активы, многообразие их видов и разновидностей, определяющая роль в ускорении оборотного капитала и обеспечении постоянной платежеспособности и др., определяют сложность задач, связанных с управлением оборотными активами.

     Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования.

     Различают  три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия:

   консервативный  – предусматривает не только  полное удовлетворение текущей  потребности во всех их видах,  обеспечивающей нормальный ход  операционной деятельности, но и  создание высоких размеров их  резервов на случай непредвиденных сложностей; такой подход гарантирует минимизацию операционных рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных средств (оборачиваемости, рентабельности);

   умеренный –  направлен на обеспечение полного  удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создания нормальных страховых их размеров; при таком подходе обеспечивается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования финансовых ресурсов;

   агрессивный –  минимизация всех форм страховых  резервов по отдельным видам  этих активов; при отсутствии  сбоев в ходе операционной  деятельности такой подход обеспечивает  наиболее высокий уровень эффективности  их использования, однако любые сбои в осуществлении нормального хода операционной деятельности приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема реализации товаров. [1, с. 318]

     Важную роль в управлении  запасами играет логистика, которая  используется для оптимизации товарных потоков в пространстве и во времени. Она координирует движение товаров по всей цепочке «поставщик – предприятие – покупатель» и гарантирует, что необходимые товары будут предоставлены своевременно, в нужном месте, в требуемом количестве и желаемого качества. В результате сокращаются затраты на складирование, значительно уменьшается продолжительность нахождения капитала в запасах, что способствует ускорению его оборачиваемости и повышению эффективности функционирования предприятия, его конкурентоспособности.

     Функции логистической системы предприятия реализуются на протяжении всего производственного или коммерческого цикла, включающего процессы: закупок товаров других материальных ресурсов, их складирования и хранения; управления товарными запасами; и др.

В сфере обращения  применение логистики позволяет [3, с. 36]:

- снизить запасы на  всем пути товародвижения за  счет высокой степени согласованности  действий всех участников логистических  процессов, повышения надежности  поставок, рациональности распределения запасов и др.;

- сократить время прохождения  товаров по логистической цепи  – это позволяет ускорить оборачиваемость  капитала, соответственно увеличить  прибыль, получаемую в единицу  времени, снизить себестоимость  товаров;

- снизить транспортные расходы – оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги и т.д.;

- сократить затраты  ручного труда и соответствующие  расходы на операции с грузом.   

     На финансовые показатели  предприятия и стоимость его акционерного капитала имеет значительное влияние сокращение оборотного капитала. Логистика может влиять на оборотный капитал в нескольких направлениях [14, с. 32]:

- ускорение оборота товаров;

- уменьшения общего уровня запасов;

- снижение дебиторской задолженности путем улучшения обработки заказов и достижения полноты информации для сокращения разногласий с клиентами, повышения удовлетворения клиентов и ускорения оплаты клиентами счетов;

- оптимизация цикличности, которая  влияет как на ускорение складского оборота, так и на ускорение оборота наличных средств.

В настоящее время  для торговли самым актуальным является оперативное получение информации. Как идут продажи, когда следует  заказывать новую партию товаров, какой  продукт расходуется быстрее, а  какой не идет, хватит ли товарных запасов, не истек ли срок хранения у скоропортящейся продукции. Над этими и подобными вопросами задумываются руководители торговых предприятий.

Внедрение автоматизации  позволяет  наладить оперативный  учет, контроль за движением товаров, анализ товарооборота и денежных потоков и состояние взаиморасчетов с поставщиками и партнерами.

Использование компьютеров  для организации управления запасами упрощает процедуру анализа, подсчет  запасов, обеспечивает учет продаж и  минимизирует товарные запасы.

Владение информацией  об оборачиваемости  товарных запасов  и о том, какие товары или виды продукции приносят наибольший доход, позволит увеличить товарооборот и  прибыль предприятия.

     В условиях развития потребительского рынка, увеличения ассортимента, развития конкуренции непрерывность торгового процесса, ритмичность продажи товаров потребителям соответствующих их спросу во многом зависит от эффективности управления товарными запасами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ товарных  запасов торгового предприятия

2.1. Экономическая характеристика  исследуемого торгового предприятия

 

 

 

     Объектом исследования является торговое предприятие – ООО «Олес». Юридический адрес магазина: г. Екатеринбург, ул. Бородина, 26. Режим работы с 8-00 до 24-00 часов без перерыва и выходных.

Основной вид деятельности предприятия – розничная торговля.

     Магазин «Олес» - отдельно стоящее одноэтажное кирпичное здание, расположенное в 60м от жилых домов с отдельным входом для покупателей и служебным входом. Имеются подъездные пути и автопарковка на 30 автомобилей.

     В соответствии со свидетельством о государственной регистрации рассматриваемая коммерческая организация зарегистрирована как Общество с ограниченной ответственностью «Олес», магазин «Продукты».

     В соответствии с Учредительным договором ООО «Олес» – является юридическим лицом по российскому законодательству; обладает обособленным имуществом; имеет самостоятельный баланс. ООО «Олес» имеет расчетные счета в кредитно-финансовых учреждениях, а также иные реквизиты юридического лица, в том числе фирменное наименование, печать, штампы и бланки установленного образца.

Учредителями ООО «Олес» являются физические лица. На момент образования  предприятия Уставный фонд составлял 10000 рублей. Высшим органом управления является общее собрание его участников, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с российским законодательством на основании Устава и Учредительного Договора ООО «Олес».

     Данное торговое предприятие имеет общую площадь 853,4 м². Набор помещений, поточность и планировка предприятия соответствуют санитарным правилам. Торговый зал магазина 530 м².

    Организационная структура ООО «Олес» линейно-функциональная. Среднесписочная численность – 60 человек.

     На сегодняшний день в ООО «Олес» насчитывается более 250 поставщиков. Из них основными являются поставщики-производители  Екатеринбурга и Свердловской области. На данном торговом предприятии заинтересованы в марках местных производителей, так как последние широко известны среди покупателей и пользуются спросом.

     ООО «Олес» кроме продуктов питания реализует хозяйственные, чистящие товары, бытовую химию, цветы, открытки, газеты, журналы. В магазине работает отдел «Кафетерий», где всегда есть горячие напитки, кура-гриль, выпечка, тесто и др. Ассортимент реализуемой продукции составляет 23 тысячи наименований.

     Помимо метода самообслуживания, используется метод обслуживания через прилавок и метод продажи с открытой выкладкой товаров.

     Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Олес» (табл. 1).

     По сравнению  с предшествующим годом, розничный товарооборот в 2005 году вырос на 7406 тыс.р., сумма валового дохода выросла на 770 тыс.р., издержки обращения в 2005 году увеличились на 5274 тыс.р., прибыль от реализации в 2005 году снизилась на 5004 тыс. р.

     Рассматривая  основные показатели можно сделать  вывод, что в целом эффективность хозяйственной деятельности снизилась.  

 

 

 

 

Таблица 1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Олес»

Показатель

2004 год

2005 год

Отклонение

Темп роста, %

Розничный товарооборот в фактических ценах, тыс. р.

100248

107654

+7406

107,4

Валовой доход, тыс. р.

в % к обороту

16993

17,0

17763

16,5

+ 770

-0,5

104,7

97,1

Издержки обращения, тыс. р.

в % к обороту

10014

10,0

15788

14,7

+ 5274

+ 14,7

157,7

147,0

Прибыль от реализации, тыс.р.

в % к обороту

6979

7,0

1975

1,8

-5004

-5,2

28,3

25,7

Внереализационные доходы, тыс. р.

в % к обороту

 

860

0,9

 

3592

3,3

 

+ 2732

+ 2,4

 

417,7

366,7

Внереализационные расходы, тыс. р.

% к обороту

 

331

0,3

 

869

0,8

 

+ 538

+ 0,5

 

262,5

266,7

Балансовая  прибыль, тыс. р.

в % к обороту

7508

7,5

4698

4,4

-2810

-3.1

62,6

58,7

Среднесписочная численность работников, чел.

63

60

- 3,00

95,2

Фонд оплаты труда, тыс. р.

2814

5446

+ 2632

193,5

Годовая зарплата одного работающего, тыс.р.

44,7

90,8

+ 46,1

204,5

Торговая площадь, м²

530

530

0

100,0

Рентабельность  розничного товарооборота, %

7,0

1,8

-5,2

---

Рентабельность  валового дохода, %

41,1

11,1

-30,0

---

Рентабельность  издержек обращения, %

69,7

12,5

-57,2

---

Производительность  труда, тыс. р.

1670,8

1794,2

+ 123,4

107,4

Прибыль на 1 раб-ка, тыс.р.

110,8

32,9

-77,9

29,7


 

  

     Рассмотрим основные показатели деятельности более подробно.

     Товарооборот является важным оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем объеме продаж, объем деятельности, степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов. Товарооборот, отражая размер предприятия, его денежную выручку за проданные товары, является основой для определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. [25, с. 94]

     ООО «Олес» имеет следующие данные по объему и выполнению плана товарооборота (табл. 2).

 

Таблица 2 - Данные о товарообороте ООО «Олес»

 

 

Показатель

 

2004 год

Отчетный 2005 год

Отклонение

Отчет-ный год в % к прош-лому

 

план

 

факт

% выпол-нения

 

от плана

от прош-лого года

Товарооборот в действующих ценах, тыс. р.

100248

116890

107654

92,1

- 9236

+ 7406

107,4

Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. р.

100248

---

95269

---

- 4979

95,0


 

     План товарооборота ООО «Олес» недовыполнен на 7,9 %, или на 9236 тыс.р.

     В 2005 году товарооборот  ООО «Олес» увеличится на 7406 тыс.р. по сравнению  товарооборотом за 2004 год; увеличение составляет 7,4 % в действующих ценах и 6,4 % в сопоставимых ценах. За счет ценового фактора товарооборот данного торгового предприятия увеличился на 12385 тыс. р., что составляет 11,5 % к фактическому товарообороту.

     Темп роста товарооборота 2005 года в сопоставимых ценах к 2004 году составил  95 %. То есть, если бы не было роста цен, то товарооборот в 2005 году снизился бы на 4979 тыс.р.

     Изучим  ритмичность и равномерность   развития товарооборота ООО «Олес», составив таблицу 3.

Информация о работе Управление товарными запасами на торговом предприятии