Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:00, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование товарных запасов на конкретном торговом предприятии и поиск путей повышения эффективного управления ими.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Олес».
Для проведения анализа товарных запасов использовано ожидаемое выполнение плана на текущий год по всем показателям деятельности.
Введение……………………………………………………………………3
1. Экономическая сущность товарных запасов и управления ими
на торговом предприятии…………………………………………..5
2. Анализ товарных запасов торгового предприятия
2.1. Экономическая характеристика исследуемого
торгового предприятия…………………………………………….20
2.2. Анализ состояния и динамики товарных запасов………………..36
2.3. Анализ источников формирования товарных запасов…………..43
2.4. Анализ эффективности использования товарных запасов………53
3. Совершенствование управления товарными запасами
на торговом предприятии
3.1. Планирование потребности в товарных запасах………………....62
3.2 Мероприятия по повышению эффективности управления
товарными запасами…………………………………………………79
Заключение…………………………………………………………………91
Список использованных источников……………………………………..95
Приложения………………………………………………………………...98
Анализ показывает, что рост товарооборота обеспечен с меньшей численностью, по сравнению с 2004 годом, а, следовательно, с больше эффективностью работы персонала. Повышение эффективности работы персонала произошло вследствие автоматизации торгово-технологических процессов, внедрения прогрессивных методов обслуживания и т.д. Производительность труда одного работника выросла на 12,8 %.
Таблица 8 - Данные о численности, составе, производительности и
оплате труда работников
Показатель |
Период |
Абсолютный прирост |
Темп роста, % | |
2004 год |
2005 год | |||
Товарооборот, тыс.р. |
100248,0 |
107654,0 |
+7406,0 |
107,4 |
Среднесписочная численность (чел.): всех работающих (Ч) оперативных работников (Чор) в том числе продавцов (Чп) |
63 36 22 |
60 34 20 |
-3 -2 -2 |
95,2 94,4 90,9 |
Производительность труда. Товарооборот: на 1 работающего, тыс.р./чел. на 1 операт. работ-ка, тыс.р./чел. на продавца, тыс.р./чел. |
1591,2 2784,7 4556,7 |
1794,2 3166,3 5382,7 |
+203,0 +381,6 +826,0 |
112,8 113,7 118,1 |
Торговая площадь, кв.м. |
530 |
530 |
-- |
100,0 |
Фонд заработной платы, тыс.р. |
2814,0 |
5446,4 |
+2632.4 |
193,6 |
Самый большой удельный вес в общей численности работников занимает торгово-оперативный персонал. Это является положительным моментом, так как от них в основном зависит рост объема продажи.
Наблюдается
снижение удельного веса
Таким образом, отклонения в структуре незначительны. Рост производительности труда произошел в основном из-за автоматизации торгово-технологического процесса, введения прогрессивных форм обслуживания.
Однако наблюдается более быстрый рост фонда заработной платы, по сравнению с темпами роста товарооборота. Экономически правильным считается соотношение:
Jч < Jфзп < Jо,
где Jч, Jфзп, Jо – индексы численности, фонда заработной платы и товарооборота соответственно.
Любое предприятие, в том числе и торговое, осуществляет свою деятельность в тесной взаимосвязи с внешней средой и испытывает на себе жесткое давление со стороны конкурентов.
Основными конкурентами для магазина «Олес» являются магазин «Кировский» и магазин «Чкаловский», расположенные в непосредственной близости друг от друга.
Рассмотрим слабые и сильные стороны конкурентов магазина «Кировский» и магазина «Чкаловский».
Данные магазины расположены в первых этажах жилых зданий, находятся на центральной улице микрорайона Химмаш рядом с остановочными комплексами, школами и больницей. На расстоянии 300 метров расположены крупные заводы: ОАО «Уралхиммашзавод» и ОАО «Ниихиммаш». Торговая площадь и ассортимент реализуемой продукции в этих магазинах – примерно одинаковые. В рассматриваемых предприятиях небольшие складские помещения, что не позволяет иметь запас товарных остатков на более длительное время, не возможно сохранять устойчивость ассортимента. У магазина «Чкаловский» отсутствует парковка для автомобилей, что приводит к неудобствам – автомобили покупателям приходится оставлять практически на проезжей части дороги.
Исследуемые предприятия отобразим в таблице 9.
Таблица 9 - Сильные и слабые стороны конкурирующих предприятий
Показатель |
ООО «ОЛЕС» |
«Кировский» |
«Чкаловский» |
Месторасположение магазина |
Находится в отдаленности от центральной магистрали |
Находится на центральной магистрали |
Находится на центральной магистрали |
Торговая площадь магазина (м2) |
530 |
350 |
250 |
Ассортимент продукции (тыс. наименований) |
23 |
15 |
10 |
Методы продажи |
Самообслуживание, через прилавок |
Самообслуживание, через прилавок |
Через прилавок |
Часы работы |
С 8-00 до 24-00 |
С 8-00 до 24-00 |
Круглосуточно |
Наличие складских помещений |
Имеются |
Имеются |
Отсутствуют |
Услуги |
Отдел сотовой связи, единый расчетный центр, кафетерий, игровые автоматы, телефон автомат, отдел бытовой техники, проявка и печать фотопленок |
Проявка и печать фотопленок |
Аптека |
Парковка |
Имеется |
Имеется |
Отсутствует |
Таким образом, можно сделать следующие вывод, что основной конкурент ООО «Олес» - магазин «Кировский». У магазина «Кировский» более выгодное месторасположение, ниже уровень цен на некоторые товары. Часы работы и методы продажи у данных торговых предприятий одинаковые. ООО «Олес» выгодно отличается от «Кировского» тем, что здесь большее количество предоставляемых услуг, больше ассортимент реализуемых товаров.
По проведенному анализу можно сделать следующие выводы.
В 2004 году ООО «Олес»
показывает положительные
В 2005 году в непосредственной близости от данного торгового предприятия открывается магазин «Кировский». Широкий ассортимент, более выгодное месторасположение, высокое качество обслуживания, низкие цены на некоторые товары повседневного спроса, известная торговая сеть, проведена соответствующая рекламная компания и др. – все это привело к тому, что «Кировский» составил серьезную конкуренцию данному торговому предприятию, снизились все показатели деятельности (товарооборот увеличился на 7,4 % и т.д.).
В такой ситуации
ООО «Олес» необходимо
2.2. Анализ состояния и динамики товарных запасов
Анализ товарных запасов, оптимизация их величины и структуры имеет большое значение для повышения эффективности торгового предприятия. Анализ состояния товарных запасов позволяет установить их оптимальный уровень для торговой организации. «Оптимальный запас товаров представляет собой такую его величину, которая обеспечивала бы наличие товаров по объему и ассортименту, соответствующему спросу населения, росту объема продаж, их бесперебойную реализацию в заданном объеме, ассортименте и с минимальными затратами». [22, с. 173]
Правильный состав и объем товарных запасов – наиболее важное условие роста продаж и повышения прибыльности магазина. Это объясняется следующими причинами:
- в товарные запасы
вложена основная часть
- ассортимент магазина имеет для покупателей главное значение; отсутствие нужных им товаров – основная причина того, что они могут уйти, ничего не купив, и уже никогда не захотят сюда вернуться.
Источниками
анализа товарных запасов
Состояние
товарных запасов в
Состояние товарных запасов выражается объемными (в натуральном или денежном измерении) и удельными (уровень товарных запасов в днях оборота, долях, процентах) показателями. [20, с. 261]
Перед тем, как перейдем к анализу товарных запасов рассмотрим имущество данного торгового предприятия, и какую часть в имуществе занимают оборотные активы и входящие в них товарные запасы (табл. 10).
Таблица 10 - Состав и структура активов ООО «Олес» в 2005 году
|
На конец года в % к началу года (по сумме) |
83,33 96,97 100,00 |
97,98 |
119,09 181,82 0,98 301,6 147,62 134,62 126,72 113,99 |
126,03 |
106,4 | |
Изменения за год |
по уд. весу, % |
0 -6,21 +0,67 |
-5,55 |
+1,53 +0..32 -0..99 +0.68 +0,48 +3,29 +0,99 +0,27 |
+2,37 |
--- | |
в сумме, тыс.р. |
-1 -361 +122 |
-240 |
+414 +63 +51 +127 +100 +733 +475 +89 |
+1336 |
+1096 | ||
На конец года |
уд. вес, % |
0,03 63,64 0,67 |
64,34 |
14,25 0,77 10,80 1,05 1,71 15,71 12,42 4,0 |
35,66 |
100,0 | |
сумма, тыс.р. |
5 11543 122 |
11670 |
2583 140 1958 190 310 2850 2253 725 |
6468 |
18138 | ||
На начало года |
уд. вес., % |
0,03 69,85 0 |
69,89 |
12,72 0,45 11,79 0,37 1,23 12,42 10,43 3,73 |
30,11 |
100,0 | |
сумма, тыс.р. |
6 11904 0 |
11910 |
2169 77 2009 63 210 2117 1778 636 |
5132 |
17042 | ||
Активы |
1. Внеоборотные активы: - нематериальные активы - основные средства - незавершенное строительство |
Итого по разделу 1 |
2. Оборотные активы: - запасы в том числе сырье товары расходы буд. периодов - НДС - дебиторская задолженность в том числе покупатели и заказчики - денежные средства |
Итого по разделу 2 |
Всего активов |
Темпы роста оборотных активов опережают темпы роста внеоборотных активов. В результате доля оборотных средств в бухгалтерском балансе выросла с 30,11 % на начало 2005 года до 35,66 % на конец года. К концу года снизился уровень запасов товаров. Увеличение текущих активов произошло за счет увеличения доли дебиторской задолженности; это увеличение нельзя рассматривать как положительный фактор прироста оборотных средств по той причине, что дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, означает их неэффективное использование и ведет к напряженному состоянию предприятия.
Относительным показателем величины товарных запасов является их уровень. Этот показатель рассчитывается в днях товарооборота. Показывает на сколько дней торговли хватит всех запасов.
Уровень т.з. (2004) = 5,3 дня. Уровень т.з. (2005) = 7,6 дня.
В целом, фактически уровень товарных запасов увеличился на 2,3 дня. В форме №3 «Отчет о розничной торговле» текущие товарные запасы учитываются вместе с остатками товаров сезонного хранения и досрочного завоза. Товары в пути, а так же отгруженные, расчетные документы на которые не сданы, а банк на инкассо в пределах установленных сроков – все это следует учитывать при расчете фактических текущих товарных запасов. Анализ товарных запасов так же проводят в разрезе отдельных товарных групп и товаров. Так при анализе товарных запасов в ассортиментном разрезе используют данные квартальных и годовых «Отчетов по розничной торговле», их обычно изучают не на первое число каждого месяца, а на начало и конец каждого квартала или год.
По экономическим соображениям некоторые товары замедляют рост товарооборота, однако на начало будущего года они способствуют его росту. Запасы на начало 01.01.05 - это запасы на конец 31.12.04, и запасы на начало 01.01.04 – это запасы на конец 31.12.03. Остатки снимают в конце каждого месяца все материально-ответственные лица в присутствии бухгалтера, данные заносятся книгу «Ревизия», а затем в «Отчет о движении товаров».
Проанализируем структуру товарных запасов и их динамику.
Рассмотрим подробнее товарные запасы в ассортиментном разрезе (табл. 11). Структура товарных запасов – это перечень всех групп товаров и их удельный вес в общей сумме всех запасов. В предыдущей части работы была рассмотрена структура товарооборота (с. 26). Структура товарооборота в какой-то степени отражает структуру спроса, а структуру товарных запасов – структуру предложения. При этом не должно быть резких отклонений структуры товарных запасов от структуры товарооборота.
Информация о работе Управление товарными запасами на торговом предприятии