Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 14:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий и целей оценки и аттестации персонала, а также рассмотрении их методов и процедур проведения.
Введение
ГлаваI. Оценка персонала
1.1. Понятие и цели оценки
1.2. Зачем нужна оценка персонала?
1.3. Системы, методы и методики оценки персонала
1.3.1. Формализованные системы оценки персонала
1.3.2. Методы и методики оценки персонала
1.4. Сколько стоит оценка персонала?
Глава II. Технология оценки персонала
2.1. Выбор метода
2.2. Технология управления по целям
2.3. Как обеспечить эффективность оценки персонала?
2.3.1. Что может помешать?
2.3.2. Чем достигается эффективность?
Глава III. Аттестация персонала
3.1.Понятие и цели аттестации персонала
3.2.Методы аттестации персонала
3.3.1. Этапы аттестации
3.3.2. Подготовка документов
3.4. Проведение аттестации
3.5. Сертификация персонала
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
ГлаваI. Оценка персонала
1.1. Понятие и цели оценки
1.2. Зачем нужна оценка персонала?
1.3. Системы, методы и методики оценки персонала
1.3.1. Формализованные системы оценки персонала
1.3.2. Методы и методики оценки персонала
1.4.
Сколько стоит оценка
Глава II. Технология оценки персонала
2.1. Выбор метода
2.2. Технология управления по целям
2.3. Как
обеспечить эффективность
2.3.1. Что может помешать?
2.3.2. Чем достигается эффективность?
Глава III. Аттестация персонала
3.1.Понятие и цели аттестации персонала
3.2.Методы аттестации персонала
3.3.1. Этапы аттестации
3.3.2. Подготовка документов
3.4. Проведение аттестации
3.5. Сертификация персонала
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Система аттестации и оценки персонала – важный элемент управления человеческими ресурсами. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента. Сегодня компании используют два понятия: оценка и аттестация персонала. Раскрою наиболее общее определение этим понятием. Оценка персонала – это процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений. Аттестация – это процедура, определяющая уровень профессиональной подготовки и соответствия специалиста занимаемой должности, а также решение вопроса о присвоении служащему квалификационного разряда. На Западе такого понятия как «аттестация» не существует, а есть понятие оценки. Аттестацию, регламентированную трудовым законодательством процедуру – необходимо отличать от оценки персонала. Аттестация кадров проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года (или по истечению срока действия контракта). Она представляет собой подведение итогов работы сотрудника по завершению срока действия его трудового контракта, оценка результатов его труда за весь период действия контракта, определение степени соответствия сотрудника установленным должностным требованиям (должностной инструкции), которые были положены в основу трудового контракта. Порядок и условия проведения аттестации персонала устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Проведение аттестационных мероприятий требует наличия официальных распорядительных документов по аттестации. Оценка персонала – система периодической проверки труда сотрудника за отчетный период (месяц, квартал, год), оценка соответствия его квалификации, навыков, отношения к своим обязанностям. На практике же понятия оценки персонала и аттестации часто перепутаны. Поэтому под аттестацией нередко понимается то, что относится к оценке персонала и наоборот. Очевидно, что оценка – это более широкое понятие, чем аттестация. В условиях нестабильности оценка персонала приобретает особый смысл. В период кризиса и минимизации затрат на персонал сокращается соцпакеты, заработная плата, происходят массовые сокращения работников, каждый сотрудник рассматривается как единица инвестирования финансового капитала. Для того чтобы правильно разместить капиталовложения, важно четко представление о возможностях каждого представителя компании. В условиях кризиса особенно важным для компании становится сохранение наиболее эффективных сотрудников.
Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе бизнес – технологий большинство руководителей организаций, обладающих определенными финансовыми, информационными, технологическими ресурсами достигли понимания того, что человеческие ресурсы являются ключевыми. Компании конкурируют на уровне профессионального развития своих сотрудников - их знаний, умений, навыков. Для разумного использования данного вида капитала необходимо правильно определить, каков он. Оценка и аттестация персонала позволяет выявить и раскрыть потенциал каждого сотрудника и направить этот потенциала на реализацию стратегических целей компании.
Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий и целей оценки и аттестации персонала, а также рассмотрении их методов и процедур проведения.
Глава I. Оценка персонала
1.1. Понятие и цели оценки персонала
Оценка работы персонала была и остается одним из важнейших направлений деятельности кадровиков. На каждом предприятии практически каждый руководитель хочет знать, насколько хорошо работает его персонал и как можно повышать эффективность его работы. Однако, понимая всю важность оценки персонала, многие руководители все же избегают процедуры оценки. И для этого есть вполне объяснимые причины: а) руководители не хотят проводить оценивание потому, что считают эту процедуру дополнительной нагрузкой, являющейся малоэффективной, «очередной кампанией», которая может испортить их отношения с подчиненными и т.д.; б) рядовые сотрудники сопротивляются проведению процедуры оценки, поскольку опасаются, что их положение ухудшится в результате проверки их компетенций; в) часто сопротивление введению процедуры оценки вызвано сопротивлением переменам как таковым («жили же раньше без этого..»).
И все
эти причины вызваны в первую
очередь недостаточным
Оценка персонала - деятельность, проводимая на разных этапах функционирования системы управления персоналом для различных целей, в том числе:
- подбор
кандидата на вакантную
- в ходе
прохождения испытания (
- в ходе
выполнения текущей
- обучение сотрудника (в соответствии с целями компании): необходимо определить текущие знания сотрудника и потребность в его обучении, желательно провести подобную процедуру и после прохождения обучения;
- перевод
в другое структурное
- формирование
кадрового резерва: оценка
- увольнение:
на данном этапе оценка
Под результативностью труда понимаются способности и/или желание выполнять общие функции управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы.
Показатели профессионального поведения охватывают следующие стороны деятельности: сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки.
Личностные качества показывают индивидуальные способности работника, отличающие его от других работников: квалификационный потенциал, образовательный потенциал, психофизиологический потенциал, нравственный потенциал, творческий потенциал, коммуникативный потенциал.
Оценка, так или иначе, проводится на каждом этапе работы с персоналом. Внеплановая оценка проводится, когда руководство вынуждено прибегнуть к данной процедуре, например, при найме нового работника, во время прохождения новым сотрудником испытания, при выявлении каких-либо проблем во взаимодействиях между подразделениями или реорганизации компании, ходатайством сотрудника о повышении оклада или переводе на новую должность и т.д. В этом случае инициатива исходит от непосредственного руководителя сотрудника. Плановая оценка персонала обычно проводится по инициативе генерального директора, так как позволяет проанализировать положение дел внутри компании и помогает в выстраивании стратегии дальнейшего развития.
Соответственно
и цели оценки персонала будут
различными. В случае плановой оценки
это может быть составление индивидуальных
карьерных планов, создание системы
обучения и повышения квалификации,
создание кадрового резерва, пересмотр
системы стимулирования, разработка
плана мероприятий по внутреннему
PR и развитию НR бренда, валидизация
техник подбора персонала, внесение
изменений в организационную
структуру предприятия и
1.2. Зачем нужна оценка персонала?
Почему же оценка персонала в одних организациях хорошо развита, в других работает не удовлетворительно, а в третьих не проводиться вообще? Тому есть несколько причин.
В управлении трудовыми
Существует пять целей проведения оценки персонала
I. Аудит трудовых ресурсов.
II. Мотивирование персонала.
III. Создание резерва выдвижения.
IV. Определение потребностей в обучении персонала.
V. Сокращение персонала.
Как правило, перед предприятием стоит не одна, а одновременно две или три из этих целей. Рассмотрим их подробнее.
Аудит трудовых ресурсов. Его не следует путать с аудитом состояния кадровой документации на предприятии (хотя и такой аудит также полезен). Аудит трудовых ресурсов – это периодически проводимый анализ состояния персонала организации. Аудит трудовых ресурсов служит для наведения порядка в численном и качественном составе персонала предприятия. Он отвечает на вопрос об оптимальности трудовых ресурсов, необходимости и целесообразности кадровых решений. Эту процедуру стоит проводить хотя бы раз в 2-3 года, чтобы руководство организации имело представление, в каком состоянии находится персонал, достаточно ли его для выполнения стоящих задач, насколько он квалифицирован, нет ли балласта.
Она помогает также предвидеть возможные негативные тенденции, например, возрастание текучести персонала.
Мотивирование персонала. Вряд ли стоит кого-либо убеждать, что высокая мотивация, вовлечённость персонала обеспечивает процветание компании. Тем не менее, во многих отечественных и зарубежных фирмах работники страдают от отсутствия внимания к себе со стороны работодателя, не получают обратной связи (кроме замечаний), не видят краткосрочных и долгосрочных перспектив. Для высокой мотивации человеку необходимо понимать, чего именно ждёт от него компания; при каких условиях он получит вознаграждение, есть ли у него возможности для дальнейшего служебного и профессионального роста. Процедуры оценки результатов труда и управления по целям, не только служат для аудита трудовых ресурсов, но и направлены на создание мотивации персонала к работе. В тех организациях, где система работает эффективно, сотрудники ждут оценки и охотно участвуют в ней, поскольку для них она означает возможность получения положительной обратной связи, поддержки и карьерного роста. Однако, там, где оценка проводится формально, она играет скорее негативную роль, ухудшая атмосферу в коллективе, вызывая дурные ожидания, сплетни и слухи, и в конечном счёте снижая лояльность персонала и доверие к работодателю.
Информация о работе Технология оценки персонала. Аттестация персонала