Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 19:33, доклад
Аттестация персонала — один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории
Аттестация персонала — один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории.
Также важно заметить, что под аттестацией может пониматься и решение вопроса о присвоении служащему квалификационного разряда, процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности.
Аттестация может преследовать следующие цели:
В обобщенном виде цели аттестации персонала вы можете видеть на слайде.
Что касается частоты проведения аттестационных мероприятий, то данные разнятся. В одних источниках указывается, что аттестация кадров проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года (или по истечению срока действия контракта), в других – 1-2 раза в год.
Существует
несколько типов
аттестации:
1) на основе объективных критериев (оценка
конечных результатов работы)
2) на основе субъективных оценок непосредственных
руководителей.
3) методика «360 градусов» — круговая субъективная
оценка персонала, когда сотрудник оценивается
своим руководителем, коллегами, подчиненными
и клиентами.
Результаты аттестации используются для установления заработной платы, решения вопроса об увольнении, планирования карьеры, решение вопроса о наказании сотрудника, формирование управленческих резервов. По результатам аттестации строится индивидуальный план развития каждого специалиста, предусматривающий повышение его квалификации (семинары, тренинги, стажировки, консультации) и его карьерный рост.
Говоря о роли психолога в проведении аттестационных мероприятий, важно обратить внимание на основные психологические правила аттестации:
1) Обязательное сообщение результатов работнику.
2) Оценку нельзя соединять с критикой.
3) Нельзя говорить сотруднику одновременно о результатах аттестации и об оплате труда.
4) В обязательном порядке нужно объяснить сотрудникам, что аттестация кадров — это не карательный инструмент для увольнения неугодных или «неправильных» специалистов; она призвана помочь не только работодателям, но и самим сотрудникам найти слабые места в своей профессиональной подготовке и устранить их.
Также психолог должен сгладить негативные стороны аттестации персонала — частые аттестации демотивируют персонал, направляя усилия сотрудников исключительно на выполнение установленных нормативов. В результате игнорируется все то, за что «оценки» не ставят. Для работника на первый план выходит не успех организации в целом, а личный результат. В коллективе возникает излишне высокий уровень конкуренции между сотрудниками, и регулярно вспыхивают межличностные конфликты.
В заключении хотелось бы отметить несколько пунктов, которые следует иметь ввиду. Оценки служащих должны быть соизмеримы с оценкой соответствия целей компании ее последним достижениям. Предположим, большой процент служащих получает высокие оценки за свою работу. В этом случае, возможно, организация должна ставить перед собой новую, более высокую планку развития. Если нет, то этот факт дал бы повод и время на размышление относительно общей философии относительно направления развития организации.
HR-менеджер
должен помнить, что