Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:12, контрольная работа
Цель работы: исследование особенностей оценки персонала.
В соответствии с целью возникают следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и цели оценки персонала.
2. Рассмотреть методы оценки персонала.
3. Описать формализованные системы оценки персонала.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1.Понятие и цели оценки персонала……………………………………..…..4
2. Формализованные системы оценки персонала………………………...…7
3. Методы оценки персонала……………………………………………..…10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...….14
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Понятие и цели оценки персонала……………………………………..…..4
2. Формализованные системы оценки персонала………………………...…7
3. Методы оценки
персонала……………………………………………..…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК…………………………………...….14
ВВЕДЕНИЕ
Система оценки персонала — важный элемент управления человеческими ресурсами. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента.
Оценка
персонала – это процесс
Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития бизнес-технологий большинство руководителей организаций, обладающих определенными финансовыми, информационными, технологическими ресурсами достигли понимания того, что человеческие ресурсы являются ключевыми. Компании конкурируют на уровне профессионального развития своих сотрудников – их знаний, умений, навыков. Для разумного использования данного вида капитала необходимо правильно определить, каков он. Оценка и аттестация персонала позволяет выявить и раскрыть потенциал каждого сотрудника и направить этот потенциал на реализацию стратегических целей компании.
Цель работы: исследование особенностей оценки персонала.
В соответствии с целью возникают следующие задачи:
1.
Раскрыть понятие и цели
2. Рассмотреть методы оценки персонала.
3. Описать формализованные системы оценки персонала.
Теоретической
основой исследования послужила литература
таких авторов, как Т.Ю. Базаров, П.Д. Малиновский
и др.
1
Понятие и цели оценки
Оценка персонала - деятельность, проводимая на разных этапах функционирования системы управления персоналом для различных целей, в том числе:
-
подбор кандидата на вакантную
должность: оценка необходима
для установления соответствия
умений и навыков кандидата
(как профессиональных, так и личностных)
должностным требованиям и
-
в ходе прохождения испытания
(испытательного срока): целью является
дополнительная оценка уровня
соответствия сотрудника
-
в ходе выполнения текущей
деятельности: на данном этапе
оценка направлена на
-
обучение сотрудника (в соответствии
с целями компании): необходимо
определить текущие знания
-
перевод в другое структурное
подразделение: следует
-
формирование кадрового
-
увольнение: на данном этапе оценка
требуется для выявления
Под
результативностью труда
Показатели
профессионального поведения
Личностные качества показывают индивидуальные способности работника, отличающие его от других работников: квалификационный потенциал, образовательный потенциал, психофизиологический потенциал, нравственный потенциал, творческий потенциал, коммуникативный потенциал.2
Оценка, так или иначе, проводится на каждом этапе работы с персоналом. Внеплановая оценка проводится, когда руководство вынуждено прибегнуть к данной процедуре, например, при найме нового работника, во время прохождения новым сотрудником испытания, при выявлении каких-либо проблем во взаимодействиях между подразделениями или реорганизации компании, ходатайством сотрудника о повышении оклада или переводе на новую должность и т.д. В этом случае инициатива исходит от непосредственного руководителя сотрудника. Плановая оценка персонала обычно проводится по инициативе генерального директора, так как позволяет проанализировать положение дел внутри компании и помогает в выстраивании стратегии дальнейшего развития.
Соответственно и цели оценки персонала будут различными. В случае плановой оценки это может быть составление индивидуальных карьерных планов, создание системы обучения и повышения квалификации, создание кадрового резерва, пересмотр системы стимулирования, разработка плана мероприятий по внутреннему PR и развитию НR бренда, валидизация техник подбора персонала, внесение изменений в организационную структуру предприятия и введение в штатное расписание новых должностей. Вынужденная оценка проводится для принятия решения по конкретному вопросу, и результаты ее носят скорее оперативный, чем стратегический характер.3
Для руководителя такая процедура ценна тем, что у него появляется четкая картина ресурсов подразделения, видение необходимых перемен, возможность активнее влиять на развитие своего отдела в направлении поставленных задач. Кроме того, оценка – это хороший повод поддержать сотрудника, похвалить его за достигнутые (пусть даже не очень большие и заметные) успехи и тем самым повысить его мотивацию для работы на этом предприятии.
Оценка персонала должна иметь четкие цели. Это могут быть ожидаемые изменения в политике компании, кадровые перестановки, изменение системы оплаты и многое другое. Перед тем, как принять решение о проведении процедуры оценки, руководство компании должно четко понимать: для чего проводится процедура, какие результаты они ожидают увидеть, и для чего эти результаты будут использованы.
Для
того что бы качественно и легко
провести в компании оценку персонала
необходимо провести очень серьезную
подготовку. Хорошая подготовка, важнее
хорошего проведения самой процедуры
оценки персонала.
2 Формализованные системы оценки персонала
Оценка
персонала не всегда бывает четкой
и формализованной. Однако с развитием
анализа бизнес-процессов, более
внимательным отношением к стратегическому
развитию компаний стали появляться
формализованные системы
- performance appraisal - оценка эффективности работы;
- performance review - обзор эффективности работы;
- performance evaluation - оценка выполненной работы;
- performance assessment - оценка производительности деятельности;
- performance management report - отчет по управлению эффективностью работы;
- performance survey - экспертиза эффективности работы;
- performance summary - краткое резюме эффективности работы;
- performance rating - определение уровня эффективности работы.
Несколько
позже появилась более
Постепенно все больший акцент в оценке персонала делался на рассмотрение личных и профессиональных качеств отдельного работника. Так, одна из разработок - Performance management - представляет собой систему более масштабную, чем MBO, так как направлена не только на оценку результата, но и учет "средств", которыми этот результат достигнут, - личных качеств сотрудников.
Система "360 градусов" была создана с целью повышения объективности оценки. Предполагается, что в ходе процедуры оценки опрашиваются коллеги, руководители, подчиненные и клиенты сотрудника; это приводит к снижению субъективизма оценки. Процедура проводится в несколько этапов: определяются критерии оценки, составляются опросники, проводится анкетирование, в конце анализируются результаты и разрабатывается план развития недостаточно развитых компетенций. Важно правильно определить критерии оценки, которые не могут быть одинаковыми для разных должностей. Для каждой должности определяется свой круг компетенций с заранее разработанными индикаторами для оценки - поведенческими примерами. Плюс данной системы оценки заключается в ее относительной простоте. Однако следует учесть, что при проведении масштабного исследования затрудняется процесс обработки полученных данных.
Assessment Center предполагает комплексную оценку сотрудника по компетенциям и, следовательно, более внимательное отношение к личностным и профессиональным качествам конкретного сотрудника. Данная процедура чаще всего включает: интервью с экспертом, в ходе которого собираются данные о знаниях и опыте сотрудника; психологические, профессиональные тесты; краткую презентацию участника перед экспертами и другими участниками; деловую игру (под руководством наблюдателя группа сотрудников или кандидатов разыгрывает бизнес-ситуацию по заранее подготовленному сценарию); биографическое анкетирование; описание профессиональных достижений; индивидуальный анализ конкретных ситуаций (бизнес-кейсов); экспертное наблюдение, по результатам которого составляются рекомендации для каждого сотрудника.
Для
России традиционной системой оценки
является аттестация. Она применялась
на предприятиях еще в советское
время. К сожалению, аттестацию сильно
недооценивают в качестве системы
оценки. По сути она очень схожа с Performance
management, однако, являясь процедурой крайне
формализованной и регламентированной,
существенно отстает в отношении применяемых
методов - законодательство не успевает
за развитием методов оценки. Кроме того,
аттестации подлежат сотрудники, которые
занимают должности, закрепленные в нормативных
актах Российской Федерации, субъектов
Федерации и муниципальных органов власти.
В результате в современных условиях отсутствия
единого стандарта должностей проведение
аттестации становится возможным только
в бюджетных учреждениях.4