Система управления персоналом, как механизм структурной оптимизации современного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:24, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы определить эффективность использования кадрового потенциала в переподготовке и повышении квалификации государственных служащих.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. Управление системой повышения квалификации государственных служащих в Украине………………………………………8
1.1. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации..8
1.2. О государственной службе………………………………...................12
1.3. Развитие кадрового потенциала органов государственной власти - основа эффективного управления Украины…………………………25
1.4. Усовершенствование управления системой повышения квалификации государственных служащих в Украине………………………33
Выводы к главе 1……………………………………………………………….41
Глава 2. Анализ работы Крымского центра ...………………..…...……….43
2.1. Общая характеристика Крымского центра ………………………...43
2.2. Анализ фнансово-экономической деятельности Крымского центра……………………………………………………………………………..52
2.3. Общая характеристика общего отдела ……………………………...58
2.4. Организация учебного процесса в Крымском центре……………...64
2.5. Итоги работы Крымского центра за 2004-2005 учебный год……...81
Выводы к главе 2…………………………………..…………………………...92
Глава 3. Усовершенствование системы набора персонала в Крымском центре ……………………………………………………………………………96
3.1. Технология отбора и приема персонала в Крымском центре…...96
3.2. Подбор и расстановка персонала в Крымском центре…………110
Выводы к главе 3……..……………………………………………………….119
Заключение……………..……………………………………………………...123
Литература …………………………………………………………………….130

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 678.00 Кб (Скачать)

     Усовершенствование форм краткосрочного повышения квалификации. Необходимо усовершенствовать организацию краткосрочного повышения квалификации, которое осуществляется по 72-х часовой программе, где каждая дисциплина имеет 2-4 часа. Слушатель, завершив обучение, практически не получает ни знаний, ни навыков. Что может преподаватель за 4 часа? Ознакомить с предметом в общем, в лучшем случае - проконсультировать слушателей по проблемам, которые их волнуют. Изученный опыт других стран доказывает, что экономически развитые страны отказались от долгодействующих программ. Поэтому будущее за более эффективными одно-трехдневными тематическими семинарами, ориентированных на формирование новых знаний и навыков у государственных служащих. Формы проведения могут быть разнообразными, от деловой ролевой игры до видеотренинга.

     Применение  инновационного инструментария развития кадров.  Было приведено несколько из форм развития кадров: подготовка, краткосрочное повышение квалификации; написание кандидатских и докторских диссертаций; стажировка за границей; семинары с привлечением иностранных специалистов. К эффективным методам развития кадров можно отнести еще и такие: создание проектных команд и групп; проведение деловых игр; привлечение сотрудников к процессу планирования деятельности подраздела, принятие управленческих решений и осуществление оценки деятельности; подготовка и презентация сотрудниками рефератов по проблемам усовершенствования и улучшения качества работы; организация руководством научно-практических семинаров; публичные отчеты о деятельности; стажировка в других подразделах организации (на должностях по горизонтали); работа руководства с резервом на руководящие должности.

     По  статистическим данным на руководящие должности  привлечены работники средний возраст руководителей - 45,5 лет. Каждый третий из них имеет достаточный (свыше 15 лет) стаж практической работы.

     Но  перспектива обновленной Украины рассматривается именно в подготовке кадров нового поколения, которые будут воспринимать основные демократические ценности.

     Важной  доминантой управления развитием кадрового потенциала является необходимость привлечения молодежи на государственную службу. Эта возрастная группа лучше всего воспринимает новое, владеет своеобразным новаторским "задором", способна к воплощению инноваций.

     Сравнительно с прошлыми годами, стал моложе состав руководителей центральных органов исполнительной власти: их количество в возрастной группе от 30 до 40 лет выросло на 2,6%, что составляет 8,2% в 2002г. против 6,1% в 2001г. Среди руководителей местных органов исполнительной власти их количество выросло с 1996г. вдвое и составляет в среднему 7,7%.

     Тревогу вызывает "утечка мозгов". По данным Госкомстата Украины, с 1997 по 2001 гг, за границу официально эмигрировали почти 90 тыс. граждан Украины с высшим образованием. В течение  последних десяти лет выехали 574 доктора наук и 907 кандидатов наук, треть из которых - перспективные специалисты возрастом до 40 лет.

     Назрела необходимость разработать и  законодательно утвердить концепцию  государственной кадровой политики, принять целевые государственные программы относительно обеспечения качества жизни, приближенного к развитым странам, создания привлекательной миграционной политики и условий для возвращения на Родину мигрантов, которые являются высококвалифицированными специалистами.

     Вместе  с тем с глобальными трансформациями  наблюдаются и существенные изменения  самой философии управления людьми в системе государственной службы. Если раньше она воспринималась как  элитарный вид деятельности, как  работа "над обществом", то теперь в массовом восприятии она является лишь сервисом, призванным обслуживать гражданина. Определяющим механизмом решения этой задачи является создание системы положительной мотивации к профессиональному и добросовестному выполнению государственной службы. Это предусматривает наличие положительной мотивации к получению и использованию профессиональных знаний в работе руководителя, высокого престижа в обществе государственной службы.

     Сохранение, развитие и обогащение кадрового  потенциала Украины - одно из решающих условий экономического роста и стратегической безопасности государства [30]. 

1.4. Усовершенствование управления системой повышения квалификации государственных служащих в Украине

       Жесткая регламентация полномочий образовательных учреждений, контроль за формами, сроком обучения, закрепления образовательных учреждений за определенной категорией кадров, монополизм государства в создании и ликвидации образовательных учреждений делали систему повышения кадров недостаточно эффективной, "негибкой", которая практически не оказывала содействие широкому использованию в учебном процессе эффективных методов, технологий и средств обучения.

       В основе  становления системы повышения квалификации лежат законы Украины "О государственной службе", "Об образовании", а также ряда нормативных актов. В последние годы деятельность органов государственной власти в формировании и усовершенствовании системы профессиональной подготовки государственных служащих стала более активной и последовательной.

       На  протяжении продолжительного периода одним из источников воспроизведения кадров государственных служащих, их профессионального образования была высшая школа. Структура же профессионального образования и повышения квалификации государственных служащих требовали создания специальной системы профессионального образования государственных служащих.

       В соответствии с Программой работы с  руководителями государственных предприятий, учреждений и организаций государственная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих предусматривает совокупность:

       - образовательно-профессиональных и  профессиональных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации  государственных служащих;

       - аккредитованных учебных заведений,  институтов и центров повышения  квалификации, которые реализуют указанные программы;

       - органов, которые осуществляют  управление системой подготовки, переподготовки и повышение квалификации  государственных служащих.

       Система повышения квалификации государственных  служащих, с одной стороны, рассматривается как самостоятельная, а с другой, - как подсистема системы государственной службы Украины. Поэтому становление этой системы происходит одновременно по двум направлениям.

       1. Укрепление взаимосвязи, координации  работы всех образовательных  учреждений, которые занимаются повышением квалификации государственных служащих.

       2. Внедрение системности в профессионально-образовательный  процесс, обеспечение реализации  единой государственной политики, определение модели государственного  служащего, целей, приоритетов и принципов профессиональной подготовки государственных служащих, применение единых государственных стандартов и критериев их реализации с учетом многочисленных форм, методов и сроков повышения 
квалификации.

       Эта система должна быть сбалансированной системой государственного заказа и конкуренции между образовательными учреждениями.

       Общими  недостатками в работе учебных заведений, которые занимаются повышением квалификации государственных служащих, являются:

       - отсутствие конкуренции со стороны  вневедомственной группы образовательных учреждений;

       - полная подчиненность заказчикам;

       - оторванность от системы государственной  службы Украины, сосредоточенность на стандартах высшей школы, которые рассчитанные на систему высшей школы.

       Сегодня образовательные учреждения, которые осуществляют повышение квалификации государственных служащих органов государственной власти объединены в систему (см. прил. 1) [31].

       К организационной структуре системы повышения квалификации государственных служащих относятся:

       - академии (за исключением академий, которые являются образовательными учреждениями высшего профессионального образования);

       - государственные образовательные  учреждения высшего образования;

       - центры повышения квалификации  государственных служащих в АРК и областях Украины.

       Система повышения квалификации государственных  служащих в Украине состоит из трех уровней.

       - Центральный уровень: Национальная академия государственного управления при Президенте Украины, академия муниципального управления, которые осуществляют повышение квалификации государственных служащих, ведущие вузы г. Киева, институты повышения квалификации министерств и ведомств, которые имеют государственные лицензии с учетом своего профиля и работают на основе госзаказа.

       - Региональный уровень: филиалы Национальной академии государственного управления (города Харьков, Львов, Одесса, Днепропетровск), университеты и прочие образовательные учреждения, которые имеют государственные лицензии и осуществляют повышение квалификации государственных служащих аппарата органов государственного управления в регионах на основе договоров, которые укладываются с органами власти.

       - Уровень местного самоуправления (муниципальная служба):

       - курсы (школы, центры) повышение  квалификации, которые действуют  на региональном и межрегиональном уровнях, муниципальные образовательные учреждения, которые осуществляют обучение служащих органов местного самоуправления.

       Целесообразно в основу деятельности государственных  органов и образовательных учреждений по повышению квалификации государственных служащих положить такие основные принципы:

       - конкурсный порядок размещения  государственного заказа;

       - четкая регламентация прав и  обязанностей сторон, которые осуществляют  формирование, размещения и выполнение  государственного заказа;

       - обязательность выполнения образовательным учреждением и государственными органами предусмотренных договором обязательств;

       - государственный контроль за  качеством обучения.

       Реализация  этих основ на практике будет оказывать  содействие формированию оптимальной  системы образовательных учреждений.

       Система повышения квалификации государственных служащих, прежде всего, может усовершенствовать государственное управление, повысить его эффективность. Эту задачу можно решить только с помощью подготовки и переподготовки государственных служащих, квалификация которых может отвечать требованиям соответствующим государственным должностям, при условиях беспрерывного повышения ими квалификации. Поэтому, оценивая результативность отдельных форм обучения и системы в целом, необходимо определить эффективность обучения государственных служащих. Целесообразно разработать механизм оценки результативности обучения в образовательных учреждениях и закрепить его нормативно.

       В Украине действуют 23 региональных центра. На сегодня большинство из них имеют необходимую материально-техническую и учебно-методическую базу, научно-педагогический потенциал, который дает возможность обеспечить обучение государственных служащих V-VII категорий должностей, которых насчитывается в Украине свыше 278 тыс.

       Следует усовершенствовать организационный  механизм управления региональными  центрами, формирования контингента  слушателей и планов-графиков работы региональных центров повышения  квалификации государственных служащих, руководителей государственных  предприятий, учреждений и организаций.

       Например, создание Государственного реестра  должностей государственных служащих и подготовка профессионально-квалификационных требований к этим должностям повысило бы эффективность обучения в центрах. Это дало бы возможность разрабатывать на их основе профессиональные программы обучения. Они обеспечили бы наиболее полную его дифференциацию, были бы направлены непосредственно на улучшение выполнения функций и задач соответствующих групп работников. Речь идет о подготовке типичных профессиональных программ. Для этого необходимо объединить усилия Главного управления государственной службы Украины, Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, других научных учебных заведений, а также региональных центров с соответствующими потенциальными возможностями.

Информация о работе Система управления персоналом, как механизм структурной оптимизации современного предприятия