Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 18:43, курсовая работа
Целью данной работы является определение путей совершенствования управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА» на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА».
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) анализ деятельности и управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА»
3) определение путей совершенствования управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА».
Введение
Глава 1. Теоретические и прикладные основы управления персоналом предприятия
1.1 Сущность, принципы и методы управления персоналом
1.2 Организация управления кадровым потенциалом предприятия
1.3 Новые аспекты теории и практики управления персоналом
Глава 2. Организация работы с персоналом на предприятии ОАО «ЭЛАРА»
2.1 Характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей предприятия
2.2 Организационная структура управления персоналом предприятия
2.3 Кадровый потенциал предприятия
Глава 3. Мероприятия по улучшению использования персонала
3.1 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование
организации предприятия в части управления персоналом
3.2 Повышение эффективности управления персоналом на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Министерство Образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования «Чувашский государственный
университет имени И.Н.Ульянова»
Экономический факультет
Кафедра региональной экономики и предпринимательства
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика организации»
На тему «Система управления персоналом предприятия»
Выполнила: студентка 1 курса
группы ЭК-041-12
Деведерова Марина
Проверила: Урусова И.Н.
Чебоксары,2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические и прикладные основы управления персоналом предприятия
1.1 Сущность, принципы и методы управления персоналом
1.2 Организация управления
1.3 Новые аспекты теории и практики управления персоналом
Глава 2. Организация работы с персоналом на предприятии ОАО «ЭЛАРА»
2.1 Характеристика предприятия
и анализ основных технико-
2.2 Организационная структура
2.3 Кадровый потенциал предприятия
Глава 3. Мероприятия по улучшению использования персонала
3.1 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование
организации предприятия в части управления персоналом
3.2 Повышение эффективности
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового производственного опыта. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их. Человек в системе менеджмента является ведущим звеном всех процессов, из которых складывается деятельность предприятия: все начинается с поиска людей, подходящих для определенной работы.
Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием и считается основным критерием его экономического успеха. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
Основным структурным подразделением по управлению персоналом является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
Создавшаяся в нашей стране ситуация, связанная с изменением экономической и политической систем, одновременно несет как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносит значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Поэтому необходимо как обеспечить преобразования на макро- уровне, так и подготовить управленцев работать по-новому.
Объектом исследования в данной работе является ОАО «ЭЛАРА».
Предметом исследования является процесс управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА».
Целью данной работы является определение путей совершенствования управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА» на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА».
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) анализ деятельности и
3) определение путей совершенствования управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА».
На основании этого первая глава работы посвящена рассмотрению таких вопросов как: сущность, принципы и методы управления персоналом; организация управления кадровым потенциалом предприятия; новым аспекты теории и практики управления персоналом; зарубежному опыту управления персоналом. Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.
Во второй главе на основании данных о деятельности ОАО «ЭЛАРА», его структуры управлением персонала проведена оценка кадрового потенциала предприятия.
На основании материалов первых двух глав в третьей главе разработаны мероприятия, направленные на совершенствование организации предприятия в части управления персоналом, мероприятия по подготовке и подбору кадров, определены направления повышения эффективности управления персоналом на предприятии.
Методологической базой исследования стали работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам управления персоналом, материалы конкретного предприятия, статистические данные по РФ, а также нормативно-правовые акты. Основными методами исследования стали – диалектический метод, дедукция, индукция, анализ, синтез и статистические методы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность, принципы и методы управления персоналом
Управление людьми представляет собой деятельность по руководству персоналом организации. Эта область управления непосредственно связана с работой руководителя. К данному виду управления относятся: обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и другие составные части работы руководителя. Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников - персонал, получил название управления персоналом (кадрами). [4]
Так, В.И. Гончаров выделяет систему управления трудовыми ресурсами, под которой он понимает взаимосвязанную совокупность целей, задач и основных направлений деятельности, а также различных видов, форм, методов и соответствующих механизмов управления, направленных на обеспечение постоянного роста эффективности производства, производительности труда и качества работы.
Данная система включает различные подсистемы, выполняющие конкретные функции, в том числе:
подсистему подбора и расстановки кадров;
подсистему профессионального отбора, повышения квалификации и роста профессионального мастерства;
подсистему качества труда и методов его оценки;
подсистему мотивации трудовой деятельности.
При этом подсистемы объединены единой целью управления, отражающей стремление к повышению производительности труда на основе максимально возможной реализации потенциальных способностей и потенциала работников. Действия всех подсистем направлены на то, чтобы эти способности и возможности полностью раскрылись в условиях конкретного предприятия.
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом на предприятии. Этот подход заключается в следующем:
создание философии управления персоналом.
создание совершенных служб управления персоналом.
применение новых технологий в управлении персоналом.
Наиболее общие 3 задачи управления персоналом: обеспечение кадрами; эффективное использование кадров; профессиональное и социальное развитие кадров. Все службы управления персоналом формируются исходя именно из этих целей.
В управлении персоналом существует две группы принципов:
1) Принципы, относящиеся к самому процессу формирования службы управления персоналом.
2) Принципы, характеризующие саму систему функционирования управления персоналом.
Основные методы управления персоналом:
- метод системного анализа;
- метод экспертных оценок;
- метод творческих совещаний и научных дискуссий;
- метод контрольных вопросов;
- морфологический метод.
Теперь рассмотрим основные составляющие системы управления персоналом:
1) Планирование персонала;
2) Развитие персонала;
3) Стратегия управления
4) Обучение;
5) Оплата труда, материальное стимулирование.
Планирование персонала как одна из важнейших функций управления персоналом состоит в количественном, качественном, временном и пространственном определении потребности в персонале, необходимом для достижения целей организации. Планирование персонала следует рассматривать во взаимосвязи с планированием кадрового потенциала организации и планированием карьеры ее сотрудников.
Развитие персонала (РП) — центральная сфера деятельности менеджмента персонала. В отличие от маркетинга персонала, который часто неправильно ассоциируется с рекламой мест работы, развитие персонала всегда воспринимается положительно, так как оно стремится к развитию кадрового потенциала. В экономически нестабильные периоды проблема развития персонала иногда отодвигается на задний план, но именно в условиях кризиса выработка его концепций создает предпосылки экономического роста.
Задачи развития персонала:
1) Повышение квалификации с
2) Способность к коммуникации, работе в группе и т.д.
Стратегия управления персоналом в организации призвана связать между собой многочисленные аспекты управления персоналом, чтобы лучше стимулировать и оптимизировать их влияние па работников, особенно на их трудовые качества и квалификацию и создать тем самым единую, соответствующую конкретной целевой группе комбинацию элементов политики управления персоналом.
Под профессиональным обучением понимается любая деятельность, сознательно проводимая для развития и поддержки ключевых компетенций персонала, требующихся для выполнения работы в настоящее время, или для развития потенциала сотрудников, необходимого для выполнения работы в будущем.
В практике профессионально-технического образования сложились две формы обучения персонала: внутрипроизводственная и непроизводственная.
Обучение на рабочем месте осуществляется в процессе работы. Эта форма подготовки является более дешевой и оперативной, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, непривыкших к обучению в аудиториях.
Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы.
Оплата же труда в нашей стране играет двоякую функцию: с одной стороны, является главным источником доходов работников и повышения их жизненного уровня, с другой - основным рычагом материального стимулирования роста и повышения эффективности производства. Материальное стимулирование - совокупность сознательно разрабатываемых обществом (трудовым коллективом) мер и средств по увязке результатов производственной деятельности и вознаграждения работников, направленных на достижение высоких конечных результатов, на основе использование материальных интересов. [5]
Непременным условием эффективности материального стимулирования является достоверная оценка результатов труда каждого работника, трудового коллектива.
1.2. Организация управления
кадровым потенциалом
Реализация целей и задач управления кадровым потенциалом предприятия осуществляется через кадровую политику.
Информация о работе Система управления персоналом предприятия