Система управления персоналом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение путей совершенствования управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА» на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА».
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) анализ деятельности и управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА»
3) определение путей совершенствования управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА».

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические и прикладные основы управления персоналом предприятия
1.1 Сущность, принципы и методы управления персоналом
1.2 Организация управления кадровым потенциалом предприятия
1.3 Новые аспекты теории и практики управления персоналом
Глава 2. Организация работы с персоналом на предприятии ОАО «ЭЛАРА»
2.1 Характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей предприятия
2.2 Организационная структура управления персоналом предприятия
2.3 Кадровый потенциал предприятия
Глава 3. Мероприятия по улучшению использования персонала
3.1 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование
организации предприятия в части управления персоналом
3.2 Повышение эффективности управления персоналом на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

Министерство Образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования «Чувашский государственный

университет имени И.Н.Ульянова»

Экономический факультет

Кафедра региональной экономики и предпринимательства

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине «Экономика организации»

На тему «Система управления персоналом предприятия»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

группы ЭК-041-12

Деведерова Марина

Проверила: Урусова И.Н.

 

 

 

 

Чебоксары,2013

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические и прикладные основы управления персоналом предприятия

1.1 Сущность, принципы и методы  управления персоналом

1.2 Организация управления кадровым  потенциалом предприятия

1.3 Новые аспекты теории и  практики управления персоналом

Глава 2. Организация работы с персоналом на предприятии ОАО «ЭЛАРА»

2.1 Характеристика предприятия  и анализ основных технико-экономических  показателей предприятия

2.2 Организационная структура управления  персоналом предприятия

2.3 Кадровый потенциал предприятия

Глава 3. Мероприятия по улучшению использования персонала

3.1 Разработка мероприятий, направленных  на совершенствование 

организации предприятия в части управления персоналом

3.2 Повышение эффективности управления  персоналом на предприятии

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового производственного опыта. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их. Человек в системе менеджмента является ведущим звеном всех процессов, из которых складывается деятельность предприятия: все начинается с поиска людей, подходящих для определенной работы.

Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием и считается основным критерием его экономического успеха. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.

Основным структурным подразделением по управлению персоналом является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

Создавшаяся в нашей стране ситуация, связанная с изменением экономической и политической систем, одновременно несет как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносит значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Поэтому необходимо как обеспечить преобразования на макро- уровне, так и подготовить управленцев работать по-новому.

Объектом исследования в данной работе является ОАО «ЭЛАРА».

Предметом исследования является процесс управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА».

Целью данной работы является определение путей совершенствования управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА» на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА».

Соответственно основными задачами работы являются:

1) изучение теоретических основ  управления персоналом;

2) анализ деятельности и управления  персоналом на ОАО «ЭЛАРА»

3) определение путей совершенствования управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА».

На основании этого первая глава работы посвящена рассмотрению таких вопросов как: сущность, принципы и методы управления персоналом; организация управления кадровым потенциалом предприятия; новым аспекты теории и практики управления персоналом; зарубежному опыту управления персоналом. Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.

Во второй главе на основании данных о деятельности ОАО «ЭЛАРА», его структуры управлением персонала проведена оценка кадрового потенциала предприятия.

На основании материалов первых двух глав в третьей главе разработаны мероприятия, направленные на совершенствование организации предприятия в части управления персоналом, мероприятия по подготовке и подбору кадров, определены направления повышения эффективности управления персоналом на предприятии.

Методологической базой исследования стали работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам управления персоналом, материалы конкретного предприятия, статистические данные по РФ, а также нормативно-правовые акты. Основными методами исследования стали – диалектический метод, дедукция, индукция, анализ, синтез и статистические методы.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Сущность, принципы и  методы управления персоналом

Управление людьми представляет собой деятельность по руководству персоналом организации. Эта область управления непосредственно связана с работой руководителя. К данному виду управления относятся: обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и другие составные части работы руководителя. Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников - персонал, получил название управления персоналом (кадрами). [4]

Так, В.И. Гончаров выделяет систему управления трудовыми ресурсами, под которой он понимает взаимосвязанную совокупность целей, задач и основных направлений деятельности, а также различных видов, форм, методов и соответствующих механизмов управления, направленных на обеспечение постоянного роста эффективности производства, производительности труда и качества работы.

Данная система включает различные подсистемы, выполняющие конкретные функции, в том числе:

подсистему подбора и расстановки кадров;

подсистему профессионального отбора, повышения квалификации и роста профессионального мастерства;

подсистему качества труда и методов его оценки;

подсистему мотивации трудовой деятельности.

При этом подсистемы объединены единой целью управления, отражающей стремление к повышению производительности труда на основе максимально возможной реализации потенциальных способностей и потенциала работников. Действия всех подсистем направлены на то, чтобы эти способности и возможности полностью раскрылись в условиях конкретного предприятия.

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом на предприятии. Этот подход заключается в следующем:

создание философии управления персоналом.

создание совершенных служб управления персоналом.

применение новых технологий в управлении персоналом.

Наиболее общие 3 задачи управления персоналом: обеспечение кадрами; эффективное использование кадров; профессиональное и социальное развитие кадров. Все службы управления персоналом формируются исходя именно из этих целей.

В управлении персоналом существует две группы принципов:

1) Принципы, относящиеся к самому  процессу формирования службы  управления персоналом.

2) Принципы, характеризующие саму  систему функционирования управления персоналом.

Основные методы управления персоналом:

- метод системного анализа;

- метод экспертных оценок;

- метод творческих совещаний  и научных дискуссий;

- метод контрольных вопросов;

- морфологический метод.

Теперь рассмотрим основные составляющие системы управления персоналом:

1) Планирование персонала;

2) Развитие персонала;

3) Стратегия управления персоналом;

4) Обучение;

5) Оплата труда, материальное стимулирование.

Планирование персонала как одна из важнейших функций управления персоналом состоит в количественном, качественном, временном и пространственном определении потребности в персонале, необходимом для достижения целей организации. Планирование персонала следует рассматривать во взаимосвязи с планированием кадрового потенциала организации и планированием карьеры ее сотрудников.

Развитие персонала (РП) — центральная сфера деятельности менеджмента персонала. В отличие от маркетинга персонала, который часто неправильно ассоциируется с рекламой мест работы, развитие персонала всегда воспринимается положительно, так как оно стремится к развитию кадрового потенциала. В экономически нестабильные периоды проблема развития персонала иногда отодвигается на задний план, но именно в условиях кризиса выработка его концепций создает предпосылки экономического роста.

Задачи развития персонала:

1) Повышение квалификации с целью  выпуска новой продукции, правильного  использования, техобслуживания и  ремонта средств производства; подготовка  и переподготовка кадров, обучение  современным технологиям.

2) Способность к коммуникации, работе в группе и т.д.

Стратегия управления персоналом в организации призвана связать между собой многочисленные аспекты управления персоналом, чтобы лучше стимулировать и оптимизировать их влияние па работников, особенно на их трудовые качества и квалификацию и создать тем самым единую, соответствующую конкретной целевой группе комбинацию элементов политики управления персоналом.

Под профессиональным обучением понимается любая деятельность, сознательно проводимая для развития и поддержки ключевых компетенций персонала, требующихся для выполнения работы в настоящее время, или для развития потенциала сотрудников, необходимого для выполнения работы в будущем.

В практике профессионально-технического образования сложились две формы обучения персонала: внутрипроизводственная и непроизводственная.

Обучение на рабочем месте осуществляется в процессе работы. Эта форма подготовки является более дешевой и оперативной, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, непривыкших к обучению в аудиториях.

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы.

Оплата же труда в нашей стране играет двоякую функцию: с одной стороны, является главным источником доходов работников и повышения их жизненного уровня, с другой - основным рычагом материального стимулирования роста и повышения эффективности производства. Материальное стимулирование - совокупность сознательно разрабатываемых обществом (трудовым коллективом) мер и средств по увязке результатов производственной деятельности и вознаграждения работников, направленных на достижение высоких конечных результатов, на основе использование материальных интересов. [5]

Непременным условием эффективности материального стимулирования является достоверная оценка результатов труда каждого работника, трудового коллектива.

1.2. Организация управления  кадровым потенциалом предприятия

Реализация целей и задач управления кадровым потенциалом предприятия осуществляется через кадровую политику.

Информация о работе Система управления персоналом предприятия