Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 18:43, курсовая работа
Целью данной работы является определение путей совершенствования управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА» на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА».
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) анализ деятельности и управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА»
3) определение путей совершенствования управления персоналом на ОАО «ЭЛАРА».
Введение
Глава 1. Теоретические и прикладные основы управления персоналом предприятия
1.1 Сущность, принципы и методы управления персоналом
1.2 Организация управления кадровым потенциалом предприятия
1.3 Новые аспекты теории и практики управления персоналом
Глава 2. Организация работы с персоналом на предприятии ОАО «ЭЛАРА»
2.1 Характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей предприятия
2.2 Организационная структура управления персоналом предприятия
2.3 Кадровый потенциал предприятия
Глава 3. Мероприятия по улучшению использования персонала
3.1 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование
организации предприятия в части управления персоналом
3.2 Повышение эффективности управления персоналом на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В секторе гражданской продукции деятельность «ЭЛАРы» широко диверсифицирована, что позволяет выпускать сложнейшие приборы для многих отраслей промышленности и экономики России.
Приборы и системы для железнодорожного транспорта производства ОАО «ЭЛАРА» эксплуатируются не только на российских железных дорогах, но и поставляются на экспорт. «ЭЛАРА» ведет активную работу по освоению перспективных изделий для системы управления инфраструктурой ОАО «РЖД».
Традиционно «ЭЛАРА» сотрудничает с ОАО «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «ПАЗ», ОАО «КАВЗ», АМО «ЗИЛ», ОАО «ШААЗ», ОАО «ЯЗДА», ОАО «ПРОМТРАКТОР», поставляя на их конвейеры автомобильную электронику. В 2006 году освоен ряд новых изделий, в том числе комбинации приборов для сельскохозяйственных и промышленных тракторов. В 2008 году начались серийные поставки комбинации приборов на конвейер ОАО «КАМАЗ» и блока управления топливным насосом высокого давления в адрес ОАО «ЯЗДА».
На протяжении последнего десятилетия «ЭЛАРА» зарекомендовала себя надежным поставщиком оборудования, предназначенного для построения промышленных систем автоматизации, в первую очередь в энергетической отрасли промышленности.
Особое внимание ОАО «ЭЛАРА» уделяет техническому перевооружению предприятия. Предприятие обладает современной базой и оборудованием ведущих фирм мира для производства сложнейшей электронной и электротехнической продукции.
Цех печатных плат оснащен уникальным высокотехнологичным импортным оборудованием от ведущих производителей, что позволяет изготавливать двухсторонние и многослойные печатные платы. Три производственные линии поверхностного монтажа позволяют производить монтаж поверхностно-монтируемых элементов до 60 000 компонентов в час.
«ЭЛАРА» обладает широкими возможностями по производству электронных изделий различной степени сложности с применением двухстороннего поверхностного и навесного монтажа.
За последние годы значительно обновился парк металлообрабатывающего оборудования предприятия. Сейчас в его составе - вертикальные и горизонтальные 3-4-координатные центры производства США и Японии, которые позволяют решить самый широкий спектр технических задач. Токарные обрабатывающие центры обеспечивают высокое качество изготовления ротационных деталей.
Сегодня 100 % изделий предприятия находятся под управлением системы управления BAAN. BAAN - это интегрированная система, которая поддерживает все направления бизнеса: производство, финансы, сбыт, снабжение, склады, транспортные перевозки, проектно-конструкторские работы. Система оперативного управления данными об объектах производства и логистики «ERP+», в свою очередь, предназначена для обеспечения пользователя информацией о производственно-хозяйственной деятельности предприятия, получаемой из базы данных ORACLE, системы управления SSA ERP LN (BAAN с4).
На «ЭЛАРе» с успехом используется система автоматизированного проектирования Pro/ENGINEER. Это уникальный метод параллельного проектирования, позволяющий резко сократить время технологической разработки и подготовки производства нового изделия. В качестве электронного САПР в ОАО «ЭЛАРА» применяются системы PCAD и CADENCE Allegro. Для автоматизированного проектирования технологической документации используется собственная разработка САПР ТП «Технолог-Гепард».
Оценивается уровень обслуживания клиентов, количество неотправленной продукции, стоимость неотправленной продукции, стоимость запасов и отношение к ним устаревших позиций, сумма отклонений продаж, продуктивность склада, расходы на перемещение единицы продукции, средняя длительность погрузочно-разгрузочных работ, длительность простоев и их стоимость. [20]
Деятельность предприятия характеризуется экономическими показателями, представленными в таблице 1.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности ОАО «ЭЛАРА»
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
Отклонение (+/-) |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Выручка от реализации |
2975612 |
3261366,5 |
+285754,5 |
109,6 |
3. Численность работников ППП, чел. |
3875 |
3856 |
- 19 |
95, 1 |
4. Производительность труда 1 работника ППП, тыс. руб. |
7688 |
8862 |
+1173,5 |
115,3 |
5. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
3483000 |
3500000 |
17000 |
100,5 |
6. Среднемесячная ЗП 1 работника ППП, руб. |
9000 |
9510 |
+510 |
105,7 |
7. Балансовая прибыль, тыс. руб. |
236099 |
289243 |
53144 |
122,5 |
8. Затраты на 1 рубль произведенной продукции, коп. |
0, 88 |
0, 86 |
- 0, 1 |
97, 7 |
9. Рентабельность основной |
14 |
17 |
+ 3 |
121, 4 |
Из таблицы 1 видно, что выручка от реализации в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 285754,5 тыс. руб. или 9,6%, что оценивается положительно, поскольку связано с увеличением физического объема производства. Это тоже, в свою очередь, оценивается положительно, так как свидетельствует о повышении спроса на продукцию. Увеличение выручки также может быть связано с ростом отпускных цен, что оценивается положительно в том случае, если причиной роста цен является увеличение спроса на продукцию и отрицательно, если рост цен — результат инфляционных процессов.
Среднесписочная численность работников уменьшилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 19 человек или 4, 91%, а производительность труда 1 работника ППП увеличилась на 1173,5 тыс. руб. или 15,3%, что может быть связано с приобретением модернизированного оборудования, внедрением новых технологий.
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. также произошло увеличение и среднемесячной заработной платы на 510руб. или 5,7%, что может быть связано с ростом различных доплат — за сверхурочные работы, оплата простоев не по вине работников и др. В результате увеличения среднемесячной заработной платы увеличился и фонд оплаты труда на 17000 тыс. руб. или 0,5%.
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло увеличение балансовой прибыли на 53144 тыс. руб. или 22,5%, что связано с ростом выручки от реализации.
Одним из положительных моментов 2010г. является также уменьшение затрат на 1 рубль товарной продукции на 2,27% и увеличение рентабельности основной деятельности на 21,43%, что оценивается положительно, поскольку свидетельствует о повышении эффективности использования имеющихся на предприятии ресурсов.
Итак, по сравнению с 2009 г. деятельность предприятия в 2010 г. характеризуется наличием большого количества положительных тенденций его развития.
Рассмотрим краткую характеристику показателей финансовой деятельности ОАО «ЭЛАРА» в 2010-2011 годы, представленную в Приложении №1.
Исходя из этого следует, что товарооборот в 2011 г. в % к 2010 г. составляет 129,45 тыс.руб., среднесписочная численность работников всего так же в % к предыдущему году составляет 105 чел., а производительность труда одного работника в 2011 г. в % к 2010 г. составляет 123,29 тыс.руб./чел., также можно заметить, что среднегодовая заработная плата одного работника в % к предыдущему году составляет 104 тыс.руб. Фондовооруженность труда одного работника в % к предыдущему году равна 102,8 тыс.руб./ чел., коэффициент эффективности использования основных фондов так же в % к предыдущему году равен 120,1 тыс.руб./чел. и рентабельность конечной деятельности в 2011 г. в % к 2010 г. составляет 143,03.
2.2 Организационная структура управления персоналом предприятия
В целях повышения эффективности управления Обществом совершенствуется организационная структура предприятия.
Изменение организационной структуры позволяет Обществу гибко реагировать на внешние и внутренние изменения, достигать поставленные стратегические цели и задачи.
Организационная структура Общества сформирована по смешанному типу, сочетающему линейно-функциональную и дивизиональную схемы построения компании. Число уровней управления – 7.Уровни управления обществом мы можем рассмотреть в Приложении № 2.А в таблице, указанной ниже мы видим функциионально-дивизиональные блоки управления.
Таблица 2
Функционально-дивизиональные блоки управления
2.3 Кадровый потенциал предприятия
Прописывание кадровой политики завода основывалось на понимании жизненного цикла организации и предварялось экспресс-диагностикой предприятия, по результатам которой началось переосмысление его организационной структуры и далее – переосмысление всех основных управленческих процессов.
Результатом также стало достижение общего понимания необходимых изменений и утверждение новой кадровой политики предприятия путем построчного ее обсуждения на заседаниях топ-менеджмента в составе генерального директора, первого заместителя, финансового директора, HR-менеджера. Ежегодно кадровая политика ОАО "ЭЛАРА" анализируется с учетом новых тенденций, внутренних изменений. По результатам данного анализа и принимая во внимание стратегические цели, которые определяет генеральный директор, документ совершенствуется директором по управлению персоналом. Регулярный процесс переосмысления кадровой политики начинается опять же с пересмотра организационной структуры, изменения в которой происходят практически ежемесячно, и на основе этих изменений складываются, меняются определенные стратегические цели.
Документ в обязательном порядке раздается всем сотрудникам кадрового подразделения, они вносят поправки или предложения в соответствии со своим пониманием, опытом. Далее директор по персоналу опять корректирует документ и только после этого представляет его генеральному директору.
Процедура построчного обсуждения руководством новой кадровой политики проходит каждый год до 31 декабря. В новый год предприятие входит с новой кадровой политикой. Соответствующие документы, принятые за последние три года на предприятии, существенно отличаются друг от друга. В текущем году в кадровой политике появились конкретные цифры: коэффициент текучести, создание рабочих мест, средний возраст персонала по предприятию и т. д., т. е. руководство пришло к пониманию и выражению кадровой политики в цифрах. [15]
Генеральный директор, активно участвуя в формировании нового управленческого взгляда на персонал, в разработке основных направлений работы HR-директора и службы персонала, становится главным сторонником производимых изменений, активным их участником и рупором новой политики. Например, генеральный директор ОАО "ЭЛАРА" не только декларирует: "Мы ориентируемся на молодежь в составе нашего коллектива", но и предпринимает соответствующие действия.
Почему происходят ежегодные изменения в кадровой политике, организационной структуре, корпоративной культуре компании и нужны ли они? Этот вопрос действительно правомерен в свете существования большого количества предприятий, так и не начавших развиваться после перестройки и тем более кризиса, а сохраняющих постоянно позицию выживания. По мнению автора, кадровая политика обязательно должна пересматриваться каждый год, дополняться, изменяясь в соответствии со стадиями развития предприятия и его взаимодействия с рынком.
Основные факторы влияния на кадровую политику:
1)внешняя среда – она настолько изменчива в настоящий период, что необходимо вырабатывать механизмы, позволяющие подстраиваться под нее, – чтобы вообще не потерять предприятие;
2)стратегические цели предприятия. Таковой может считаться и цель – просто выжить, но возможен также широкий спектр устремлений, который более разумно реализовывать как раз в относительно стабильной экономической среде. Стратегические цели устанавливаются каждый год;
3)внутренние организационные особенности: специфика производства, формирование новых видов деятельности и, соответственно, новых требований к сотрудникам, развитие наиболее эффективных, выгодных путей производства, освоение нового оборудования и пр.
Глава 3. Мероприятия по улучшению использования персонала
3.1.Разработка мероприятий, направленных на совершенствование организации предприятия в части управления персоналом.
Основными направлениями, способствующими совершенствованию управления персоналом ОАО «ЭЛАРА» можно назвать следующие:
1. Повышение профессионализма в
управлении. Нужно вести работу
по повышению квалификации
2. Применение современных
Информация о работе Система управления персоналом предприятия