Повышение конкурентоспособности предоставляемых организацией услуг на примере банка «ВТБ 24»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – повышение конкурентоспособности предоставляемых организацией услуг на примере банка «ВТБ 24».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо последовательное решение следующих задач:
раскрыть основное понятие и содержание конкурентоспособности;
определить методические подходы к оценке конкурентоспособности;
рассмотреть современные особенности и закономерности банковской конкуренции;
раскрыть общую характеристику Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
проанализировать деятельности Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
оценить конкурентоспособность банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности банковских услуг «ВТБ 24»;
рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг «ВТБ 24».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности банковских услуг…...6
Основное понятие и содержание конкурентоспособности……………….6
Методические подходы к оценке конкурентоспособности……………...12
Современные особенности и закономерности банковской конкуренции………………………………………………………………..18
Глава 2. Анализ конкурентоспособности услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………………..27
Общая характеристика Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»…………………………………………27
2.2. Анализ деятельности Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24».......................33
2.3. Оценка конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»……………………43
Глава 3. Повышение конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения «ВТБ 24»……………….64
Основные направления повышения конкурентоспособности банковских услуг………………………………………………64
Мероприятия по повышению конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………..68
Экономическая эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………………..85
Заключение………………………………………………………………………….91
Список использованной литературы……………………………………………..94

Файлы: 1 файл

Диплом ВТБ 24.doc

— 855.00 Кб (Скачать)

На территории Сахалинской области действует 27 конкурирующих банков (см. Приложение И). Для того, чтобы выбрать главных конкурентов Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24», как уже упоминалось выше, проводился опрос, в ходе которого был задан вопрос «Услугами какого банка Вы пользуетесь?» 52% опрошенных ответили «Сбербанк России», 25% - «ВТБ 24», 7% респондентов назвали «Альфа-банк», 15% опрошенных назвали другие банки, среди которых наибольший процент (12%) принадлежит банку «Восточному экспресс».

Таким образом, определились прямые конкуренты Южно-Сахалинского  отделения «ВТБ 24» - это 3 самых крупных банка, входящих в состав 30 ведущих банков РФ, которые так же занимают лидирующие позиции по оказанию банковских услуг юридическим и физическим лицам в г. Южно-Сахалинске:

  1. «Сбербанк России»;
  2. «Альфа-банк»;
  3. «Восточный экспресс банк».

Так как внешняя  и внутренняя среда постоянно  изменяются под воздействием деятельности, как самого банка, так и других факторов, то необходимо выявить ограничения, возможности, сильные и слабые стороны банков-конкурентов в изменяющейся среде (табл. 2.16).

Таблица 2.16 - Сильные и слабые стороны банков-конкурентов

 

Банк ВТБ 24

Сбербанк России

Альфа Банк

Восточный экспресс банк

Сильные стороны

Парковка, электронная  очередь, круглосуточная консультация с минимальным ожиданием, бесплатное обслуживание зарплатной карты, бесплатное обслуживание зарплатной карты, банкомат принимает наличные, низкий % по кредитным картам, низкий % по автокредитам, ассортимент ипотечного кредита с низкой % ставкой, ассортимент кредитов для бизнеса, удобный интернет банк, удобный интерфейс сайта.

 

Парковка, электронная  очередь, удобный интерфейс сайта, развитая филиальная и банкоматная сеть, возможность банкомата по переводу денег с одной карты на другую, консультации в зале банка, низкий % по оплате ЖКХ, бесплатное обслуживание зарплатной карты, низкий % по потребительским и ипотечным кредитам, ассортимент банковских услуг, реализация социальных и инвестиционных проектов, репутация, работа с пенсионными вкладами,  низкий % по кредитам малому бизнесу, факторинговые услуги.Семидневный рабочий день.

Развитая банкоматная  сеть, ассортимент бонусных программ, ассортимент накопительных программ,  большой спектр услуг через интернет банкинг, ассортимент услуг по работе с корпоративными клиентами, малым и сред-ним бизнесом, низ-кий % по автокредитам, факторинговые услуги.

 

 

 

 

 

 

Развитая филиальная сеть, высокие % по депозитам,  7 дневной рабочий день,  высокое качество обслуживания клиентов, оперативная система консультирования и поддержки клиентов, факторинговые услуги.

Слабые стороны

Неразвитая  филиальная сеть, неразвитая банкоматная  сеть, шестидневный рабочий день, отсутствие дисконтных программ,  отсутствие бонусных программ, отсутсвие фактоинговых операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокая стоимость  фондирования, связанная с преобладанием  наиболее «дорогих» срочных частных  вкладов в структуре пассивов банка, высокий уровень операционных расходов,

низкая рентабельность инвестиций в рублевые гособлигации, имеющих отрицательную реальную доходность.

Неудобный режим  работы, отсутствие собственного здания, отсутствие парковки, неразвитая филиальная сеть, отсутствие электронной очереди, высокие % ставки по кредитам, услуга ипотечное кредитование недоступна в г. Южно-Сахалинске,  банкомат не принимает наличные, высокий % по оплате ЖКХ, назойливость в предложении новых услуг, низкий % по депозитам

 

 

Неразвитая  банкоматная сеть, отсутствие электронной очереди, не удобный интерфейс официального интернет сайта, высокие % по кредитам, небольшой спектр услуг, отсутствие ипотечного кредитования,  недостаточные усилия по развитию брэнда, низкая конкурентоориентированность, использование ограниченных методов продвижения банковских услуг,

         
         
         
         

Окончание таблицы 2.16

       

отсутствие  четкой маркетинговой стратегии  развития

Возможности

 

Выигрыш при  вхождении России в ВТО,

что вызовет  рост внешнеэкономических отношений, усиление позиций на розничном рынке, ухудшение позиций конкурентов, массовое про-движение на рынок предложений по депозитам, снижение инфляции, улучшение инвестиционного климата, резкий рост спроса на отдельные виды банковских продуктов и услуг.

 

 

 

 

 

 

Макроэкономическая  стабильность, укрепление курса рубля, опережающий рост реальных доходов населения, ожидаемый рост рынка кредитования населения, в том числе потребительского и ипотечного кредитования. Поддержка государства, присвоение Сбербанку статус крупнейшего институционального инвестора в российские рублевые и валютные гособлигации.

Улучшение инвестиционного  климата в Сах. обл. недостаточно освоенные виды обслуживания; рост спроса на отдельные банковские продукты; наличие маркетинговой стратегии; наличие мотивации персонала; более  выгодные условия кредитования; отсутствие у конкурентов многих видов кредитования; получение кредита с минимальными затратами; долгосрочные отношения с добросовестными клиентами; наличие большой клиентской базы.

 Увеличение  доли рынка, увеличение льгот  и субсидий от государства,  ослабление конкурентов, снижение уровня налоговой нагрузки, повышение спроса на кредитные услуги банка

Угрозы

Риск роста  неплатежей по выданным

потребительским кредитам, выход на рынок новых  конкурентов, ограниченная ресурсная  база, нехватка качественных заемщиков, недоверие населения банкам, рост налогов, недостаточно сформированный рынок банковских услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Присоединение России к ВТО приведет к дальнейшей либерализации рынка финансовых услуг, в частности, к снижению барьеров для прихода иностранных банков на российский рынок. Крупные зарубежные банки могут стать прямыми конкурентами для Сбербанка, поскольку позиционируются в том же сегменте рынка банковских услуг, включение  банка в систему страхования банковских вкладов на общих основаниях, вероятно, приведет к частичной потере конкурентного преимущества, связанного с госгарантиями по вкладам

Сложность возврата просроченных кредитов; выход на рынок  новых конкурентов; изменение предпочтений клиентов; минимальное время и  пакет документов для оформления кредита у конкурентов; нехватка качественных заемщиков; огромное количество предприятий, с «черной» оплатой труда.

 

 

 

 

 

 

Снижение темпов развития отрасли, усиление финансового  кризиса, упадок экономической активности потребителей банковских услуг, рост инфляции и процентных ставок, банкротство


По данным таблицы 2.16 можно сказать, что в рамках анализа сильных сторон Южно-Сахалинской отделение банка «ВТБ 24» уступает только Сбербанку России. Третье и четвертое место поделили между собой «Альфа-банк» и «Восточный экспресс банк» соответственно. В категории «Слабые стороны» дела обстоят аналогично: меньше всего слабых сторон у Сбербанка России, затем следует отделение банка «ВТБ 24», далее «Альфа-банк» и группу замыкает «Восточный экспресс банк». Анализируя «Возможности» и «Угрозы» ясно видно, что в условиях не оформившейся среды Сахалинских банковских  услуг у всех банков есть благоприятные возможности, которые преобладают над угрозами. В особенности благоприятная ситуация в соотношении возможности-угрозы у лидеров рынка банковских услуг, а именно «Сбербанк России» и отделение банка «ВТБ 24».

Слабости каждого банка с течением времени приобретут всё большее значение при небольшом увеличении сил банка. Данный анализ не только позволяет выполнить формирование стратегий развития каждого из рассмотренных банков, но и поможет обосновать выбор конкретного набора стратегий.

Для того чтобы  оценить конкурентоспособность  банка, сравним стандартный перечень банковских услуг в таблице 2.17.

Таблица 2.17 - Перечень предоставляемых банковских услуг

Наименование услуг

ВТБ 24

Сбербанк

Альфа-банк

Восточный экспресс банк

Потребительские кредиты

+

+

+

+

Ипотечные кредиты

+

+

-

-

Автокредиты

+

+

+

+

Вклады

+

+

+

+

Социальные банковские продукты

+

+

-

+

Сберегательные сертификаты

-

+

-

-

Кредитные карты

+

+

+

+

Дебетовые карты

+

+

+

+

Зарплатные карты

+

+

+

+

Социальные карты

-

+

-

+

Партнерские, бонусные программы

-

+

+

-

Обслуживание vip клиентов

+

+

+

-

Дистанционное обслуживание

+

+

+

+

Банковское страхование

+

+

+

+


Окончание таблицы 2.17

Переводы денежные

+

+

+

+

Драгоценные металлы  и монеты

+

+

-

-

Аренда сейфов

+

+

-

-

Инвестиции и ценные бумаги

+

+

+

-

Консультирование 

+

+

+

+

Брокерские услуги

-

+

-

-

Услуги малому бизнесу

+

+

+

-

Расчетно-кассовое обслуживание

+

+

+

+

Документарные операции

+

+

+

+

Размещение денежных средств

+

+

+

-

Инкассация

-

+

-

-

Эквайринг

-

+

-

-

Лизинг

-

+

-

-

Единый договор банковского  обслуживания

+

+

+

+

Инвестиционные банковские услуги  и операции на глобальном рынке

+

+

-

-

Валютно-обменные операции

+

+

+

+

Аккредитация страховых  компаний

-

+

-

-

Хеджирование валютных рисков

-

+

-

-

Услуга оценщика

-

+

-

-

Услуга сюрвейера

-

+

-

-

Инжиниринговые услуги

-

+

-

-

Конверсионные операции

+

+

+

+

Банкнотные операции

+

+

+

+

Операции с драгоценными металлами

+

+

-

-

Операции под ликвидное  обеспечение

-

+

-

-

Факторинговые операции

-

+

+

+

Итого:

26

40

22

19


По данным таблицы 2.17 видно, что преимущества по предоставлению банковских услуг принадлежит «Сбербанку России», на втором месте – Южно-Сахалинский филиал банка «ВТБ 24», третье место у «Альфа-банка», на последнем месте по банковским услугам у банка «Восточный экспресс». Необходимо учесть, что конкурентоспособность услуг банка зависит не только от количественных показателей, но еще и от качественных. Бесспорным лидером является «Сбербанк России», так как у него есть такие уникальные предложения как: сберегательные сертификаты, брокерские услуги, инкассация, эквайринг, лизинг, инжиниринговые услуги, услуга сюрвейера и оценщика, аккредитация страховых компаний, хеджирование валютных рисков.

Также «Сбербанк» является лидером по объему его факторингового портфеля который составляет 24 711 220 тыс. руб

Предложения отделения  банка «ВТБ 24» имеет смысл анализировать  в сравнении с двумя оставшимися конкурентами.  У банка «ВТБ 24» широкий спектр банковских предложений, отсутствующих у двух оставшихся конкурентов, которые участвуют в сравнении: ипотечные кредиты, операции с драгоценными металлами и монетами, аренда сейфов, инвестиционные банковские услуги  и операции на глобальном рынке.  На фоне данного сравнения у «Альфа-банка» можно выделить такие услуги как бонусные и партнерские программы, факторинговые операции, которые отсутствуют у отделения банка «ВТБ 24». «Восточный экспресс банк» предоставляет минимальный набор услуг, которые имеют остальные банки, за исключение социальных карт и социальных банковских продуктов.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что имидж банка играет большую  роль на банковском рынке, где существует концентрация и имеются явно выраженные лидеры. Качество обслуживания – это тот критерий выбора банка, который потенциальный клиент не может оценить объективно до тех пор, пока не начнет пользоваться услугами данного банка. Поэтому клиенты ожидают получить качественное обслуживание, прежде всего, в известных банках, дорожащих своей репутацией.

Основными факторами  конкурентоспособности банка являются: доступность, ассортимент и привлекательность  банковских услуг.

Доступность банковских услуг определяется развитостью и адекватностью региональной сети, экономической значимостью регионов и характеризуется такими параметрами как число отделений и количество банкоматов.

Ассортимент банковских услуг определяется наличием основных и дополнительных банковских услуг. К дополнительным банковским услугам в частности можно отнести инвестиционный банкинг и другие операции коммерческих банков, которые нельзя отнести к классическим.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предоставляемых организацией услуг на примере банка «ВТБ 24»