Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:53, дипломная работа
Цель дипломной работы – повышение конкурентоспособности предоставляемых организацией услуг на примере банка «ВТБ 24».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо последовательное решение следующих задач:
раскрыть основное понятие и содержание конкурентоспособности;
определить методические подходы к оценке конкурентоспособности;
рассмотреть современные особенности и закономерности банковской конкуренции;
раскрыть общую характеристику Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
проанализировать деятельности Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
оценить конкурентоспособность банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»;
разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности банковских услуг «ВТБ 24»;
рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг «ВТБ 24».
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности банковских услуг…...6
Основное понятие и содержание конкурентоспособности……………….6
Методические подходы к оценке конкурентоспособности……………...12
Современные особенности и закономерности банковской конкуренции………………………………………………………………..18
Глава 2. Анализ конкурентоспособности услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………………..27
Общая характеристика Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»…………………………………………27
2.2. Анализ деятельности Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24».......................33
2.3. Оценка конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»……………………43
Глава 3. Повышение конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения «ВТБ 24»……………….64
Основные направления повышения конкурентоспособности банковских услуг………………………………………………64
Мероприятия по повышению конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………..68
Экономическая эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности банковских услуг Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24»………………………………..85
Заключение………………………………………………………………………….91
Список использованной литературы……………………………………………..94
На территории Сахалинской области действует 27 конкурирующих банков (см. Приложение И). Для того, чтобы выбрать главных конкурентов Южно-Сахалинского отделения банка «ВТБ 24», как уже упоминалось выше, проводился опрос, в ходе которого был задан вопрос «Услугами какого банка Вы пользуетесь?» 52% опрошенных ответили «Сбербанк России», 25% - «ВТБ 24», 7% респондентов назвали «Альфа-банк», 15% опрошенных назвали другие банки, среди которых наибольший процент (12%) принадлежит банку «Восточному экспресс».
Таким образом, определились прямые конкуренты Южно-Сахалинского отделения «ВТБ 24» - это 3 самых крупных банка, входящих в состав 30 ведущих банков РФ, которые так же занимают лидирующие позиции по оказанию банковских услуг юридическим и физическим лицам в г. Южно-Сахалинске:
Так как внешняя и внутренняя среда постоянно изменяются под воздействием деятельности, как самого банка, так и других факторов, то необходимо выявить ограничения, возможности, сильные и слабые стороны банков-конкурентов в изменяющейся среде (табл. 2.16).
Таблица 2.16 - Сильные и слабые стороны банков-конкурентов
Банк ВТБ 24 |
Сбербанк России |
Альфа Банк |
Восточный экспресс банк | |
Сильные стороны |
Парковка, электронная очередь, круглосуточная консультация с минимальным ожиданием, бесплатное обслуживание зарплатной карты, бесплатное обслуживание зарплатной карты, банкомат принимает наличные, низкий % по кредитным картам, низкий % по автокредитам, ассортимент ипотечного кредита с низкой % ставкой, ассортимент кредитов для бизнеса, удобный интернет банк, удобный интерфейс сайта.
|
Парковка, электронная очередь, удобный интерфейс сайта, развитая филиальная и банкоматная сеть, возможность банкомата по переводу денег с одной карты на другую, консультации в зале банка, низкий % по оплате ЖКХ, бесплатное обслуживание зарплатной карты, низкий % по потребительским и ипотечным кредитам, ассортимент банковских услуг, реализация социальных и инвестиционных проектов, репутация, работа с пенсионными вкладами, низкий % по кредитам малому бизнесу, факторинговые услуги.Семидневный рабочий день. |
Развитая банкоматная сеть, ассортимент бонусных программ, ассортимент накопительных программ, большой спектр услуг через интернет банкинг, ассортимент услуг по работе с корпоративными клиентами, малым и сред-ним бизнесом, низ-кий % по автокредитам, факторинговые услуги.
|
Развитая филиальная сеть, высокие % по депозитам, 7 дневной рабочий день, высокое качество обслуживания клиентов, оперативная система консультирования и поддержки клиентов, факторинговые услуги. |
Слабые стороны |
Неразвитая филиальная сеть, неразвитая банкоматная сеть, шестидневный рабочий день, отсутствие дисконтных программ, отсутствие бонусных программ, отсутсвие фактоинговых операций.
|
Высокая стоимость фондирования, связанная с преобладанием наиболее «дорогих» срочных частных вкладов в структуре пассивов банка, высокий уровень операционных расходов, низкая рентабельность инвестиций в рублевые гособлигации, имеющих отрицательную реальную доходность. |
Неудобный режим работы, отсутствие собственного здания, отсутствие парковки, неразвитая филиальная сеть, отсутствие электронной очереди, высокие % ставки по кредитам, услуга ипотечное кредитование недоступна в г. Южно-Сахалинске, банкомат не принимает наличные, высокий % по оплате ЖКХ, назойливость в предложении новых услуг, низкий % по депозитам
|
Неразвитая банкоматная сеть, отсутствие электронной очереди, не удобный интерфейс официального интернет сайта, высокие % по кредитам, небольшой спектр услуг, отсутствие ипотечного кредитования, недостаточные усилия по развитию брэнда, низкая конкурентоориентированность, использование ограниченных методов продвижения банковских услуг, |
Окончание таблицы 2.16
отсутствие четкой маркетинговой стратегии развития | ||||
Возможности
|
Выигрыш при вхождении России в ВТО, что вызовет рост внешнеэкономических отношений, усиление позиций на розничном рынке, ухудшение позиций конкурентов, массовое про-движение на рынок предложений по депозитам, снижение инфляции, улучшение инвестиционного климата, резкий рост спроса на отдельные виды банковских продуктов и услуг.
|
Макроэкономическая стабильность, укрепление курса рубля, опережающий рост реальных доходов населения, ожидаемый рост рынка кредитования населения, в том числе потребительского и ипотечного кредитования. Поддержка государства, присвоение Сбербанку статус крупнейшего институционального инвестора в российские рублевые и валютные гособлигации. |
Улучшение инвестиционного
климата в Сах. обл. недостаточно
освоенные виды обслуживания; рост
спроса на отдельные банковские продукты;
наличие маркетинговой |
Увеличение
доли рынка, увеличение льгот
и субсидий от государства,
ослабление конкурентов, снижен |
Угрозы |
Риск роста неплатежей по выданным потребительским кредитам, выход на рынок новых конкурентов, ограниченная ресурсная база, нехватка качественных заемщиков, недоверие населения банкам, рост налогов, недостаточно сформированный рынок банковских услуг.
|
Присоединение России к ВТО приведет к дальнейшей либерализации рынка финансовых услуг, в частности, к снижению барьеров для прихода иностранных банков на российский рынок. Крупные зарубежные банки могут стать прямыми конкурентами для Сбербанка, поскольку позиционируются в том же сегменте рынка банковских услуг, включение банка в систему страхования банковских вкладов на общих основаниях, вероятно, приведет к частичной потере конкурентного преимущества, связанного с госгарантиями по вкладам |
Сложность возврата просроченных кредитов; выход на рынок новых конкурентов; изменение предпочтений клиентов; минимальное время и пакет документов для оформления кредита у конкурентов; нехватка качественных заемщиков; огромное количество предприятий, с «черной» оплатой труда.
|
Снижение темпов развития отрасли, усиление финансового кризиса, упадок экономической активности потребителей банковских услуг, рост инфляции и процентных ставок, банкротство |
По данным таблицы 2.16 можно сказать, что в рамках анализа сильных сторон Южно-Сахалинской отделение банка «ВТБ 24» уступает только Сбербанку России. Третье и четвертое место поделили между собой «Альфа-банк» и «Восточный экспресс банк» соответственно. В категории «Слабые стороны» дела обстоят аналогично: меньше всего слабых сторон у Сбербанка России, затем следует отделение банка «ВТБ 24», далее «Альфа-банк» и группу замыкает «Восточный экспресс банк». Анализируя «Возможности» и «Угрозы» ясно видно, что в условиях не оформившейся среды Сахалинских банковских услуг у всех банков есть благоприятные возможности, которые преобладают над угрозами. В особенности благоприятная ситуация в соотношении возможности-угрозы у лидеров рынка банковских услуг, а именно «Сбербанк России» и отделение банка «ВТБ 24».
Слабости каждого банка с течением времени приобретут всё большее значение при небольшом увеличении сил банка. Данный анализ не только позволяет выполнить формирование стратегий развития каждого из рассмотренных банков, но и поможет обосновать выбор конкретного набора стратегий.
Для того чтобы оценить конкурентоспособность банка, сравним стандартный перечень банковских услуг в таблице 2.17.
Таблица 2.17 - Перечень предоставляемых банковских услуг
Наименование услуг |
ВТБ 24 |
Сбербанк |
Альфа-банк |
Восточный экспресс банк |
Потребительские кредиты |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ипотечные кредиты |
+ |
+ |
- |
- |
Автокредиты |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вклады |
+ |
+ |
+ |
+ |
Социальные банковские продукты |
+ |
+ |
- |
+ |
Сберегательные сертификаты |
- |
+ |
- |
- |
Кредитные карты |
+ |
+ |
+ |
+ |
Дебетовые карты |
+ |
+ |
+ |
+ |
Зарплатные карты |
+ |
+ |
+ |
+ |
Социальные карты |
- |
+ |
- |
+ |
Партнерские, бонусные программы |
- |
+ |
+ |
- |
Обслуживание vip клиентов |
+ |
+ |
+ |
- |
Дистанционное обслуживание |
+ |
+ |
+ |
+ |
Банковское страхование |
+ |
+ |
+ |
+ |
Окончание таблицы 2.17
Переводы денежные |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Драгоценные металлы и монеты |
+ |
+ |
- |
- | |
Аренда сейфов |
+ |
+ |
- |
- | |
Инвестиции и ценные бумаги |
+ |
+ |
+ |
- | |
Консультирование |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Брокерские услуги |
- |
+ |
- |
- | |
Услуги малому бизнесу |
+ |
+ |
+ |
- | |
Расчетно-кассовое обслуживание |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Документарные операции |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Размещение денежных средств |
+ |
+ |
+ |
- | |
Инкассация |
- |
+ |
- |
- | |
Эквайринг |
- |
+ |
- |
- | |
Лизинг |
- |
+ |
- |
- | |
Единый договор банковского обслуживания |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Инвестиционные банковские услуги и операции на глобальном рынке |
+ |
+ |
- |
- | |
Валютно-обменные операции |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Аккредитация страховых компаний |
- |
+ |
- |
- | |
Хеджирование валютных рисков |
- |
+ |
- |
- | |
Услуга оценщика |
- |
+ |
- |
- | |
Услуга сюрвейера |
- |
+ |
- |
- | |
Инжиниринговые услуги |
- |
+ |
- |
- | |
Конверсионные операции |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Банкнотные операции |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Операции с драгоценными металлами |
+ |
+ |
- |
- | |
Операции под ликвидное обеспечение |
- |
+ |
- |
- | |
Факторинговые операции |
- |
+ |
+ |
+ | |
Итого: |
26 |
40 |
22 |
19 |
По данным таблицы 2.17 видно, что преимущества по предоставлению банковских услуг принадлежит «Сбербанку России», на втором месте – Южно-Сахалинский филиал банка «ВТБ 24», третье место у «Альфа-банка», на последнем месте по банковским услугам у банка «Восточный экспресс». Необходимо учесть, что конкурентоспособность услуг банка зависит не только от количественных показателей, но еще и от качественных. Бесспорным лидером является «Сбербанк России», так как у него есть такие уникальные предложения как: сберегательные сертификаты, брокерские услуги, инкассация, эквайринг, лизинг, инжиниринговые услуги, услуга сюрвейера и оценщика, аккредитация страховых компаний, хеджирование валютных рисков.
Также «Сбербанк» является лидером по объему его факторингового портфеля который составляет 24 711 220 тыс. руб
Предложения отделения банка «ВТБ 24» имеет смысл анализировать в сравнении с двумя оставшимися конкурентами. У банка «ВТБ 24» широкий спектр банковских предложений, отсутствующих у двух оставшихся конкурентов, которые участвуют в сравнении: ипотечные кредиты, операции с драгоценными металлами и монетами, аренда сейфов, инвестиционные банковские услуги и операции на глобальном рынке. На фоне данного сравнения у «Альфа-банка» можно выделить такие услуги как бонусные и партнерские программы, факторинговые операции, которые отсутствуют у отделения банка «ВТБ 24». «Восточный экспресс банк» предоставляет минимальный набор услуг, которые имеют остальные банки, за исключение социальных карт и социальных банковских продуктов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что имидж банка играет большую роль на банковском рынке, где существует концентрация и имеются явно выраженные лидеры. Качество обслуживания – это тот критерий выбора банка, который потенциальный клиент не может оценить объективно до тех пор, пока не начнет пользоваться услугами данного банка. Поэтому клиенты ожидают получить качественное обслуживание, прежде всего, в известных банках, дорожащих своей репутацией.
Основными факторами
конкурентоспособности банка
Доступность банковских услуг определяется развитостью и адекватностью региональной сети, экономической значимостью регионов и характеризуется такими параметрами как число отделений и количество банкоматов.
Ассортимент банковских услуг определяется наличием основных и дополнительных банковских услуг. К дополнительным банковским услугам в частности можно отнести инвестиционный банкинг и другие операции коммерческих банков, которые нельзя отнести к классическим.