Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 12:19, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Объектом данного исследования является конкурентоспособность организации ООО «Кубань-Авто-Деталь» на автомобильном рынке
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
1 Основные теоретические аспекты концепции конкурентоспособности предприятия ……………………………………………………………...… 6
1.1 Теоретические особенности понятия конкурентоспособность предприятия………………………………..…………..………………. 6
1.2 Основные методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия…………………………………..………………………. 14
1.3 Маркетинговая стратегия, как основа конкурентоспособности организации…………………………...……………………………… 17
2 Оценка конкурентного положения ООО «Кубань-Авто-Деталь» на рынке автомобилей Краснодарского края……………………..………..….……... 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Кубань-Авто-Деталь»………………………………………………………… 25
2.2 Методика и анализ социально-экономических показателей предприятия ООО «Кубань-Авто-Деталь»»……………………… 29
2.3 Методика и анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Кубань-Авто-Деталь»……………………………………….……... 41
3 Разработка предложений и рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Кубань-Авто-Деталь»……………….... 46
3.1 Общие предложения и рекомендации направленные на повышение конкурентоспособности ООО «Кубань-Авто-Деталь»…………… 46
3.2 Разработка предложений направленных на совершенствование кадровой политики, как фактора увеличения конкурентоспособности ООО «Кубань-Авто-Деталь»…………… 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………………………………………………………… 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 61
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………………………………………………………… 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 61
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи - экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы - непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.
Повышение конкурентоспособности является неотъемлемой частью эффективной деятельности предприятия, в вязи с этим данному направлению должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства фирмы. Данная деятельность должна носить постоянный и системный характер, а также постоянно совершенствоваться и развиваться. Данные для выявления направлений повышения конкурентоспособности организаций, должны браться из аналитической работы, которая содержит анализ рынка и конкурентов.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Объектом данного исследования является конкурентоспособность организации ООО «Кубань-Авто-Деталь» на автомобильном рынке
Предметом исследования – комплекс проблем, связанных с развитием конкурентоспособности организации ООО «Кубань-Авто-Деталь».
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических вопросов теории конкурентоспособности организации на рынке, а также разработка направлений повышения конкурентоспособности организации
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические особенности понятия конкурентоспособность предприятия;
– исследовать основные методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;
– изучить маркетинговую стратегию, как основу конкурентоспособности организации;
– дать организационно-экономическую характеристику ООО «Кубань Авто-Деталь»;
– провести анализ социально-экономических показателей предприятия ООО «Кубань-Авто-Деталь»;
– дать оценку конкурентоспособности предприятия ООО «Кубань - Авто-Деталь»;
– на основе проведенного исследования разработать рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности ООО «Кубань-Авто-Деталь».
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы: учебная и научная литература, материалы периодических печатных изданий, законодательные и нормативные акты, связанные с исследуемой проблемой.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные концепции и гипотезы, подходы, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам эффективности управления оборотными активами организации.
Вопросом изучения конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы многих авторов: Г. Л. Багиева, Т.А. Блашенковой, Х. Виссема, О.С. Виханского, И.Н. Герчикова, Е.П., А. Глухова, Голубкова, А.П. Градова, М.Г. Долинской, А.В. Дюкова, М.О. Ермоловой, , В.С. Ефремова, П.Ф. Друкера, Ж-Ж. Ламбена, О. Монкина, Г.А. Морозовой, М. Портера, А.В. Фисун, Р.А. Фатхутдинова.
В работе использованы различные методы: статистическая группировка, наблюдение, сравнение, выборочные статистические обследования, методы анализа и синтеза.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех разделов. В первом разделе определены сущность понятия конкурентоспособность предприятия, изучены особенности влияния маркетинговой стратегии на развитие конкурентоспособности организации.
Во втором разделе приводится организационно-экономическая характеристика ООО «Кубань-Авто-Деталь», проведен финансово-экономический анализ изучаемого предприятия, дана оценка конкурентоспособности ООО «Кубань-Авто-Деталь».
В третьем разделе разрабатываются предложения и рекомендации направленные на повышение конкурентоспособности предприятия ООО «Кубань-Авто-Деталь».
1 Основные теоретические аспекты концепции конкурентоспособности предприятия
1.1Теоретические особенности понятия конкурентоспособность предприятия
С середины 70-х годов понятие конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке хозяйственных позиций России. В условиях жесткой конкуренции с импортными товарами предприятиям необходимо осваивать методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности предприятия должен стать показателем экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности предприятий, в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для существования и развития отечественных предприятий.
Необходимо отметить, что в настоящий момент, концепция конкурентоспсобности содержит множество разработок, различных отечественных и зарубежных авторов. Однако единый подход, к оценке конкурентоспсобности предприятия учеными не выработан, в связи с чем данная тема тредует теоретического обзора.
Прежде всего требуется отметить, что различают конкурентоспособность товаропроизводителей, товаров , отраслей, а также стран. Между данными уровнями существует определенная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой.
Повышение конкурентоспособности является неотъемлемой частью эффективной деятельности предприятия, в вязи с этим данному направлению должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства фирмы. Данная деятельность должна носить постоянный и системный характер, а также постоянно совершенствоваться и развиваться. Данные для выявления направлений повышения конкурентоспособности организаций, должны браться из аналитической работы, которая содержит анализ рынка и конкурентов.
Проанализируем определения категории «конкурентоспособность предприятия», данные некоторыми авторами:
Например, Герчиков И.Н. дает следующее определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов» [5, с.92]
Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» [22, с.79].
Дюков А.В. «Конкурентоспособность
промышленного предприятия – это комплексная
характеристика субъекта хозяйствования
за определенный период времени в условиях
конкретного рынка, отражающая превосходство
перед конкурентами по ряду определяющих
показателей – финансово-экономических,
маркетинговых, производственно-
Необходимо особо выделить мнение Кузьмин Д., который отмечает следующее: «Слово «конкурентоспособность» сегодня стало важнейшим в лексиконе руководителей российских предприятий и специалистов в области качества. И это не случайно: после вступления России в ВТО повышение конкурентоспособности из метода развития предприятий превратилось в условие их выживания» [25, с.19]
За последние десять лет в понимании мировым менеджерским сообществом вопросов конкурентоспособности произошел революционный
переворот. К сожалению, в российской управленческой и экспертной среде этот переворот прошел почти незамеченным.
Прежде всего необходимо осознать, что современная глобальная экономика — это не только рынок товаров, но и высококонкурентные рынки труда, капитала, сырья. Еще 10–15 лет назад можно было делать основной упор на конкурентоспособность товара. Однако в обстановке, которая сложилась сегодня, предприятие, имеющее высокую конкурентоспособность на товарном рынке, но низкую — на рынке труда, или на сырьевом рынке, или на рынке инвестиций, быстро потеряет устойчивость, а потом или разорится, или будет поглощено. Нужно уметь не только создавать и продавать товары, но и привлекать кадры требуемой квалификации, удерживать сотрудников, обладающих важными компетенциями, искать доступ к источникам сырья, инвестиций, современных технологий. Именно поэтому мировые корпорации часто открывают свои филиалы в местах, где присутствуют кадры требуемой компетенции, или поближе к источникам сырья и инвестиций. Операционные издержки в результате могут вырасти, а показатели конкурентоспособности на товарном рынке — снизиться. Но зато увеличиваются показатели конкурентоспособности на рынке труда или на рынке капитала, а главное — показатели устойчивости развития предприятия.
Конкурентоспособность предприятия – сложный комплексный показатель, т. е. ее оценку нельзя свести к определению одного показателя.
С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать следующее определение: конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Методы управления конкурентоспособностью организации во многом зависят от того, на каком рынке она ведет свою хозяйственную деятельность, какой тип товара или услуги производит. Однако существуют общие правила, которые необходимо соблюдать как на потребительских, так
и на промышленных и b-2-b-рынках.
Методология менеджмента дает представление о логике построения этой деятельности через понимание ее целей, а также средств их достижения. К основным компонентам методологии относят ориентиры, приоритеты, принципы, совокупность методов и средств управления. Особое внимание в ней уделяется описанию процесса применения тех или иных средств (рычагов воздействия на объект управления) и методов (способов использования рычагов воздействия). Наиболее существенным компонентом методологии, определяющим выбор и использование тех или иных моделей, приоритетов, средств и методов, является научный подход.
В публикациях, освещающих вопросы конкуренции, к числу основных обычно относят следующие научные подходы к управлению субъектами
производственно-хозяйственной деятельности:
– маркетинговый;
– функциональный;
– воспроизводственно-
– инновационный;
– эксклюзивный;
– интеграционный;
– виртуальный;
– глобальный;
– ситуационный;
– нормативный;
– оптимизационный;
– стандартизационный;
– структурный;
– процессный;
– директивный;
– поведенческий;
– комплексный;
– системный.
Обратимся к содержанию этих подходов в контексте проблемы управления конкурентоспособностью фирмы, рассматривая их в диалектической взаимосвязи.
Маркетинговый подход, по нашему мнению, является основополагающим, поскольку включает анализ существующих и прогнозирование будущих потребностей клиентов, сегментацию рынка, управление товарным ассортиментом, ценообразование, продвижение и распределение товара — иными словами, все, что позволяет фирме создавать неценовые и ценовые характеристики своей продукции, более привлекательные для покупателей, чем аналогичные характеристики продукции конкурентов, и опережать последних в области продаж целевым группам потребителей.
Информация о работе Повышение конкурентоспособности организации