Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:25, курсовая работа
По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность.
Введение
1.Теоритические основы конкурентоспособности организации
в условиях динамично развивающей экономики.
1.1 Сущность конкурентоспособности организации.
1.2 Показатели оценки конкурентоспособности организации.
1.3 Основные направления формирования конкурентных преимуществ.
2. Оценка конкурентоспособности организации.
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации.
2.2 Анализ конкурентоспособности организации.
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции ( услуги) организации.
3. Пути повышения конкурентоспособности организации в условиях
рыночных отношений.
3.1 Основные направления повышения конкурентных преимуществ.
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение Образования
«Гомельский государственный технический
университет имени П. О. Сухого»
Кафедра «Экономика и управление в отраслях ».
Курсовая работа по курсу «Менеджмент ».
Тема: « Конкурентоспособности организации и пути ее повышения эффективности».
Содержание.
Введение
1.Теоритические основы
конкурентоспособности
в условиях динамично развивающей экономики.
1.1 Сущность
1.2 Показатели оценки конкурентоспособности организации.
1.3 Основные направления
формирования конкурентных
2. Оценка конкурентоспособности организации.
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации.
2.2 Анализ конкурентоспособности организации.
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции ( услуги) организации.
3. Пути повышения
рыночных отношений.
3.1 Основные направления повышения конкурентных преимуществ.
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Введение
По мере перехода к
рынку предприятие, получая экономическую
самостоятельность в ведении
производственно-хозяйственной
Конкуренция — прогресс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для содержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов.
Конкуренция одновременно
имеет и положительные и
1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;
3) в известной мере
выравнивает норму прибыли на
капитал и уровень заработной
платы во всех отраслях
К числу негативных сторон можно отнести:
1) придает бизнесу
определенную нестабильность, создает
условия для безработицы,
2) ведет к дифференциации
доходов и создает условия
для их несправедливого
3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.
Конкурентоспособность в рыночной
экономике является основным фактором
коммерческого успеха предприятия.
В свою очередь, зависит от качества
менеджмента и
Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Вместе с тем, политика
многих предприятий в области
обеспечения
Разработка новых
Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: исследование механизма управления конкурентоспособностью на примере конкретного предприятия и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- теоретические основы конкурентоспособности организации в условиях динамично развивающейся экономики;
- оценка конкурентоспособности организации;
- пути повышения конкурентоспособности организации в условиях рыночных отношениях.
Поставленные задачи определили структуру, которая включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В первой главе раскрыто
понятие «
Во второй главе дана технико-экономическая характеристика и изучен механизм обеспечения конкурентоспособности на рассматриваемом предприятии
В третьей главе представлены предложения по повышению уровня конкурентоспособности рассматриваемого предприятия на базе проведенного анализа.
Методы, при помощи которых будет осуществляться оценка конкурентоспособности организации – коэффициентный метод (коэффициенты, платежеспособности, ликвидности, деловой активности, рентабельности), методики факторного, сравнительного анализа (методы вертикального и горизонтального анализа), табличный и графический методы. Основой для проведения финансового анализа является, главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс (форма № 1) и приложение к балансу: отчет о прибылях и убытках
Методологическую и теоретическую основу данной работы составили переводные труды западных ученых, а также труды ведущих российских ученых в области экономики и финансового менеджмента, таких как Веснин В.Р., Виханский В. Р., Наумов А.И., Головачев А.С и другие.
1.Теоритические основы
конкурентоспособности
1.1. Конкурентоспособность промышленной организации
Проблема
Термин “конкурентоспособность”
1) со стороны товара:
– характеристика товара, которая отличает его от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение;
– совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его сравнительные позиции на рынке сбыта;
– соответствие товара условиям рынка не только по своим техническим, экономическим и иным характеристикам, но и по коммерческим и другим условиям их реализации.
2) со стороны предприятия:
– возможность предоставлять покупателям преимущества по цене, качеству и условиям поставки;
– преимущества по факторам производства (расходы на рабочую силу и оплату кредитов, производительность труда, стоимость сырья, амортизация основного капитала, налогообложение, качество изделий и др.) и реализации (цена, сроки поставки, гарантии, послепродажное обслуживание, условия кредитования и др.);
– способность продать
товар на рынке или способность
организации постоянно
Конкурентоспособность товара и предприятия, производящего или реализующего товар, соотносятся между собой как часть и целое [2, с. 18]. Возможность предприятия конкурировать на определенном отраслевом рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности выполняемых функций, направленных на достижение результата. Но имеется между ними и существенное отличие. Оценку конкурентоспособности продукции дает потребитель, которого не интересует ни технологическая, ни экономическая сторона хозяйственного процесса фирмы. Оценку конкурентоспособности организации дает сам предприниматель, решающий, выгодно ли ему в конкретных условиях на рынке заниматься производством или реализацией того или иного товара (услуги).
Противоположные интересы производителя и потребителя указывают на диалектический характер взаимосвязи понятий “конкурентоспособность организации” и “конкурентоспособность продукции”. С одной стороны, для эффективного функционирования капитала и поддержания его конкурентоспособности производителю нужен конкурентоспособный товар. С другой – повышение полезного эффекта товара, способствующее росту его конкурентоспособности, может существенно повысить издержки и снизить рентабельность, что отрицательно повлияет на конкурентоспособность организации.
Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности организация должна постоянно работать над оптимизацией качества, затрат по его обеспечению и цен реализации, добиваясь преимущества по этим показателям перед основными конкурентами и оценивая результаты своей деятельности с позиций потребителя, так как его мнение решающее. Отказ потребителя в пользу конкурента указывает на низкую конкурентоспособность.
Следовательно, конкуренция обеспечивает стимулирование производства, способствует максимальному удовлетворению потребностей. Она отбирает наиболее эффективные организации, заставляя постоянно осуществлять экономию ресурсов, снижать цену.
Конкурентоспособность
является экономической категорией
(характеристикой), определяющей рыночный
механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать
производительность и эффективность производственно-сбытовой
деятельности под угрозой вытеснения
с конкретного целевого рынка [9, с. 427].
Действия этого механизма как экономического
рычага заставляют производителей постоянно
заниматься повышением качества и конкурентоспособности
своих товаров и услуг. Реализация этой
задачи требует проведения необходимых
изменений в производственной деятельности
предприятия для формирования конкурентных
преимуществ, обеспечивающих ему сохранение
и укрепление рыночной позиции в длительной
перспективе. При этом рынок объективно
и строго оценивает усилия всех производителей
в этом направлении. Это нашло отражение
в том, что конкурентоспособность стала
главным показателем успеха предприятия
на рынке. Конкурентоспособность является
многоаспектным понятием соответствия
конкретного товара условиям рынка и конкретным
требованиям потребителей в части качественных,
технических, экономических, эстетических
и других характеристик, а также необходимым
моментом его реализации в условиях конкуренции
(цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис,
реклама и т.п.). Кроме того, конкурентоспособность
характеризует деятельность предприятия
по занятию и удержанию устойчивой позиции
на рынке. Под конкурентоспособностью
понимается комплекс потребительских
и стоимостных (ценовых) характеристик
товара, определяющих успех этого товара
и его производителя на рынке.
Успех конкретного товара на рынке означает предпочтение потребителя, отданное предприятию-производителю этого товара в условиях широкого предложения товаров-аналогов конкурентами (другими производителями). В условиях рынка каждый потребитель всегда приобретает тот товар, который в большей мере удовлетворяет его потребности. Совокупность потребителей, отдавших предпочтение товару конкретного производителя, является объективной оценкой (характеристикой) удовлетворения общественной потребности этим товаром по сравнению с другими производителями. Таким образом, конкурентоспособность товара (услуги) характеризует и конкурентоспособность предприятия-производителя.
Цели предприятия, как правило, имеют временную привязку, поэтому можно сказать, что конкурентоспособность предприятия определяется его способностью вести успешную (в отношении достижения поставленных целей) деятельность в условиях конкуренции в течение определенного периода времени.
Информация о работе Конкурентоспособности организации и пути ее повышения эффективности